Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:45, контрольная работа
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
1. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие музыкальности детей.
2. Содержание, различные классификации музыкально-дидактических игр для дошкольников.
3. Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников.
4. Практическое задание.
5. Заключение.
6. Список литературы.
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Тема: Музыкально-дидактические игры в музыкальном развитии дошкольников
Выполнила:
студент группы В-35
Трофимова Ю.Н.
Проверила:
преподаватель
Мурашева В.В.
Соликамск, 2014
План
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. [1, 256]
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря
своему разнообразию, музыкально-дидактические
игры и пособия имеют большое
значение в воспитании
Существуют различные виды классификаций музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
- Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.;
- Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.;
- Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.;
- Игры, развивающие динамический слух: «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. [5, 39]
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко - тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А.Ветлугина разделяет
все музыкально-дидактические
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
Третьей группе
дидактических игр
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
- Спокойное музицирование;
- Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
- Игры, построенные по типу хороводных. [4,116]
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.
Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Как считает Н.Г. Кононова: «Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса» [6, 14].
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием должен объяснить игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.
К сожалению, воспитатели недооценивают значение музыкальных игр в развитии дошкольников и поэтому не часто используют их в быту детского сада. Одной из причин, на которую указывают воспитатели, является то, что рекомендованные «Программой» игры - малоинтересны детям по тематике и содержанию. Другой причиной, о которой часто приходиться слышать от воспитателей, является отсутствие времени для организации этого вида игр.
Такое отношение к ценнейшему музыкальному материалу, вызывает недоумение. Ведь музыкальные игры, помогают педагогу развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки
(веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности: скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотнесение звуков по времени (ритм). Музыкальные игры развивают детское творчество, фантазию, воображение; содействуют формированию музыкального вкуса и оценочных суждений.
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная предметно - развивающая среда в каждой группе детского сада.
Анализ зоны музыкального развития МАДОУ Детский сад №2 «Зёрнышко» средняя группа №9
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет имеется:
Информация о работе Музыкально-дидактические игры в музыкальном развитии дошкольников