Методика развития речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:30, практическая работа

Краткое описание

Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание.
Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.

Файлы: 1 файл

БОРОДИЧ МРР.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Рассказывание по памяти

 
Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы — из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Наша белочка», «Как мы делаем игрушки малышам», «Праздник урожая» и др. Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном в пережитом, играх, рисунках. 
В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе. Приведем пример такого рассказа. 
 
Разноцветные кораблики 
 
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду - желтые, красные, оранжевые! Они прилетели сюда по воздуху. Опустится такой кораблик на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра и послезавтра. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года они бывают. 
 
Для успешного проведения занятия важное значение имеет эмоциональный настрой детей, который обеспечивается умелым, в образной форме, напоминанием детям воспринятого ими ранее. С этой целью педагог может задать детям вопросы, предложить небольшой рассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки, показать игрушку-самоделку. 
Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям, особенно если первый рассказчик неудовлетворительно справился с задачей. Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной микротеме, не повторять сказанного и не забегать вперед. 
Например, небольшие рассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику; какая елка, как она украшена, как украшен зал; какая игрушка на елке тебе больше всего понравилась; как проходил праздник; выступления наших ребят; новогодние подарки) помогут детям полнее и ярче припомнить это событие, а затем составить подробный рассказ. 
Материал для рассказывания должен быть полезным в воспитательном отношении. 
Специфичным занятием, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу можно проводить и вне занятий. В младших группах составление письма — коллективная деятельность, обгцпй разговор, из которого педагог выбирает и записывает отдельные фразы, высказывания. С более старшими детьми содержание и форму письма обсуждают более подробно. Для того чтобы дети сознательнее относились к переписке, в старшей и подготовительной к школе группах этому можно посвятить несколько занятий. Текст коллективного письма должен представлять собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни, составленный по частям. 
Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему), обратиться к интересному человеку (писателю, художнику, передовику производства), установить переписку с детьми из другого детского сада (в другом селе, национальной республике), послать поздравление с праздником солдатам. 
Известно, что письменная речь — высшая форма связной монологической речи. Именно она характеризуется большей плановостью и произвольностью. Поскольку педагог будет записывать текст, он предупреждает детей о том, что нужно хорошенько обдумывать предложения. «Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста, продолжающих изложение содержания письма. Эта способность, собственно, и является сутью произвольности, осознанности построения высказывания («Я могу сказать так, но, наверное, лучше сказать по-другому»)». 
На занятии педагог знакомит детей с традиционными правилами построения письма. Вначале идут обращение и приветствие (обсуждаются его варианты). Затем объясняется причина обращения к адресату с письмом, высказывается желание узнать о его жизни, здоровье, новостях. А уже затем сообщается о собственной жизни. 
Если высказывания детей по своему содержанию сводятся к одной фразе (например: «У нас много игрушек»), воспитатель дает небольшой план и побуждает их рассказывать подробнее, предлагает написать о наиболее интересном (самоделках, обитателях уголка природы и др.). В конце занятия педагог читает письмо целиком, затем объясняет, что его нужно переписать аккуратно. Остальная работа с письмом (заклеивание, оформление конверта а опускание в почтовый ящик) проводится уже вне занятия. Если в детском саду есть магнитофон, можно составлять звуковые письма, хотя высказывания детей при этом будут более свободными, в разговорном стиле. 
В дальнейшем, вне занятий, педагог не только привлекает к написанию письма группку детей, но и помогает некоторым детям оформить индивидуальные письма. 
Интересный опыт организации переписки и игр «в почту» описан в статье В. Кондратовой «Патриотическое воспитание через игру» (Дошкольное воспитание, 1979, № 9). 
Другая категория детских рассказов по памяти - из индивидуального (личного) опыта из ребенка. Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказывать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям не известны. Труднее такой деятельностью руководить и педагогу, так как он, не зная точного содержания предстоящего рассказа, не всегда может дополнить или поправить ответ. Для воспитателя такие рассказы — показатель интересов, представлений ребенка. 
В старшей группе в начале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить и описать любимую игрушку, которой малыш играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день), любимую книжку. 
В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера: «Мой друг», «Научился сам — научу другого», «Как мы помогаем малышам», «Хороший поступок моего товарища». 
Как это видно, все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определенному узкому вопросу. Отвлеченные темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешной случай, часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило, ребенка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего с таким заданием справляются лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируют рассказ воспитателя, или откровенно фантазируют. 
Темы для рассказов могут быть подсказаны условиями жизни детей. 
Таким образом, рассказывание из личного опыта требует большой помощи воспитателя. На первых занятиях педагог может использовать рассказ-образец. Чтобы приблизить его содержание к рассказам детей, можно использовать форму воспоминания о своем детстве или передачи рассказа своего знакомого ребенка. Содержание образца может быть и вымышленным. Главное, чтобы он натолкнул ребенка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным и т. д.). 
Накануне занятий по рассказыванию бывает целесообразно предложить детям понаблюдать за чем-то дома, для того чтобы вызвать произвольное запоминание объекта, события.

