- неэффективное
профессиональное образование, несостыкованное
как с реальными и перспективными потребностями
страны в кадрах, так и с современными
требованиями к их квалификации, в результате
чего выпускники профессиональных учебных
заведений всех уровней в значительной
своей части (до 60, если не более процентов)
оказываются неконкурентоспособными
и невостребованными на рынке труда;
- неэффективная
система социально-экономического
обеспечения педагогических кадров,
ставящая их на грань нищеты,
и столь же неэффективная система
подготовки этих кадров, парализующая
всякие позитивные изменения
в школьном деле, готовящая для
сегодняшней школы учителей вчерашнего
дня;
- неэффективное
управление образованием, предельно
бюрократизированное, неспособное
мобилизовать как внесистемные,
так и внутрисистемные факторы
и ресурсы развития образования,
функционирующее почти вслепую
- без какого-либо прогноза в
подготовке кадров и соотнесения
его с потребностями рынка
труда, без наличия социально-экономических
и качественных показателей работы
отрасли и даже без текущего
мониторинга образования. В этой
ситуации управление системой
образования можно считать весьма
условным.
Таким образом,
центральная задача модернизации
образования - обеспечение его
современного качества, выстраивание
эффективной образовательной системы
с действенной экономикой и
управлением, соответствующей запросам
современной жизни и потребностям развития
страны, повернутой лицом, а не спиной
к интересам личности, общества, государства.
При этом
надо отчетливо осознавать еще
одну фундаментальную задачу
модернизации, диктуемую вхождением
образования в принципиально
новую стадию своего развития.
На современном этапе общественной
жизни и своей собственной
истории образование становится
не только важнейшей социальной
сферой, но и в прямом смысле
важнейшей экономической отраслью.
Оно играет все более важную
роль в накоплении и развитии
человеческого капитала, который
в развитых странах составляет
более 75% национального богатства,
оставляя на долю физического
(воспроизводимого) капитала 10-20 и на
долю природного фактора - до 5%.
Благосостояние
России держится вполовину (50%)
на человеческом капитале, 10% дает
воспроизводимый капитал и 40%
обеспечивает природа. Перспективы
роста благосостояния страны - на
пути увеличения значимости человеческого
капитала в России, а следовательно,
значимости российского образования.
Этот путь становится реальным
только при масштабной модернизации
отечественного образования.
Вывод из
всего сказанного очевиден: комплексная,
глубокая модернизация образования
- императив образовательной политики
России на современном этапе,
ее главное стратегическое направление.
Ключевые
условия реализации этого императива
- возвращение государства в сферу
образования и активизация общественного
участия в ее развитии. Ибо
модернизация образования - это
отнюдь не ведомственная, не
отраслевая, а общенациональная
задача. Это масштабная акция
государства, проводимая при интенсивном
содействии общества. Она должна
привести к достижению нового
качества российского образования,
которое определяется прежде всего
его соответствием актуальным и перспективным
запросам современной жизни страны.
И здесь
не нужно драматизировать неизбежность
"внешних усилий", если мы
хотим реальных изменений в
образовании. Это - закономерность.
Само образование, как показал
весь исторический опыт его
развития, не может ни реформировать,
ни модернизировать себя изнутри.
Такова его природа. Не говоря
уже о том, что интересы системы
образования далеко не всегда
совпадают с интересами государства
и общества в образовании. Как
отмечал известный американский
исследователь и деятель образования
Ф.Г. Кумбс, образование обычно "упрямо
противится нововведениям в своей собственной
области", что периодически ставит его
перед лицом кризиса. Из-за "инертности,
присущей системам образования, они слишком
медленно меняют свой внутренний уклад
в ответ на поступающие извне запросы".
По словам
Кумбса, мировая практика наглядно свидетельствует,
что "изменения внутри систем образования
во многих странах были скорее результатом
внешнего вмешательства, чем собственной
инициативы". О том же свидетельствует
и опыт России, где все реформаторские
усилия всегда приходили в образование
извне с тем, чтобы привести его в соответствие
с потребностями развития страны. Суммируя
мировой опыт социального реформирования
и развития образования, опыт взаимоотношений
образования и общества, К.Д. Ушинский
еще в 1857 году писал: "Не педагогика
и не педагоги, но сам народ и его великие
люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание
только идет по этой дороге и, действуя
заодно с другими общественными силами,
помогает идти по ней отдельным личностям
и новым поколениям".
