Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.
Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении. В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

К простым свойствам, к примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его  состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.

Также в структуре  качества дошкольного образования  можно выделить качество дидактической  системы развития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельности дошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности  детей (занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детской деятельности.

Для изучения и  оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих  исследовать объект мониторинга в полном объеме.

При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.

Таким образом, проблема поиска путей обеспечения  качества образования на всех уровнях  образовательной системы становится особо актуальной.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования. 

 

1.3 Организация  методической работы на диагностической  основе

Важное место  в оптимизации управления ДОУ  занимает проблема повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работой в ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогический процесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей и родителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, что позволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и стимулирующих творчество педагогов.

Педагогическая  диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она  направлена не на развитие детей, а  на улучшение условий образования, его эффективности, а с другой стороны – на развитие и самосовершенствование  самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика – это система  методов и приемов, специально разработанных  педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Педагогическая  диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень  развития воспитанников. Ее главное  предназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Причинами низкого  качества образовательных услуг  могут быть конкретные просчеты в  профессиональной подготовке воспитателей, устаревшие образовательные программы и педагогические технологии и методики работы с детьми, бессистемный набор новаций, отсутствие взаимодействия с родителями, просчеты в организации материальной развивающей среды в дошкольном учреждении и многие другие причины.

Выявить их, оказать  воспитателю консультативную помощь, дать конкретные рекомендации по совершенствованию работы с детьми и родителями воспитанников, разработать план реализации управленческого решения по повышению качества образовательных услуг дошкольного учреждения – главное направление методической работы.

В процессе изучения педагогической деятельности воспитателя  оцениваются его профессиональные умения руководить разными видами деятельности дошкольников (игровой, театрально-художественной, трудовой и т.д.); профессиональные умения по руководству развитием речи; профессиональные умения и качества, необходимые для общения с детьми.

Для данного  изучения педагогической деятельности воспитателя И.А.Комарова, Р.Л.Непомнящая предлагают оценочные шкалы.

Этими же авторами разработана оценочная шкала для изучения педагогического мастерства педагогов: проявление профессиональных качеств воспитателя, организационно-методических умений, личностных особенностей, внешние проявления.

Основной задачей  для руководителя в координации  педпроцесса остается контроль над работой воспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.

Педагогическая  диагностика позволяет в интегрированном  виде решить следующие задачи:

·  Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса;

·  Критическое апробирование и применение той или иной педагогической технологии;

·  Достижение результативности и эффективности педпроцесса;

·  Возможности прогнозирования развития личности дошкольника.

Владение педагогической диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом осмыслении своей работы.

Разделы повышения  квалификации воспитателей в данном направлении:

1.         Сообщение научно-теоретических знаний. Необходимо добиться понимания, что педагогическая диагностика – это не перечень диагностических методик и процедур, а теоретический фундамент практической деятельности, как и вся методика. Критерии, которые позволяют дать оценку качеству диагностического измерения:

·                    Объективность;

·                    Надежность (точность);

·                    Валидность (достоверность).

2.         Корректировка проводимой диагностики развития детей дошкольного возраста.

3.         Формирование представлений о диагностике педпроцесса.

Диагностика не исключает педагогический контроль. Некоторые научные работники (Багаутдинова С.Ф.) рекомендуют попробовать привлечь воспитателей к преобразованию системы  существующего педагогического контроля посредством использования в нем диагностики. А именно: отказаться от регламентированного контроля, придерживаться принципа доверия, возможно, перейти на самоконтроль и взаимный контроль, соотнести контрольные этапы с диагностическими компонентами, особенно с анализом и прогнозированием. Таким образом построить модель педагогического контроля.

Следующий этап работы – выбор эффективной технологии диагностирования, включающей комплекс эффективных и рациональных методов  анализа и создание условий для их использования, определение формы, способа регистрации результатов и показателей.

Проблема педагогического  контроля и педагогической диагностики  актуальна и для руководителей  ДОУ.

С одной стороны, необходимо стимулировать творчество и свободу педагогов, а с другой – регулировать и корректировать этот процесс.

Создание модели педагогической диагностики позволит решать вопросы прогнозирования  работы в ДОУ, аттестации ДОУ и  педколлектива, выявление соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту.

В настоящее  время педагог дошкольного учреждения должен обладать компетентностью, креативностью, готовностью к использованию  и созданию инноваций, умению вести  опытно-экспериментальную работу.

Под культурой практической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:

·     Новизна в постановке целей и задач;

·     Глубокая содержательность;

·     Оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

·     Разработка новых концепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

·     Способность сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.

Освоение специалистами  ДОУ методики педагогической диагностики  является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

Педагогам необходимо овладеть:

·     Методами психолого-педагогической диагностики развития детей;

·     Методами изучения особенностей педагогической культуры родителей;

·     Методами психолого-педагогической самодиагностики;

·     Умением оценивать материальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду;

·     Способами анализа и обобщения материалов диагностики педагогического процесса.

Выводы по первой главе:

На основе анализа психолого-педагогической теории удалось выяснить следующее:

1.         Проблема использования мониторинга в образовательном учреждении актуальна, так как мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых, прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

2.         Определить основные направления диагностической деятельности старшего воспитателя: диагностика профессионального труда воспитателей, творческого потенциала и творческой деятельности воспитателей, диагностика педагогического взаимодействия в работе с детьми; помощь воспитателям в диагностике развития детей; организация и руководство самодиагностикой педагогов.

 

 

 


Информация о работе Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования.