Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:30, практическая работа
Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание.
Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
Основные направления советской методики обучения грамоте
Первое десятилетие советской
школы было отмечено интенсивными поисками
новых путей в обучении грамоте.
Так появляется особая разновидность
звукового метода, предложенная И. Н.
Шапошниковым,— метод «живых звуков».
Первоначально дети должны были
научиться слушать и различать звуки в
живой речи, в произносимом слове. Заменяя
тот или иной звук в каком-либо слове, ученики
получали новые слова. Обучение велось
без букваря, точнее, дети сами «создавали»
свой букварь: печатными буквами записывали
отдельные слова, простые предложения,
небольшие тексты и читали их.
Широко был распространен так называемый
метод целых слов, или, как его иногда называли,
«словозрительный метод». Обучаясь, читать
этим методом, дети должны были запомнить
довольно значительное количество отдельных
слов. Слово воспринималось сразу, целым
образом, по общему его начертанию. Оно
не подвергалось звуковому и слоговому
анализам, не разбирался и его буквенный
состав.
При обучении этим методом хотя и достигался
некоторый рост скорости чтения, однако
дети часто читали слова по догадке, а
при письме пропускали буквы, переставляли
их, искажали слова, так как не умели производить
звуковой анализ живой речи. Это заставило
советских методистов вновь обратиться
к звуковому аналитико-синтетическому
методу; были выявлены новые его возможности.
В 1936 г. появляются буквари А. В. Янковской
и М. М. Головина, составленные на основе
звукового аналитико-синтетического метода,
а в 1945 г.— буквари С. П. Редозубова и А.
И. Воскресенской.
В 1953 г. коллективом сотрудников АПН РСФСР
создан букварь, который в последующих
изданиях перерабатывался. По этому букварю
обучаются грамоте в школе в настоящее
время.
Одновременно создавались пособия для
обучения грамоте дошкольников. В 1959 г.
вышло первое издание «Азбуки» для обучения
детей в семье А. И. Воскресенской, С. П.
Редозубова, А. В. Янковской, выдержавшее
десять изданий. В 1972 г. вышло несколько
переработанное одиннадцатое издание
«Азбуки». Срок обучения по этим пособиям
доведен до 7—8 месяцев.
В настоящее время продолжается работа
по совершенствованию звукового аналитико-синтетического
метода. Принципиальные основы этого метода
в общем остаются те же. Порядок изучения
звуков и слогов дается в соответствии
с научной фонетикой и в последовательности,
обусловленной степенью их трудности.
Система обучения по этому методу опирается
на развитие мышления и речи детей.
Всю работу по обучению письму и чтению
пронизывают два процесса: звуковой анализ,
т. е. разложение слов на слоги и звуки,
и синтез, т. е. соединение звуков в слоги,
слогов в слова, составление слов из букв
разрезной азбуки. Ребенок должен усвоить
звуко-слоговое строение слов русской
речи и обозначение звуков буквами.
Чтение и письмо идут паралелльно и одновременно;
при обучении письму используются те же
приемы анализа и синтеза, что и при обучении
чтению.
Приведем примерное построение урока
чтения в букварный период, где ясно видно
сочетание анализа и синтеза.
Анализ
1. Выделение из речи предложения.
2. Деление предложения на слова и выделение
«исходного» слова.
3. Деление слова («исходного») с изучаемым
звуком на слоги.
4. Выделение и изучение нового звука.
5. Знакомство с печатной буквой.
Синтез
6. Составление слогов и слов из букв разрезной
азбуки.
7. Чтение составленных слов.
8. Чтение новых слов по букварю.
9. Чтение предложений по букварю.
Конечно, анализ и синтез здесь не выступают
в чистом виде. В каждом приеме, который
относится к анализу, присутствует элемент
синтеза и наоборот. Поэтому деление это
довольно условно. Однако в каждом случае
анализ или синтез преобладает. В конце
50-х годов Д. Б. Элькониным был создан новый
вариант звукового метода обучения грамоте
и написан соответствующий экспериментальный
букварь. Метод Д. В. Эльконина основывается
на теории поэтапного формирования умственных
действий.
