Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:12, лекция
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОНК - 1);
- способность транслировать знания по предмету с учетом специфики познавательных задач и его содержательной основы, возрастных особенностей и мотивации обучающихся (ПК УВД-1);
- владение культурой мышления, знание его общих законов (ОНК-2);
Каким образом происходит овладение методологической культурой?
Овладение методологической культурой
При всем многообразии подходов, существующих в педагогической литературе по этому вопросу, можно выделить то общее, что объединяет авторов – это развитие способности грамотно размышлять над процессом и результатом своей деятельности путем постановки и решения познавательных и практических задач. Конечно же, развитие способности культурно мыслить происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний в конкретной области, а в педагогике область познания – это человек и процесс его воспитания. Можно сказать с уверенностью, что этот путь познания бесконечен, так как неповторим и уникален сам человек, и нельзя найти универсального «рецепта» его воспитания, избежав при этом ошибок, вся история человечества является тому подтверждением. Но если воспитатель осознает всю важность и ответственность своего труда, вкладывает личностный смысл в свою деятельность, находится в поиске нужного решения в бесконечном множестве вариантов – это свидетельствует, что он на правильном пути.
Начать работу в этом направлении нужно с «вхождения в проблему», с изучения основ педагогики. Какие же знания дают учителю базовые представления о том, как он должен выстраивать собственную практическую деятельность?
Прежде всего, это
знания закономерностей и
Во-вторых, это знания современных подходов и концепций воспитания. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Концепции определяют основные ориентиры для построения и регулирования педагогического процесса, объединяют участников педагогической деятельности общими идеями.
Различают концепции:
1) по количеству авторов (индивидуальные, коллективные);
2) по масштабу распространения (отечественные, региональные, конкретного типа учреждения, определенного направления;
3) по адресату.
Подход в педагогике определяется как особая форма познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога [6.С.9]. В настоящее время в педагогике все большее распространение получают личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный и другие подходы. Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
- основные понятия,
используемые в процессе
- принципы как исходные
положения или главные правила
осуществления воспитательной
- приемы и методы построения процесса воспитания.
Можно заключить,
что представления о
В-третьих, знания
Выводы
В современной педагогике
параллельно сосуществуют и развиваются
два направления: методология научно-педагогичес
С одной стороны, методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.
Овладение методологической
культурой происходит на
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения:
1. Методология практической педагогической деятельности.
2. Учитель и наука.
3. Овладение методологической культурой.
4. Современные концепции воспитания.
5. Современные подходы к воспитанию.
6. Закономерности и принципы воспитания.
Обязательные домашние задания:
- для всех:
1. Подготовить сообщение
об одной современной
- название концепции, ее автор(ы), название документа, где она опубликована;
- понятие цели воспитания данной концепции;
- основное содержание данной концепции.
2. Подготовить сообщение об одном подходе к процессу воспитания.
- по выбору студентов:
1. Изучить материалы книги В.В. Краевского «Методология педагогики». – Глава 1. «Зачем нужна методология?» и подготовить ответы на вопросы, предложенные после главы.
2. Составить таблицу
«Закономерности и принципы
Индивидуальное задание:
Подготовить сообщение «Новые идеи в области воспитания», используя материалы периодических изданий и нормативные документы.
Список литературы:
2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
4. Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
9. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
10. Титова Е. В. Педагогическая методология:
анализ отечественных научных подходов
// Электронный научно-педагогический
журнал. http://www.emissia.spb.su/
11. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Информация о работе Методология практической педагогической деятельности