Итак, окончательное
понимание предстоящей модернизации
образования как императива образовательной
политики на современном этапе
развития России созрело у
реформаторской части российского
правительства в начале последнего
года ушедшего века. Это понимание
отразилось в подготовленной Центром
стратегических разработок программе
модернизации образования (Я.Кузьминова
- Г.Грефа). Однако из-за разногласий в правительстве
данный, безусловно перспективный документ,
не был выпущен в свет. Одобренный протокольно
на заседании правительства 28 июня 2000
г., он так и остался достоянием канцелярских
полок.
Между тем
уже месяц спустя (26 июля) было
издано правительственное распоряжение
№1072-р с "Планом действий
Правительства РФ в области
социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы". Раздел
"Реформирование образования"
этого плана был весьма примитивным
и на несколько порядков уступал
программе Кузьминова - Грефа. Более
того, в нем отчетливо слышались
явные отголоски экономического
радикализма образца 1997 г., в частности
в нарушении конституционных
прав на общее образование
родителям предлагалось "софинансировать"
обучение учащихся гимназий и им подобных
школ.
Однако не
этот близорукий экономический
радикализм, вновь вызвавший бурную
негативную реакцию общества, оказался
основным препятствием на пути
модернизации образования. Главным
ее тормозом стала усиленно
пробиваемая с конца 1998 г. Министерством
образования и руководством Российской
академии образования идея перехода
к 12-летнему школьному обучению.
Эта идея, бессмысленность и авантюрность
которой многократно раскрывалась
в сотнях статей, встретила жесткую
отповедь и прессы, и общества,
и Государственной Думы. По своей
сути она была вдвойне вредоносна.
Ибо, во-первых, подменяла сущностные
задачи модернизации внешними
изменениями и, во-вторых, склеивала
в сознании общества 12-летку и
модернизацию образования, естественно
вызывая к последней мощную
социальную аллергию.
Эта склейка
остается и по сей день, хотя
в правительственных документах
по модернизации образования
ни разу не упоминается о
12-летке. Остается, поскольку Министерство
образования, несмотря на жесточайшую
общественную критику, начинает с 1 сентября
с.г. с упорством, достойным лучшего применения,
"широкомасштабный эксперимент"
по переходу на 12-летку. В официальных
документах этот эксперимент именуется
"переходом на новое содержание и структуру
общего образования". Однако всякому,
кто хоть сколько-нибудь знаком с этим
"экспериментом в особо крупных размерах",
как его называют в педагогическом народе,
абсолютно очевидно, что нового содержания
образования в эксперименте нет, есть
пережевывание старого. Новая же "структура"
- попросту эвфемизм 12-летки.
Два года
мыльный пузырь 12-летки составляет
стержень ведомственной, с позволения
сказать, образовательной политики.
Два года общество при молчаливой
позиции государства не может
привести ведомство в чувство.
И два года воз модернизации,
склеенный с ведомственной 12-леткой,
не сдвигается с места.
В этих
условиях, учитывая острейшую общественную
дискуссию о 12-летнем школьном
обучении, рабочая группа Госсовета,
естественно, не могла обойти
молчанием данную болевую точку,
не могла не развести в первую
очередь вопрос о 12-летке и
проблему модернизации образования.
Сегодня уже
нет смысла делать секрет из
того, что руководство образовательного
ведомства с самого начала
деятельности рабочей группы
пыталось оказывать на нее
давление (вплоть до ожесточенных,
даже шантажных попыток устранить
из рабочей группы некоторых
ее членов). Это секрет полишинеля.
В случае с 12-леткой такое
давление было наибольшим. И тем
не менее рабочая группа Госсовета
высказала практически единодушное
убеждение, что переход на 12-летнее
школьное обучение является несвоевременным,
что этот переход не имеет
ни экономического обоснования,
ни социального прогноза, ни правового
разрешения (в части призыва выпускников
в армию), ни научно-методического
и организационно-управленческого
обеспечения. Более того, по данным
социологических опросов, почти 80% респондентов
высказываются против 12-летки. Нельзя
не отметить также и то, что в стране нет
даже реальной 11-летки, поскольку в связи
с существующей структурой начальной
школы (3-4 года обучения) и массовым переходом
детей из третьего класса в пятый свыше
60% школьников учатся всего 10 лет.