Согласно этой теории умственное действие
формируется, проходя последовательно
ряд этапов: 1) предварительное уяснение
поставленного задания, 2) освоение действия
с предметом (предметный план), 3) освоение
действия в плане громкой речи, 4) перенос
действия в умственный план и 5) становление
и автоматизация действия.
Считая, что «чтение есть воссоздание
звуковой формы слова на основе его графического
обозначения», а звуковые формы слова
— «это определенная организация звуков
в их временной последовательности». Д.
Б. Эльконин наметил систему специальных
занятий, которые обеспечивали бы детям
возможность производить практические
предметно-материальные действия звукового
анализа слов и одновременно позволяли
установить, основные отношения, характеризующие
звуковую форму слова.
Практически это осуществляется так. На
начальном этапе обучения детям даются
картинки с изображением каких-либо предметов,
названия которых нужно проанализировать.
Причем анализ этот должен производиться
без участия букв, так как они могут направить
действия ребенка не на выяснение строения
слова, а на «символизацию звуков буквами».
Под каждой картинкой помещается графическая
схема состава слова — название, которое
должно быть проанализировано. Эта схема
состоит из клеток по числу звуков.
Одновременно дети получают несколько
картонных квадратиков синего, зеленого
и красного цвета.
Анализ слова производится следующим
образом. Ученик произносит вслух слово
— название изображенного на картинке
предмета; затем последовательно называет
звуки, входящие в состав слова, определяя
при этом, какой из звуков гласный, а какой
— согласный. Соответственно заполняются
квадратиками клеточки схемы: красными
обозначаются гласные, синими — согласные.
Практически это осуществляется так. Например,
детям дается картинка с изображением
мака. Дети произносят название предмета
— «мак». Затем анализируют: «М-м-м-а-к»,
— они тянут первый звук, стремясь установить,
какой он — гласный или согласный. Определив
качество звука, накрывают первую клетку
схемы слова, помещенной под картинкой,
синим квадратиком. «М-а-а-а-к»,— продолжают
далее ученики устанавливать качество
второго звука. Сделав это, они закрывают
вторую клетку красным квадратиком. «Мак-к-к»,—
завершают анализ дети и покрывают последнюю
клеточку синим квадратиком. Все это служит
подготовкой к новой ступени в обучении
детей грамоте.
Следующая ступень состоит в знакомстве
с гласными буквами. Дети анализируют
звуковую форму слова, «овеществляя» свой
анализ квадратиками, только вместо красных
квадратиков на этот раз подставляются
гласные буквы — сначала а, потом я и т.
д. Новая ступень — знакомство с согласными
буквами — осуществляется последовательной
заменой синих и зеленых квадратиков нужными
буквами. Еще одна ступень — «словоизменение»
— состоит в том, что дети с помощью индивидуальных
небольших абаков (планки с тремя-четырьмя
окошечками и движущимися лентами в каждом
из них) отрабатывают механизм ориентации
на гласную и овладевают слоговым чтением.
В первом и третьем окошках — ленты с изученными
согласными буквами, во втором и четвертом
— с гласными буквами. Например, в первом
окошке фиксируется буква м, в третьем
— к. Во втором окошке абака протягивается
лента (картонная полоска), дети в зависимости
от появляющейся в окошке буквы называют
слова. «Мак,— говорят они,— это цветок».
«Мяк — такого слова нет»,— произносят
они, увидев в окоаке букву я. «Мок — это
слово; мок под дождем».
Параллельно со всеми этими видами работ
ученики выполняют упражнения в чтении
слов, предложений, а затем и текстов.
В 1971 г. был издан экспериментальный букварь
В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Букварь основывается на следующих положениях:
1) на принципе частотности употребления
звуков, слогов и слов в русском языке,
который открывает реальные возможности
к постраничному увеличению в букваре
объема текстов, расширению и разнообразию
лексики, включению полноценных литературных
текстов.