Дидактические игры на описание объекта по памяти

 
Закреплять умение рассказывать по представлению можно при помощи дидактических игр. Особенно широко используются для этой цели игры-загадки «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?». 
Основное правило в этих играх — не называя предмета, который задуман, описать его по главным (существенным) признакам. Выделить эти признаки па первых занятиях помогает план рассказа-описания или образец рассказа. 
Например, составляя загадку о животном, надо сказать о его внешнем виде, о том, чем оно питается, где живет; в загадках о профессиях — о трудовых операциях, орудиях труда, спецодежде. 
Словесные дидактические игры, включающие рассказы детей по памяти, например «Радио», «Что я видел», «Путешествие утром, вечером», «Отгадай-ка», «Похож — не похож», не должны быть продолжительными, так как сложны для детей. Их проводят после аналогичных занятий и игр, включающих описание предметов, игрушек, картинок по зрительному восприятию.

Рассказывание по воображению

 
Эти рассказы детей качественно отличны от предыдущих, так как строятся на иной, психологической основе — детском воображении. Если функция памяти — сохранение полученного опыта, то функция воображения — его преобразование. В образах воображения в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга. 
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. 
Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии расценивается как отрицательное качество, характеризующееся отсутствием критичности ума. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (Могло ли так быть?). 
Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в показе (образце) способов действия. Существует ряд обучающих приемов для развития творческого воображения и инициативы детей при составлении творческих рассказов. 
При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему), замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»). 
Наиболее легкий для детей прием — предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. 
Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца), также хороший прием для развития воображения. Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок. 
Активизируют воображение и речь детей и такие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как мальчик нашел щенка», «Как девочка нашла щенка»), включение в рассказ прямой речи героев. 
Следует еще раз подчеркнуть, что процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления. Обучая этому виду рассказывания, прежде всего нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить целую систему связей — пространственных (где происходит действие), временных (когда происходит действие), цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом), связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность), причинно-следственных и др. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой — им предлагается образец или план рассказа (рекомендации В. И. Логиновой). Совершенствование мышления ребенка обнаруживается в формирующемся умении анализировать свой рассказ, поэтому в методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной к школе группе можно рекомендовать следующие приемы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, предложенный воспитателем, обобщить содержание своего будущего рассказа в кратком названии, выделить основную сюжетную линию (сказать, что будет делать герой рассказа), составить план из двух пунктов. Названные приемы применяются дифференцированно в зависимости от умений детей. 
Все эти специфичные приемы используются наряду с традиционными, общеупотребительными приемами обучения рассказыванию, о которых было сказано выше. Обучение детей придумыванию рассказов осуществляется на различных занятиях, вначале (в старшей группе) — с опорой на наглядный материал.