Фактически
те же аргументы против инициативы
Министерства образования и Российской
академии образования по введению
12-летки были высказаны Государственной
Думой год назад - на парламентских
слушаниях 15 июня 2000 г. Но ведомство
не захотело их услышать. Вопрос
о намерениях ввести 12-летку поднимался
на многих заседаниях рабочей
группы Госсовета и каждый
раз встречал резкое неприятие
почти всех ее членов, включая
председателя Комитета по образованию
и науке Государственной Думы
И.И. Мельникова. Но представители
министерства упорно стояли на
своем. И здесь сработал договор
о консенсусе: наличие разногласий
не позволило внести негативное
отношение к этому вопросу
в текст основного доклада
рабочей группы, что, по нашему
убеждению, резко ослабило его
общественное звучание и его
соотнесенность с общественными
ожиданиями. В данном конкретном
случае консенсус отнюдь не
означал общественного согласия
в рабочей группе - ведомство противопоставило
себя рабочей группе. Равно как
в очередной раз оно противопоставило
обществу свои интересы и в
очередной раз в своей обычной
манере изнасиловало общественное
мнение, подспудно навязывая стране
12-летку. При том, повторим, что
в правительственных программах
нигде даже не упоминается
о переходе на 12-летнее школьное
образование.
Таким образом,
как видим, в самом правительстве
существуют разные взгляды на
суть и задачи модернизации
образования. При этом в программных
документах правительства преобладают
в основном здравые и перспективные
идеи Кузьминова - Грефа.
2.Сходство и
различие подходов правительства
и рабочей группы к проблемам
модернизации образования
Если все
же попытаться (в качестве умственного
эксперимента) отделить программную
часть модернизационных начинаний
правительства в сфере образования от
их реализационной части, проводимой образовательным
ведомством, и сделать первую предметом
особого рассмотрения, то тогда можно
будет увидеть как сходство, так и различия
программных положений правительства
и рабочей группы Госсовета в области
модернизации образования. Причем различия
- как в общих подходах, так и в конкретных
планируемых шагах и мерах. Это сравнение
достаточно легко сделать, поскольку уже
в самом конце деятельности рабочей группы
Госсовета (и, вероятно, не без ее влияния)
правительство выпустило распоряжение
N 901-р от 10 июля с.г. "О программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2004 годы)". В этой программе
есть раздел "Политика в сфере образования".
Данный раздел программы, вкупе с прочими
документами правительства, имеющими
отношение к модернизации образования,
и дает обширный материал для сравнения.
Можно только приветствовать эту синхронную
работу правительства и Госсовета на благо
образования. И, несомненно, эта синхронность
имеет большой смысл.
2.1. Подход к
модернизации образования
Давая поручение
Госсовету рассмотреть в ряду
других острейших проблем реформирования
страны вопросы образования, В.В.Путин,
несомненно, хотел получить свежий,
непредвзятый взгляд на состояние
и болевые точки образования.
Взгляд, свободный от отраслевых
пристрастий и стереотипов различных
ведомств, отражающий общенациональные,
общегосударственные интересы.
Этот взгляд
мог совпадать (и во многом
совпал) с позицией правительства,
мог и отличаться от этой
позиции. В итоге президент
получал двустороннее видение
ситуации в образовании, две
точки зрения, которые должны
были содействовать выработке
единой линии образовательной
политики. Это трезвый, нормальный
политический шаг. Шаг, показавший,
во-первых, что принципиальных разногласий
у Госсовета и правительства
в данном вопросе нет и, во-вторых,
что есть существенные и даже
принципиальные различия в подходах
к его решению, в выборе способов
и средств этого решения. В
целом же стало очевидно, что
Госсовет и правительство работали
на взаимодополнение и взаимообогащение,
на прояснение ряда спорных позиций. Самое
главное, что показала данная параллельная
работа, - это полное понимание ее участниками
неотвратимости модернизации образования
и выбор единого вектора движения по избранному
пути. В этом суть принципиального сходства
позиций Госсовета и правительства при
сходстве, а подчас и тождественности
многих конкретных шагов.