Данные современной лингвистики показывают,
что наиболее целесообразным для полнейшей
реализации принципа частотности является
такая последовательность изучения звуков
и букв: о, а, и, н, с, т, к, р, л, в, е, п, у, м,
ы, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, щ,
ь (разделительный), ф, ъ.
Сначала в букварь вводятся самые употребительные
в русском языке буквы (звуки), затем идут
менее употребительные и наконец группа
малоупотребительных;
2) на выступлении слога как основной единицы
чтения. В рамках некоторых слогов выделяется
вспомогательная единица чтения — согласный
за пределами сочетания согласный-гласный
(с + г: ма, ни, шу и др.) или гласного, равного
слогу (астра, окна) , т. е. читается так:
руч-ка, стол, ас-тра, ок-на;
3) на установке на максимальное развитие
мышления и речи учеников;
4) на уравнивании возможностей в выполнении
учебных заданий детьми разной степени
дошкольной подготовки в ходе обучения
их грамоте;
5) на идейно-тематической целостности
букваря при всей его многоплановости;
6) на связи с традицией и опорой на достижения
отечественной методики.
Чтение — это речевая деятельность, связанная
с выявлением и осознанием смысловой информации
на основе воссоздания звуковой формы
слова по определенным правилам, диктуемым
своеобразием графики данного языка. «Своеобразной
особенностью русской графики является
слоговой принцип обозначения звуков.
Он состоит в том, что в качестве единицы
чтения и письма выступает слог: сочетание
согласной и гласной букв представляет
цельный графический элемент; например,
чтобы прочесть твердое или мягкое в словах
вал, вял, необходимо обращать внимание
на следующую за в гласную букву а или
я (ва — вя)».
Именно этот принцип и должен быть практически
усвоен ребенком, обучающимся чтению.
При чтении первых же букварных слов внимание
детей обращают на ударение, которое организует
нормальный звуковой образ слова и открывает
возможность раннего практического знакомства
учащихся с безударными гласными, с расхождением
написания и произношения. Важно также
отметить, что овладение алгоритмом чтения
опирается на четкое разграничение гласных
и согласных, сведения о которых приобретают
в глазах детей реальную практическую
значимость.
Современный звуковой аналитико-синтетический
метод обучения грамоте опирается на учение
о фонемах. Фонемы — это основные звуки
речи, с помощью которых происходит различение
слов (дом — дым, сон — сор, рука — река)
и их форм (рука, руке, руки).
В русском языке 42 основных звука — фонемы.
Каждая из них — это опорный звук нашей
речи. Для обозначения на письме 42 фонем
русского языка имеются 33 буквы. Из них
20 согласных букв, хотя согласных звуков
гораздо больше. Гласных букв в русском
алфавите 10, а звуков только 6.
Наше письмо передает лишь основные, сильные
фонемы и на передает слабых фонем (вариантов
фонем). Безударные гласные (гроза, столбы)
и звонкие согласные, произносящиеся в
конце или в середине слова как глухие
(столб, травка), являются вариантами фонем,
однако обозначаются они теми же буквами,
что и основные звуки речи. Особых букв
для обозначения мягких согласных фонем
в русском алфавите нет. Мягкость согласных
обозначается гласными буквами и, я, ю,
е, ё, а также буквой ь, которые следуют
за согласными. В этом случае (в положении
после мягкой согласной фонемы) буквы
е, ю, я, ё обозначают основные гласные
звуки э, у, а, о. Поэтому иногда получается
расхождение между чтением и письмом,
несоответствие буквы звуку.
В соответствии с вариантом звукового
метода, который нашел воплощение в действующем
в школе более двух десятилетий букваре,
а также азбуке семейного обучения, детям
сначала дают слова, в которых каждая буква
соответствует определенному звуку —
фонеме. Порядок расположения звуков,
изучаемых при обучении грамоте, определяется
степенью трудности их изолированного
произношения. Так, сначала даются сонорные
согласные, л, м, н, р, так как каждый из
этих звуков можно произносить длительно,
без всякого искажения. Смычные же к, п,
г, б, д, не допускающие длительного произношения,
изучаются позже.