Придумывание рассказов  об игрушке

 
Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, как правило, проводят с использованием демонстрационного материала. 
Педагог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Например, показав игрушку, воспитатель предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка. Вот наиболее употребительный план такого рассказа: 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка? 2) Какая она была? 3) Что он стал с нею делать? На первых занятиях целесообразно начать в разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов (игрушку купили, подарили — кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть на один, а с товарищем или принес в детский сад). 
По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочередно показывает воспитатель. Если дети придерживаются названных вариантов и никто не проявляет творческой инициативы, воспитатель предлагает еще 1—2 варианта развития сюжета (игрушку нашли — кто, где, когда). Новая завязка влечет за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, дается хорошо рассказывающим детям. 
В подготовительной к школе группе приведенный выше план может быть дополнен такими пунктами: долго ли игрушка была у ребенка? Что он делал, чтобы она была целой и красивой? Эти вопросы также побуждают детей творчески подойти к выполнению задания. Во второй половине занятия воспитатель может поставить перед детьми 3—4 игрушки (уже использованные на этом занятии и новые) и предложить придумать рассказы о любой из них на выбор. Целесообразно разрешить во время рассказа взять игрушку в руки, показать некоторые действия с ней. 
Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, воспитатель предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и холодильник, стиральный набор, конструктор, гараж с машинами и т. д.). Такими занятиями надо пользоваться прежде всего для развития речи отстающих детей, учитывая при подборе материала их интересы и добиваясь от них возможно более подробного, связного рассказа. 
В тех случаях, когда дошкольники уже овладели умением придумывать реалистические рассказы и знают много сказок, любят их, можно дать им задание придумать сказку об игрушке. Для начала целесообразно использовать игрушки, изображающие сказочных персонажей (Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино). План сказки примерно таков: какая игрушка попала ночью в детский сад? О чем она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает описание пгрушки и диалог игрушек. 
Разновидностью указанных занятий, где игрушка статична, являются рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика зтих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер). 
Организация таких занятий должна быть продумана заранее: местоположение стола для показа инсценировки, хранение игрушек, положение рассказывающего. Занятия очень заинтересовывают детей, они с удовольствием слушают и смотрят инсценировки товарищей. На первых порах роль рассказчика затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Поэтому на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать, например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Я приготовлю свой стол. Нужно сразу говорить и передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте о нем рассказ. Однажды выехал шофер на работу (передвигает автомобиль). Вдруг он вспомнил, что не заправил машину бензином (останавливает машину). Делать нечего, придется повернуть обратно (поворачивает). Набрал он бензина (останавливает машину у края стола) н быстро поехал на работу (быстро передвигает машину)». 
Воспитатель повторяет образец еще раз, затем вызывает ребенка (такой рассказ особенно охотно повторяют мальчики). Следует подчеркнуть, что первый рассказ должен быть кратким и включать лишь несколько действий с игрушкой. 
На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (котенок, матрешка). При появлении игрушки, отличающейся по характеру от предыдущих, целесообразно снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шла матрешка, что она по дороге делала). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, елочки, дом, кукла; кукла, стол, плита, посуда). 
Э. П. Короткова разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками. 
Чрезвычайно полезны аналогичные занятия с раздаточным материалом. Воспитатель может раздать детям одинаковые мелкие игрушки, предназначенные для счета (автомобильчики, утята, матрешки). Дети, рассмотрев полученные игрушки, ставят их на свой стол и по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса. 
После такой предварительной работы один ребенок рассказывает вслух, остальные, используя свои игрушки, изображают (молча) называемые им действия (матрешка пошла прямо, посмотрела по сторонам, остановилась, свернула направо). В процессе занятия дети контролируют действия друг друга. 
Е. И. Тихеева рекомендовала еще один прием — совместное составление рассказов подгруппками детей. Можно применить этот прием в наиболее легком варианте: двум детям, сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для настольной инсценировки и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам. 
На всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания и пробного проигрывания рассказа «для себя». Очень важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при ноказе настольного театра игрушек.

Придумывание рассказа по картине

 
В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине. Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события (или только два из трех названных элементов). 
Уже при ознакомлении с картиной задается несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после (Как вы думаете, откуда приехали эти дети? Что они будут делать в деревне у бабушки и дедушки? — к картине «Радостная встреча» из серии «Картины для детских садов» Е. Радиной и Л. Пеньевской). 
Воспитателю важно разъяснить детям задание, предложить по-своему рассказать о том, что не нарисовано на картине, но о чем можно догадаться. Если в группе проводилось систематическое обучение придумыванию рассказов по игрушкам, дети уже подготовлены к выполнению задания. Поэтому можно, не пользуясь образцом рассказа, дать его план с последующим разбором, что хорошо активизирует детскую инициативу. 
Если дети плохо владеют монологической речью, задание можно облегчить: провести придумывание рассказа по частям. Например, по картине «Ждут в гости маленьких друзей» (из серии «Наши маленькие друзья») детям предлагается сначала придумать рассказ на тему «Подготовка к приезду гостей»: как ребята убирали групповую комнату, как подготовили небольшой концерт, какие приготовили подарки. Содержание картины облегчает составление такого творческого рассказа (в вазах на окнах распустившиеся ветки тополя, красочный плакат, красиво расставленные флажки и т. д.). Заслушав 1—2 рассказа на эту тему, педагог предлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости, когда это было («Первое знакомство»). Завершает рассказ последняя часть — «Гости на празднике»: как приняли дети гостей из далекого Узбекистана, как их развлекали. Затем воспитатель может дать индивидуальное задание: рассказать обо всем сразу, т. е. объединить отдельные части в целое. После придумывания рассказа к одной картине, особенно если интерес к ней уже упал, можно предложить другую, близкую по содержанию первой. 
Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин или крупных фотографий, которые служат узловыми сюжетными моментами (ребята готовят украшения к елке — веселятся у елки — получают подарки от Деда Мороза). 
В подготовительной к школе группе в III квартале на одном занятии можно предлагать сразу несколько картин (известных и новых), предоставляя ребенку право выбора одной из них для выполнения задания. Это развивает самостоятельность детей, повышает интерес к занятию, разнообразит его ход. 
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего используют детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки. Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком. Он рассказывает, кто написал письмо, чем занимались раньше дети, изображенные на фотографии (открытке) (развитие изображенного сюжета). О своем рисунке рассказчик может сказать, что он мог бы нарисовать еще.

