Модернизация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Файлы: 1 файл

модернизация образования.docx

— 46.18 Кб (Скачать)

5) Во взаимосвязи  с проходящим реформированием  военного образования рабочей  группой предложено рассмотреть  вопрос об организации общепрофессиональной  подготовки офицеров по специальностям  инженерного, социально-экономического  и гуманитарного профиля преимущественно  на базе гражданских учебных  заведений высшего и среднего профессионального образования, а также о создании межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.

 

3.3. По модернизации  экономики образования

 В этой  своей части доклад рабочей  группы Госсовета наиболее близок  к правительственной программе.  Однако в нем более жестко  и определенно, чем в правительственных  документах, поставлен вопрос о  крайнем недофинансировании системы  образования и необходимости  резкого увеличения ассигнований  в этой сфере при проведении  ее всесторонней модернизации. Сегодня  реальное недофинансирование образовательных  учреждений достигает 60%, чего  нет ни в одной стране мира. Бюджетные расходы на образование  составляют только 3% ВВП, что также  много ниже мировых стандартов. Необходимо в ближайшие три-четыре  года удвоить финансирование  профессионального образования  и увеличить финансирование общего  образования минимум на 50%. При  том, повторим, непременном условии,  что в самой системе образования  начнутся глубокие, качественные  изменения, без чего любые ассигнования  уйдут в "черную дыру" нынешнего  устройства отрасли. В этом  смысле возвращение государства  в образование - это не безответное  и безадресное увеличение его  финансирования. Это в первую  очередь финансирование проводимой  государством модернизации образования.

 

3.4. Повышение  социального статуса и профессионального  уровня педагогических кадров, усиление  их государственной поддержки

 Проблематика  данного раздела доклада рабочей  группы, раздела, который является, пожалуй, наиболее сильным, вовсе  не присутствует в правительственной  программе. Между тем улучшение  социально-экономического положения  педагогов, повышение их профессионализма, формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, не только одно из приоритетных направлений образовательной политики, но и решающее условие модернизации образования. Отсутствие этой проблематики в правительственных документах можно объяснить только примитивным технократизмом, явным пренебрежением к человеку и человеческому фактору, возобладавшими во властном сознании за последние десять лет.

 Пересказывать  новации данного раздела доклада  - значит переписывать его заново. Отметим лишь, что стержнем здесь  является федеральная программа  "Педагогические кадры России", которая разворачивается по трем  основным направлениям: "Повышение  статуса педагогического работника", "Усиление государственной поддержки  педагогических и управленческих  работников образования", "Повышение  профессионализма педагогических  кадров". Первые два направления  включают обширный комплекс мер:  переход на оплату труда работников  общего образования с уровня  субъектов Федерации; повышение  минимальной ставки педагогических  работников до уровня не ниже  прожиточного минимума; отказ от  ЕТС в сфере образования и  переход на отраслевую систему  оплаты труда, что позволит  государству опережающими темпами  повышать учительскую зарплату; введение надбавок молодым специалистам  и за продолжительность непрерывной  работы в образовательных учреждениях,  а также надбавок, стимулирующих  высокие результаты педагогической  деятельности; предоставление отсрочки  от призыва в армию молодым  специалистам-педагогам и многое  другое. (К сожалению, из данного  комплекса мер по настоянию,  как это ни парадоксально, образовательного  ведомства были сняты два существенных  момента: а) закрепленная "Законом  о развитии образования в г.  Москве" пятидесятипроцентная скидка  по оплате содержания детей  молодых педагогов в дошкольных  учреждениях и б) предложенные  Я.И.Кузьминовым льготы по оплате  обучения детей учителей в  платном секторе средних и  высших профессиональных учебных  заведений.)

 В рамках  третьего направления в качестве  ключевой задачи выделено решительное  и всестороннее реформирование  педагогического образования - его  организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной  практикой и т.д. Реформа педагогического  образования давно должна была  бы стать опережающей, однако  на деле она фактически не  состоялась. И педагогические вузы  сегодня не только не дают  необходимых кадров для школы,  но объективно являются одним  из главных препятствий на  пути обновления и развития  отечественного образования.