Мягкие согласные также изучают в более
поздний период, так как усвоение их представляет
трудности.
При обучении грамоте соблюдается строгая
последовательность в чтении слогов. Усвоение
детьми приемов чтения открытого двухбуквенного
слога типа ма, ша, му, является, по выражению
К. Д. Ушинского, «ключом к овладению грамотой».
Одновременно дети овладевают чтением
двухбуквенных обратных слогов типа ум,
ом. Следующей ступенью по степени возрастания
трудности является чтение трехбуквенных
закрытых слогов типа шар, пар, нос. Если
ребенок овладел чтением прямого открытого
слога, он легко преодолевает и эту трудность.
Сначала дети читают трехбуквенные слоги
со стечением согласных в начале слога
(два, три), потом переходят к чтению четырехбуквенных
слогов со стечением согласных как в начале,
так и в конце слога (танк, стол) и наконец
читают пятибуквенные слоги (вдруг, столб
и т. д.).
При составлении букваря обязательно
учитываются трудности в чтении слов.
К чтению трудных слов дети подводятся
постепенно. Сам процесс чтения начинающего
обучаться грамоте ребенка качественно
отличается от чтения уже умеющего читать.
Последний подавляющее большинство слов
воспринимает как знакомые графические
образы, узнает слова по некоторым опорным
буквам. Он обладает «полем чтения» или
«полем зрения». При движении глаз по строке
он делает несколько пауз, причем число
их увеличивается в зависимости от трудности
текста: чем труднее текст, тем меньше
«поле чтения».
У начинающих обучаться грамоте «поле
чтения» ограничено одной буквой. Он должен
вглядеться в каждую букву слова и вспомнить
соответствующий ей звук. Поэтому с самого
начала обучения много сил тратится на
то, чтобы выработать у ребенка на изученных
буквах «поле чтения», равное слогу. Слог
должен стать для детей основной единицей
чтения. Дети узнают, что слог — часть
слова. Практическим путем учитель подводит
к пониманию слогообразующей роли гласной
(в этом ее главное отличие от согласной)
— гласная образует слог, а согласные
звуки (буквы) могут в слоге быть, а могут
и не быть. Чем раньше дети поймут слогообразующую
роль гласного звука (гласной буквы), тем
легче будет им делить слова на слоги,
а значит, и читать, а в дальнейшем у них
будет меньше пропусков гласных при письме.
На начальной ступени обучения чтению
понимание значения слова отделено от
его зрительного восприятия. Ребенок,
зрительно восприняв слово, произносит
его и как бы повторно воспринимает на
слух. Только после этого он осознает значение
слова, если оно прочитано правильно и
знакомо ему. Поэтому начинающий читать
часто делает неправильное ударение в
словах. Ему трудно объединить отдельные
слоги в целое слово. Этому мешает медленный
темп чтения. Ребенок часто забывает прочитанные
слоги и снова возвращается к ним. Поэтому
на первых порах для чтения даются знакомые
детям двухсложные слова, в этом случае
ребенку легче связать части слова в целое.
Тем самым вырабатывается навык сознательности
чтения.
Программные требования школы и детского сада
На обучение грамоте в школе
учебной программой отводится 168 ч.
Этот период продолжается с 1 сентября
по 15 декабря. Ускорение процесса обучения
без учета возможностей детей
зачастую приводит к большим недоработкам
при овладении учащимися
1. Умение членить речь на предложения,
предложения — на слова, слова — на слоги.
Умение различать звуки на слух и в произношении,
устанавливать их последовательность
в словах.
2. Умение составлять из букв разрезной
азбуки и читать: а) слова, включающие открытые
и закрытые слоги всех видов; б) слова,
включающие как твердые, так и мягкие согласные;
в) слова, содержащие стечение согласных
всех видов ь и ъ (мягкий и твердый знаки).
3. Сознательное, правильное, плавное слоговое
чтение вслух небольших легких текстов.
Соблюдение в устной речи и при чтении
пауз и интонации, соответствующих знакам
препинания в конце простого предложения
(..?,!), и интонации перечисления при запятых.
