Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.
Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении. В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Введение

На современном  этапе образования важнейшим  структурным и функциональным компонентом  образовательной системы является оценивание результативности образования  по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем  образованности.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении. В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом, который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий».

В современной  педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней. Обоснование проблемы.

Реформирование  современной системы дошкольного  образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования. Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг. Опыт показывает, что многие руководители дошкольных учреждений имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в практике. Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

 

 

 

 

 

Глава I. Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования 

 

1.1 Актуальность  проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

·        Воспитатели;

·        Руководитель;

·        Родители.

В зависимости  от выбранного объекта мониторинга  определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто  путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень  сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика –  есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

·          Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

·         Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

·         При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1.         Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2.         Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3.         Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4.         Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5.         Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к  нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

·          Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

·          Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

·          Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

·          Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой  Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

1.         Непрерывность (постоянный сбор данных);

2.         Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3.         Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4.         Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров); 5.         Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в  образовании будет неполным без  учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной  системы, которое выражают руководители.

Вообще между  этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему  распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано  с тем, что выделяют только две  группы способов осуществления мониторинга:

1.         Способ сбора информации и регистрации текущей информации;

2.         Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

 

Таким образом, актуальность проблемы использования  мониторинга в образовательном  учреждении заключается в:

1.         определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2.         обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3.         осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса; 4.         прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

1.2 Мониторинг качества  образования в дошкольном учреждении

А.Талых рассматривает  определение педагогического мониторинга  в совокупности. Автор считает, что  начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.

Качество образования  следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной  системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования  показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным учреждением.

Можно выделить следующие этапы сбора информации:

1.         Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом;

2.         Выявление условий реализации выбранных программ и технологий;

3.         Определение интересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;

4.         Помочь педагогам овладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;

5.         Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.

Е.Н.Степанов предлагает алгоритм изучения эффективности воспитания:

 

 

·  Определение цели и задач изучения;

·  Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

·  Выбор методик изучения;

·  Подготовка диагностического инструментария;

·  Исследование испытуемых;

·  Обработка и интерпретация результатов исследования;

·  Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения;

Диагностика эффективности  деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».

В мониторинговом исследовании используются различные  способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др. 

О.А.Сафоновой  разработана система мониторинга  качества образования, реализуемого дошкольным учреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования, который предполагает:

1.         выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам).

2.         сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных;

3.         принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.

О.А.Сафоновой  разработана система мониторинга  качества образования в дошкольном учреждении представленная в виде четырех блоков:

1.         Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).

2.         Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).

3.         Качество управления.

4.         Качество результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.

В свою очередь  каждый из компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных  элементов, в совокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).

Представленные  блоки и входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества образования.

В структуре  качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих  качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам. Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность, эффективность и др.

Информация о работе Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования.