Методология практической педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:12, лекция

Краткое описание

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОНК - 1);
- способность транслировать знания по предмету с учетом специфики познавательных задач и его содержательной основы, возрастных особенностей и мотивации обучающихся (ПК УВД-1);
- владение культурой мышления, знание его общих законов (ОНК-2);

Файлы: 1 файл

лекция Методология практической педагогической деятельности.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

 Каким образом  происходит овладение методологической культурой?  

 

 

            Овладение методологической культурой           

 При всем многообразии подходов, существующих в педагогической литературе по этому вопросу, можно выделить то общее, что объединяет авторов – это развитие  способности грамотно размышлять над процессом и результатом своей деятельности  путем постановки и решения познавательных и практических задач. Конечно же, развитие способности культурно мыслить происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний в конкретной области,  а в педагогике область познания – это человек и процесс его воспитания.  Можно сказать с уверенностью, что этот путь познания бесконечен, так как неповторим и уникален сам человек, и нельзя найти универсального «рецепта» его воспитания, избежав при этом ошибок, вся история человечества является тому подтверждением. Но если воспитатель осознает всю важность и ответственность своего труда, вкладывает личностный смысл в свою деятельность, находится в поиске нужного решения в бесконечном множестве вариантов – это свидетельствует, что он на правильном пути.            

 Начать работу в  этом направлении нужно с «вхождения в проблему», с изучения основ педагогики. Какие же знания дают учителю базовые представления о том, как он должен выстраивать собственную практическую деятельность?            

 Прежде всего, это  знания закономерностей и принципов  педагогической деятельности. Подобно явлениям физического мира и социальным процессам,  педагогические процессы тоже подчинены законам. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. Поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее, знание закономерностей означает понимание того, как устроено воспитание и как действовать в разных ситуациях.     

 Во-вторых,   это знания современных подходов и концепций воспитания. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Концепции определяют основные ориентиры для построения и регулирования педагогического процесса, объединяют участников педагогической деятельности общими идеями. 

Различают концепции:

1) по количеству авторов (индивидуальные, коллективные);

2) по масштабу распространения  (отечественные, региональные, конкретного  типа учреждения,  определенного направления;

3) по  адресату.

Подход в педагогике определяется как особая форма познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога [6.С.9]. В настоящее время в педагогике все большее распространение получают личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный и другие подходы. Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

- основные понятия,  используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;

- принципы как исходные  положения или главные правила  осуществления воспитательной деятельности;

-   приемы и методы построения процесса воспитания.           

 Можно заключить,  что представления о современных  подходах и концепциях воспитания нужны педагогам не только как профессионалам, ориентирующимся в современной системе образования,  но и для формирования системного стиля мыслительной и практической деятельности, которая остро востребована практикой.           

 В-третьих, знания современных  технологий, форм и методов построения  образовательной деятельности, о  которых речь пойдет в следующих  лекциях. 

 

Выводы 

В современной педагогике параллельно сосуществуют и развиваются  два направления: методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики как науки) и методология практической педагогической деятельности.

С одной стороны,  методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование  умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.           

 Овладение методологической  культурой происходит на основе  усвоения теоретических и методологических  знаний (современные подходы и  концепции воспитания, закономерности  педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач.  

 

СЕМИНАР

Вопросы для  обсуждения:

1. Методология практической  педагогической деятельности.

2. Учитель и наука.

3. Овладение методологической  культурой.

4. Современные концепции воспитания.

5. Современные подходы  к воспитанию.

6. Закономерности и  принципы воспитания.

Обязательные  домашние задания:

- для всех:

1. Подготовить сообщение  об одной современной российской  концепции воспитания по следующему плану:

- название концепции, ее автор(ы), название документа, где она опубликована;

- понятие цели воспитания  данной концепции;

- основное содержание  данной концепции.

2. Подготовить сообщение  об одном подходе к процессу  воспитания.

- по выбору  студентов:

1. Изучить материалы книги В.В. Краевского «Методология педагогики». – Глава 1. «Зачем нужна методология?» и подготовить ответы на вопросы, предложенные после главы.

2. Составить таблицу  «Закономерности и принципы воспитания».            

 Индивидуальное  задание: 

Подготовить сообщение «Новые идеи в области воспитания», используя материалы периодических изданий и нормативные документы.  

 

 

            Список  литературы:

  1. Бургин М.С. Понятия и функции методологии. (К итогам дискуссии) //Советская педагогика - 1990. - № 10.- С.74-77.

2.      Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.

  1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие  для студ. высш. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

4.      Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.

  1. Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергитический подход. – Челябинск, 1999. – 204с., С. 9
  2. Методологические проблемы развития педагогической науки – М.: Педагогика. - 1985. - 240 с.
  3. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.

8.      Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

9.      Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

10.   Титова Е. В. Педагогическая методология: анализ отечественных научных подходов // Электронный научно-педагогический журнал. http://www.emissia.spb.su/offline/a824.htm

11.   Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.


Информация о работе Методология практической педагогической деятельности