Придумывание рассказа на предложенный сюжет

 
Вопросы обучения детей подготовительной к школе группы придумыванию рассказов на предложенную (словесную) тему хорошо освещены в педагогической литературе. Тематика детских рассказов, методика проведения занятий были изучены Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской. В практике широко распространены темы «Как девочка потеряла варежку», «Как мальчик нашел щенка», «Как дети помогли соседке» и др. Э. П. Коротковой разработаны занятия на темы «Славик стал новоселом», «В детском саду встречают новенькую» и др. 
Среди педагогических задач существенное значение имеет обучение дошкольников элементам композиции (как начать, как развить действие, чем закончить) и выразительным средствам раскрытия образа героя (придумать имя, описать лицо, одежду, настроение основных действующих лиц). Для того чтобы рассказы становились разнообразнее, подробнее, нужно учить детей «видеть» обстоятельства сочиняемого ими события — воспитывать умение описывать место действия, пейзаж, погоду. 
Для решения этих задач целесообразно на первых ступенях обучения (второе полугодие в подготовительной к школе группе) последовательно предлагать детям отдельные творческие задания: вообразить себе один какой-либо предмет (Как бы ты хотел одеть куклу?), словами «нарисовать» картину (Где больше всего любил герой гулять со своим щенком?). 
Более сложно дать ребенку представление о разнообразии вариантов построения рассказов. Наибольшие затруднения обычно вызывает придумывание начала. В этом случае помогает предъявление детям двух-трех образцов рассказов педагога на одну и ту же тему с последующим их разбором и далее коллективное составление нескольких вариантов начала рассказов. 
В рассказывании дети склонны к простому перечислению действий, поступков героев, поэтому предварительное обучение композиционным и описательным элементам поможет им более уверенно выполнять творческие задания. 
С детьми шести-семи лет педагог может использовать такой прием: придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем. Это рассказы с продолжением, которые придумываются на нескольких занятиях. Вот, например, темы для серии миниатюр «Про Лену»: «Какая была Лена?», «Новое платье Лены», «Какая игрушка больше всего понравилась Лене в детском саду?», «Дети показывают Лене свои рисунки» (из опыта Э. П. Коротковой). 
Работа над содержательностью и разнообразием творческих рассказов должна идти параллельно с обогащением опыта ребенка наблюдениями, восприятиями, с расширением его активного словаря. 
Э. П. Коротковой разработана новая тематика для творческих рассказов в подготовительной к школе группе: дети фантазируют об играх с теми или иными игрушками. Сначала это рассказ ребенка о себе, об использовании игрушки, которую он видит на занятии (Что я буду с ней делать? Как играть?). Затем содержание рассказов расширяется — детям на выбор предлагают комплекты (наборы) игрушек для игр в уличное движение, путешествия и т. д. Важно, что при составлении таких рассказов дети опираются на убедительный реальный мотив — ведь с этими игрушками они действительно скоро будут играть в группе. И наконец еще более сложные задания — рассказать об играх ребят — вымышленных героев: «Сереже подарили новую игрушку», «Как Лена и Света играли в школу» (предлагаются сюжеты игр, бытующих и любимых в данной группе). 
Детское словесное творчество не ограничивается теми видами рассказов, о которых говорилось выше. Дошкольники старшего возраста сочиняют сказки, стихотворения. Исследователи отмечают, что в сказках, которые сочиняют дети, заметно влияние фольклора. В большей степени это относится к тематике, содержанию и образам героев детских произведений и в меньшей — к композиции и стилю (исследования А. Е. Шибицкой, О. С. Ушаковой). 
Приведем пример сказки, придуманной мальчиком семи лет: «Жила-была зеленая травка. Она поднимала вверх головку и завидовала листьям на березе: они высоко, им все видно. Но вот в травке вырос голубой красивый колокольчик на тоненькой ножке. Теперь травка никому не завидовала. Она слушала нежный звон колокольчика и тихонько качалась под эту музыку». (Запись О. С. Ушаковой.) 
Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей. Эффективный путь для достижения хороших результатов — развитие поэтического слуха дошкольников. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления на утренниках, вечера сказок, запись лучших стихов и сказок в рукописный журнал и др.). 
Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр педагог учит детей замечать небылицы в сказках, в его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. Методика игр «Кто больше заметит небылиц?», «А если бы...», «Придумай небылицу» разработана А. К. Бондаренко.

Информация о работе Методика развития речи детей