4 Умение выразительно, с соблюдением нужных
интонаций, прочитать выученное наизусть
стихотворение.
5. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям,
рассказу и картине. Пересказ небольшого
прочитанного текста с помощью вопросов
и без них.
6. Умение объединять и различать по существенным
признакам предметы, о которых дети читают
или которые могут наблюдать.
7. Умение рассказать о своих наблюдениях
за приметами осени, о погоде за день.
В разделе «Письмо и развитие речи» к ученикам
предъявляются следующие требования:
1. Умение правильно сидеть, держать тетрадь
и пользоваться ручкой при письме.
2. Связность и ритмичность письма букв
и их соединений в словах.
3. Умение писать большие и маленькие буквы
и их соединения при письме слов и предложений
(в порядке их изучения по букварю).
4. Умение записывать слова и предложения
(в 3—4 слова) после предварительного их
анализа с учителем, а затем и самостоятельно.
5. Умение прочитать и списать слова и предложения,
написанные печатным и рукописным шрифтом.
Умение писать под диктовку слова, написание
которых не расходится с произношением,
и предложения, состоящие из таких слов.
Наблюдения над словами, написание которых
расходится с произношением. Умение проверить
написанное при помощи сличения с текстом,
соотнесения звуков и букв в словах и послогового
произношения слов.
6. Умение писать большую букву в начале
предложений, в именах людей и кличках
животных.
7. Составление небольшого рассказа и выборочная
запись предложений из него.
Весь ход занятий по обучению грамоте
разбивается на три периода: подготовительный
(добукварный), букварный (он в свою очередь
делится на три этапа) и послебукварный.
В подготовительный период, который длится
3—7 дней, учитель решает следующие взаимосвязанные
задачи: а) изучает детей, выявляет индивидуальные
особенности каждого; б) начинает организацию
дружного и работоспособного классного
коллектива; в) прививает умения и навыки,
необходимые для выполнения младшими
школьниками их обязанностей; г) дает первоначальные
сведения о предложении, слове, слоге,
звуке; д) приступает к работе по уточнению,
активизации и обогащению словарного
запаса.
Учитель проводит с детьми экскурсию по
школьному зданию, рассаживает детей за
парты, показывает, как нужно правильно
сидеть, вставать, выходить к классной
доске, рассказывает, как нужно вести себя
в школе, на уроке, во время перемены, как
нужно держать ручку и т. д.
В этот период учитель проводит свободное
рассказывание детей на предлагаемые
им темы, обучение полным ответам, беседы
об увиденном на экскурсии по школе и пришкольному
участку, по картинам и т. д., слушание рассказов
и сказок с последующей беседой о содержании
и пересказом прослушанного, заучивание
стихотворений с голоса учителя, логические
упражнения, работу с загадками.
Принципиально важное значение в добукварный
период имеет работа по практическому
ознакомлению детей с первоначальными
представлениями о таких грамматических
понятиях, как предложение, слово, слог,
звук, с одновременным усвоением соответствующих
терминов. Дети, пришедшие из детского
сада, уже знакомы с этим. Больше внимания
учитель уделяет тем, кто не посещал детский
сад.
Уроки в подготовительный период строятся
с учетом возрастных особенностей детей.
На уроке обеспечивается частая смена
видов занятий при непродолжительности
каждого из них: беседа об экскурсии сменяется
рассматриванием картины, дальше идет
свободное рассказывание детей об их впечатлениях,
потом учитель читает рассказ или сказку
и т. д. На каждом уроке присутствует и
игровой элемент. От урока к уроку происходит
усложнение вида работ при увеличении
удельного веса аналитико-синтетических
звуковых упражнений.
С момента изучения первых звуков и их
буквенных обозначений (а и у) начинается
новый, букварный период в обучении грамоте,
который занимает центральное место в
процессе обучения. Он требует наибольших
затрат учебного времени, особенно напряженного
внимания учителя и учащихся.
Букварный период делится на три этапа.
