Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:02, реферат
Цель работы: рассмотреть Технологию проектного обучения профессионального образования.
Введение
1. Теоретические основы проектного обучения
1.1 Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века
1.2 Этапы работы над проектом
2. Практическое применение проектного обучения
2.1 Основные положения проводимого исследования
2.2 Опытно - экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Список литературы
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
1) Подготовительный:
- представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
- выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
- обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
2) Основной:
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
- текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);
3) Заключительный:
- защита проектов (презентация результатов);
- оценка результатов, выявление новых проблем;
При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:
1. Главная деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, информационно-ознакомительная.
2. Предметно-содержательная область: монопроект или межпредметный проект (языковые монопроекты)
3. Характер координации проектов: непосредственный (жесткий, гибкий) или скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
4. Характер контактов (среди участников одной группы, одного факультета, вуза, разных вузов города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проектов (краткосрочные - несколько уроков, средней продолжительности - от двух недель до месяца, долгосрочные - до нескольких месяцев)
Структура проекта включает в себя большинство типологических категорий: тип проекта, цели проекта, курс, семестр, уровень обученности группы, тема по программе, форма, координация, проектное задание, материалы, рекомендуемая продолжительность проекта, рекомендуемое количество участников, ход проекта, приложения.
Данная форма проектов приводится для того, чтобы преподавателям было легче на ее основе структурировать новые проекты, воплощая в практику собственные идеи на основе интересов какой-то конкретной группы студентов.
Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам преподаватель. Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности
Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда студенты готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом [13, с. 46].
проектное обучение
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре:
В результате исследования теоретического материала по методу проектов, в собственной практике преподавания была разработана и апробирована система занятий с использованием элементов данного метода. Занятия проводились со студентами 2-го курса, теплоэнергетического факультета, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре в рамках модуля «Средства массовой информации».
Студентам предлагался план работы над проектом, главная деятельность проекта - исследовательская, тема для исследования: «Viewing habits in the US (UK or Russia)». Проектная работа основана на пройденном материале, была нацелена на расширение и обогащение языковых и речевых знаний и умений студентов по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Студентам было предложено сравнить, какие телепрограммы смотрят в России и в Британии. Для поиска информации было предложено обратиться к поисковым системам Интернета (также были даны ссылки на конкретные ресурсы, посвященные вопросу исследования), где студенты собирали данные и формировали полученные данные в таблицы, схемы в которых сравнивали различные результаты. Результаты своих исследований студенты представляли в форме слайдов, презентация была оформлена в формате Microsoft Power Point. Заключительным этапом проектной работы была презентация проектов - исследований.
При подготовке занятий с использованием проектной методики мы классифицировали нашу работу следующим образом:
Тема проекта: «Viewing habits in the US (the UK or Russia)»
Тип проекта: исследовательский
Цель проекта: Формирование лингвострановедческой компетенции.
Цель потребовала решения следующих задач:
1. Обогатить, совершенствовать языковые и речевые навыки, знания и умения студентов в рамках сквозной темы («Средства массовой информации»).
2. Познакомить студентов с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
3. Познакомить студентов со способами организации презентации итогов исследования.
Продолжительность проведения: 2 недели
Возраст: студенты 2-го курса
Оборудование и оформление: стандартное задание для исследования, примеры презентаций проектов, презентации студентов, раздаточный материал (рабочие листы) для текущей работы.
В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики мы пришли к выводу, что проектная методика является эффективной инновационной технологией. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
Однако в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Скорее всего, это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью преподавателей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей.
Кардинальные изменения в социально-экономической и духовной жизни нашего общества определяют состояние и перспективы развития отечественного образования в XXI веке. В высшей школе на современном этапе все более широкое признание получает концепция, которая отвергает «наполнительную модель образования» и направлена на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.
Достижение активной самостоятельной позиции студентов в обучении обеспечивается в том случае, если знания, которые усваивает обучаемый, приобретают для него личностный смысл. Однако факт наличия такого смысла еще не гарантирует самостоятельность позиции учащегося в учебном познании. Объем знаний, необходимых для усвоения студентом, не только резко возрастает, но и стремительно обновляется, что предопределяет направленность процесса обучения в высшей школе на овладение обучаемыми умениями и навыками методологического характера, обеспечивающими самостоятельное приобретение и усвоение ими знаний как общеобразовательного, так и специального характера.
Указанная задача является наиболее актуальной при изучении иностранного языка, поскольку помимо значительного количества иноязычного материала, подлежащего усвоению, его изучение происходит в искусственной среде, что обусловлено отсутствием реальной необходимости в его использовании как средства общения. В этом контексте возникает необходимость в такой организации процесса обучения иностранному языку, при которой у студента формировалась бы культура активного самостоятельного исследования той информационной среды, в которую он погружается, включаясь в самостоятельный поиск. В данном случае знание языка будет выступать как результат самостоятельной предметной деятельности учащихся по осуществлению учебного познания элементов социокультурного, научного и других видов опыта, выраженных в конкретных знаниях, умениях и навыках.
Формирование самостоятельности в учебном познании у студентов младших курсов создает возможности для адаптации студентов к особенностям обучения в высшей школе и преодоления ряда социально-психологических, дидактических, информационных противоречий, свойственных данному возрасту.
Таким образом, в результате анализа литературы, а также практического применения метода проектов, мы выяснили, что проектное обучение является эффективным средством для адаптации и развития самостоятельности студентов младших курсов.
Ангеловски Кристе. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / Кристе Ангеловски. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2007. - №2. -С. 11-15.
Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2007. - №4.-С. 5-8.
Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002. - 25 с.
Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика профессионального образования. - М., 2007. - 213 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007. - 217 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М., 2009.-Т.2.-С. 344-345.
Современный ВУЗ: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2006. - 261 с.
Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. - 2002. - №3. - С. 46-48.
Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №3. -С. 11-16.
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №4. - С. 3-10.
Размещено на Allbest.ru