 В значительной  мере этот же упрек может  быть адресован и нынешнему  состоянию педагогической науки  с ее головным учреждением  - Российской академией образования,  резко отстающей от процессов,  которые идут и в обществе, и в образовании, давно нуждающейся  в глубоком, качественном обновлении. Доклад рабочей группы Госсовета  подчеркивает, что требуется в  первую очередь кардинальная  перестройка самой организации  педагогической науки, изменение  изживших себя принципов ее  финансирования, когда средства  выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений. Необходимы также неотложные  и решительные усилия для преодоления  оторванности академической педагогической  науки от запросов современного  общества и передовой образовательной  практики, для обеспечения ее  деятельного участия в решении  реальных, а не мнимых нужд  и проблем образования (типа  пресловутой 12-летки), для создания  механизмов постоянного и системного  обновления образования, а не  его стихийного и спорадического  псевдообновления, типа серийного производства новых БУПов.

 

3.5. Реорганизация  системы управления образованием

 Данная проблематика  также отсутствует в правительственной  программе. Но надо признать, что  и в докладе рабочей группы  Госсовета она представлена не в лучшем виде. Это, пожалуй, самый бледный раздел доклада, что, увы, тоже один из результатов консенсуса. Испуг перед предстоящей реорганизацией, вероятно, настолько парализовал образовательное ведомство, что оно заблокировало продвижение сколько-нибудь серьезных, прорывных идей. Ведь даже такая безобидная мысль, как создание в рамках федеральных округов своеобразных образовательных округов - не как дополнительных бюрократических структур, а как коллективных координирующих органов - напугала министерство и была отвергнута им.

 Скорее всего,  по той же причине и в  правительственных документах нет  ничего об изменениях в системе  управления образованием. Инстинкт  самосохранения сильнее инстинкта  истины. Однако, хотелось бы кому-то  того или нет, радикальная реорганизация  этой системы неотвратима, ибо  ее нынешняя неэффективность,  о чем говорилось ранее, более  чем очевидна.¹

 И, тем  не менее, при всех названных  обстоятельствах, в докладе рабочей  группы был выделен ряд, как  общих важных концептуальных  моментов, так и значимых операциональных предложений.

 

Заключение

 Так можно  описать основные тенденции в  развитии образования в современном  обществе.

 В реальной  же образовательной политике, которая  до сих пор остается ведомственной  вотчиной, безраздельно господствуют  установки самого ведомства, к  коим правительство и его премьер  большей частью не имеют никакого  касательства.

 Смысл этих  установок сводится к банальной  подмене сути вещей - 12-летка  вместо модернизации. В правительственных  программах модернизация нацелена  на глубокое, кардинальное обновление  образования, в том числе школьного, без изменения существующих сроков обучения. В интерпретации Министерства образования вся модернизация сводится к введению 12-летки, что фактически означает сохранение, консервацию всего старого в школе при растягивании его на 12 лет и в лучшем случае при его беглом косметическом ремонте.

 В целом  можно сказать, что реформа  - это не то, что планируется,  а то, что реально происходит  в жизни. Даже если полагать, что кто-либо планирует что-либо  в интересах страны, то на практике  совсем иные люди совсем в  других интересах осуществляют  совсем другое. Но о политике  в итоге судят не по ее  планам и замыслам, а по ее  практическим результатам. Результат  - мерило политики. Он либо ее  венец, либо надгробный камень.

 Пока же  в нашей образовательной политике  мы бродим посреди надгробий.

 

Библиографический список

1.            Радугин А.А. Психология и педагогика  – Москва: Вече, 2000.-526с.

2.            Столяренко А.М. Психология и  педагогика – Москва: Наука, 2001.-469с.

3.            Харламов И.Ф. Педагогика –  Москва: Просвещение, 2002.-483с.

4.            Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Дельта, 2000.-678с.

5.            Вербицкий А.А. Активное обучение  в высшей школе: контекстный  подход. - М.: Просвещение, 2001.-538с.

6.            История педагогики и образование/Под  ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.

7.            Калюжный А. А. Роль учителя  в нравственном воспитании школьников, А – а, 2003.-187с.

8.            Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.

9.            Харламов И. Ф. Педагогика, Москва, 2002.-723с.

10.          Эльконин А.Б., Вагнер Л.В. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей, Москва. 2001.-270с.

Информация о работе Модернизация образования