Первый этап охватывает изучение 10 звуков
и их буквенных обозначений: гласных а,
у, ы, о и согласных м, ш, р, н, л, с, причем
согласные рассматриваются только в твердых
вариантах, что является наиболее характерным
для данного этапа, который в определенном
смысле можно назвать этапом твердых согласных.
Дети учатся читать обратные двузначные
слоги (ах, ум, ом), двузначные прямые открытые
слоги (ра, ла, ну) и двусложные слова, состоящие
из таких слогов (у-ра, ум-на, Ма-ша). В завершение
работы первого этапа дети овладевают
чтением односложных трехбуквенных слов,
представляющих собой закрытые слоги
(шар, мал, наш, сон, сом, сыр).
Второй этап букварного периода включает
изучение 12 звуков и 13 букв: гласных и,
э, согласных х, в, к, п, т, д, з, и, ж, б и буквы
ь. Для второго этапа характерно большое
внимание к изучению мягких согласных
и к обозначению мягкости согласных на
письме. Учащиеся продолжают изучать новые
согласные не только в твердом, но и в мягком
варианте, изучают неслоговое и (й).
В течение второго этапа расширяется круг
знакомства учащихся с основными типами
слогов. Они начинают читать двусложные
слова с одним закрытым слогом (ли-мон,
сос-на), слова со стечением согласных
в конце слога (куст, волк), читают слова,
состоящие из трех и более слогов (кув-шин-ка,
на-кло-ни-ла).
Третьим этапом букварного периода предусматривается
изучение всех йотированных букв (е, ё,
я, ю), остальных пяти согласных звуков
(г, ч, ц, щ, ф) и их буквенных обозначений,
а также разделительных знаков — мягкого
и твердого.
Наибольшую трудность представляет изучение
йотированных гласных букв, которые в
начале слова образуют слог (я-ма), а в положении
после согласной указывают на ее мягкость
и обозначают основные звуки (а, о, у, э).
Постепенно в букварь вводятся многосложные
слова и слова, произношение которых расходится
с написанием (сад, гриб, пошла, корова).
Такой порядок изучения слогов и слов
дает возможность опираться на пройденное
и подготавливать учащихся к овладению
последующим материалом.
Таким образом, каждый из трех этапов букварного
периода в обучении грамоте характеризуется
своими особенностями, которые влияют
на методику изучения тех или иных звуков
и букв.
Послебукварный период обучения грамоте
занимает 10—12 Дней. Он начинается после
того, как дети изучили все звуки и буквы
родного языка. В букваре имеются материалы,
специально предназначенные для послебукварного
чтения. Они представляют собой небольшие
связные тексты — рассказы, стихотворения,
сюжетные картинки с подписями.
Основная задача уроков чтения в послебукварный
период состоит в том, чтобы прочно закрепить
у всех учащихся навык сознательного,
правильного, плавного слогового чтения,
а также навык звуко-слогового анализа
и синтеза, смыслового разбора прочитанного
и, кроме того, подвести к отдельным видам
работ с текстами, которые характерны
для уроков объяснительного чтения.
Обучение письму в школе идет параллельно
с обучением чтению.
При обучении грамоте широко используются
картинки для составления предложений
и использования названий предметов в
качестве «исходных» слов при знакомстве
с новым звуком и буквой, картины для составления
устных рассказов, разрезная азбука, слоговые
таблицы, наборное полотно.
До недавнего времени программы детских
садов предусматривали обучение воспитанников
чтению. Одно время предполагалось, что
дошкольники должны были узнать 11 букв
и звуков — 4 гласных (а, у, ы, о) 7 согласных
(м, ш, н, п, р, с, л). Воспитанники детского
сада должны были работать с разрезной
азбукой, заниматься печатанием двусложных
слов, состоящих из прямых открытых слогов
(мама, рама), односложных — из одного слога
(нос, рот) или обратного слога (ум, ом).
А. И. Воскресенская в пособии для воспитателей
детского сада предъявляла очень высокие
требования к детям подготовительной
к школе группы. Они должны были в конце
обучения даже писать диктанты. Все это,
безусловно, возлагало на детский сад
чрезвычайно трудную задачу. Воспитателю,
не имеющему специальной подготовки, было
очень трудно проводить такую работу.
