Методы педагогических исследований в работе педагога физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско-социалогических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
1.Классификация методов исследования………………………………….…4-5
2.Методы исследования в физической культуре……………………………6-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….…………………………………………………..……..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 31.18 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет физической культуры»

кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по педагогике физической культуры

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОБОТЕ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

Выполнил: студент 218 гр.

Согрина Е.П.

Проверил:

 к.п.н. Доцент Макурина А.С.

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3

1.Классификация методов  исследования………………………………….…4-5

2.Методы исследования  в физической культуре……………………………6-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….…………………………………………………..……..13

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждая отрасль человеческого  знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.

Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями  её – образование и обучение.

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов  её исследования. Надо сказать, что  в этом отношении педагогика имеет  значительный прогресс. Было время, когда  она разрабатывалась на основе умозрительных  филосовско-социалогических построений, а педагогические идеи выступали  как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная  с18в. в наибольшей мере педагогику стали  обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности  относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.

В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и восспитания.

В настоящее время педагогические иследования осуществляются с помощью  целой системы разнообразных  методов: педагогическое наблюдение, метод  исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов  деятельности учащихся, педагогический эксперемент, изучение и обобщение  передового опыта, социологические  методы исследования (анкетирование  рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др.

 

 

1.Классификация методов исследования

         Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями , которые могут осуществляться в различном порядке с

определёнными повторениями и изменениями.Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

         Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

        Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод

наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

       Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

        В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

      Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

- Результаты обучения  и воспитания зависят от одновременного  воздействия очень многих причин  и условий. Неоднозначный характер  педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.

- Педагогические процессы  характерны своей неповторимостью.  У педагога-исследователя нет  возможности провести «чистый»  эксперимент. При повторном исследовании  никогда не удается воспроизвести  те же самые условия и «материал».

- В педагогическом исследовании  берется во внимание основная  тенденция, выводы формулируются  в обобщенной форме.

- Педагогическое исследование  должно проводиться без ущерба  физическому и психическому здоровью  детей, процессу их обучения и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и  поступательное развитие.

        Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их  анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

- этап работы с научной  информацией (цель: найти информацию  об объекте исследования и  обработать ее);

- этап преобразования  поступившей информации  (цель:  смодифицировать,  преобразовать  найденные знания об объекте  исследования);

- этап творческого разрешения  проблемы исследования (цель: самостоятельно  открыть закономерности, присущие  исследуемому объекту).

 

 

 

 

2. Методы исследования в физической культуре.

       Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук. В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

       Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

       Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

       Наблюдение-представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

       К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

-только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;

-оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

-наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

-в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

-наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).        Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

        При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.

        Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения - это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным "эталоном", который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.

       Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

       Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих "не только смотреть, но и видеть".

 

       Например, для изучения реакции спортсмена на предлагаемую тренировочную нагрузку при наблюдениях целесообразно учитывать:

1 поведение занимающихся.

2 условия проведения занятий (температуру, силу ветра и пр).

3 степень утомления по внешним признакам (общему виду: окраске кожи лица, характеру выполнения движений, мимике, интонации голоса, отношению к занятию). Полученные по этой схеме результаты затем подвергаются анализу при сопоставлении с данными опроса занимающихся об их самочувствии, настроении и с данными исследования врача.

       В-третьих, исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя на сам факт наблюдения за их деятельность. Человек не может оставаться безучастным к тому, что за ним наблюдают, при всем желании быть самим собой, он становится менее естественным в своем поведении, а значит, наблюдающий будет фиксировать искаженные явления и факты .

       В-четвертых, как метод исследования наблюдение должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения, т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.

       Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).

       К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

-задачи обучения и воспитания;

-средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);

-методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

-поведение занимающихся и преподавателя;

-характер и величину тренировочной нагрузки;

-некоторые элементы техники выполнения движений;

-тактические действия;

-величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;

-количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.;

       С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например фото - и киносъемку.

       Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

-определить задачи наблюдения;

-наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;

-Определить способ проведения наблюдения;

-подобрать приемы фиксации полученных данных;

-установить методы анализа собранного материала.

 

 

 

          Анкета как метод исследования.Анкетирование — метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании и особенно в социальной педагогике.

         Анкета – это опросный лист из серии упорядоченных вопросов и высказываний.

         Достоинства анкетирования: оно позволяет в сравнительно короткий срок получить много информации. Его данные можно подвергнуть количественному анализу, обратившись к статистическим методам, использовать вычислительную технику. Так будет схвачена обобщенная картина педагогического явления.

       Недостатком анкетирования можно считать то, что получаемый фактический материал не персонализирован, непосредственного контакта анкетера с объектом исследования нет. В процессе сбора материала невозможно задавать респонденту уточняющие вопросы. Не исключено искажение ответов либо из-за неправильного понимания вопроса анкеты, либо преднамеренно несерьезного отношения к вопросам и ответам.

Информация о работе Методы педагогических исследований в работе педагога физической культуры и спорта