Подготовка детей к школе в настоящее
время включает работу, направленную на
повышение языковой культуры детей. Вот
что включает в себя программа по родному
языку в подготовительной к школе группе.
Подготовка к обучению грамоте и развитию
речи. В подготовительной к школе группе
речь впервые становится для детей предметом
изучения. Воспитатель развивает у них
отношение к устной речи как к языковой
действительности; он подводит их к звуковому
анализу слов (это задача осуществляется
на протяжении всего года).
Составлять предложения из двух слов (например:
«Мальчик сидит», «Птица поет», «Мы гуляем»),
членить предложения на слова с указанием
их последовательности (назвать первое
слово, второе слово).
Составлять предложения из трех-четырех
слов без предлогов и без союзов (например:
«Девочка собирает цветы», «Мальчик нарисовал
большой самолет»). Указывать последовательность
слов (назвать первое слово, второе, третье,
четвертое).
Закреплять в практических упражнениях
представления о предложении, слове (без
грамматического определения).
Членить слова на слоги (для детей — части):
ма-ма, ка-ша и т. п. Составлять слова из
слогов (устно).
Делить на слоги трехсложные слова с открытыми
слогами: ма-ши-на и т. п.
Таким образом, программа детского сада
в настоящее время предусматривает знакомство
детей с предложением, деление предложения
на слова, составление предложений из
двух—четырех слов, членение двусложных
и трехсложных слов на слоги (для детей
— части). Это соответствует в какой-то
степени тому объему знаний, который предлагается
первоклассникам в подготовительный период,
т. е. в первые 3—10 дней занятий. При обучении
чтению учитель возвращается к этому материалу
на каждом уроке, постепенно усложняя
его. Поэтому умения воспитанников детских
садов помогут первоклассникам в овладении
грамотой.
Работа по подготовке детей к обучению
грамоте проводится один раз в неделю
10—15 мин на занятии по родному языку в
объеме программы для детских садов. В
течение года воспитатель проведет около
сорока таких занятий.
Следует обратить внимание на то, чтобы
ребенок в группе имел определенное место;
он должен не только слушать, но и слышать
воспитателя, отвечать полно и кратко
на его вопросы, пересказывать прочитанные
произведения, составлять простые рассказы
по картинкам для развития речи, выразительно
читать стихотворения и т. д.
Распределить программный материал можно
так.
В течение сентября и октября научить
детей составлять предложения из двух
слов, делить предложения на слова, познакомить
с терминами «предложение», «слово». В
течение ноября и декабря закрепить умение
составлять предложение из двух слов и
перейти к составлению предложений из
трех слов, научить делить эти предложения
на слова, членить двусложные слова на
слоги (части). В течение января — февраля
и марта закрепить полученные знания,
добиваясь того, чтобы дети не путали термины
«слово», «предложение», уделять больше
внимания делению двусложных слов на слоги,
устанавливать последовательность слогов
в слове. В течение апреля и мая повторить
и закрепить эти знания, уделяя особое
внимание делению трехсложных слов на
слоги и установлению последовательности
слогов в слове.
Некоторую помощь в проведении занятий
воспитателю может оказать уже упоминавшееся
пособие для воспитателей А. И. Воскресенской
«Грамота в детском саду», а также сборник
статей под ее редакцией.
Хотя в настоящее время в детском саду
детей не обучают читать, будет хорошо,
если они усвоят понятие о звуке как простейшем
элементе слога и слова, научатся воспринимать
(слышать, различать) звук в любом положении
его в слове, устанавливать последовательность
звуков в словах и слогах, сливать звуки
в слоги и слова. С термином «звук» детей
знакомят тоже в детском саду. Детям дают
общее представление о звуке как о явлении,
которое рождается определенным способом
(голосом человека, ударом колокола, свистом
ветра, шумом мотора, движением поезда
и т. п.) и может быть воспринято слухом.
Одновременно с работой, направленной
на знакомство детей с предложением, словом,
слогом, на вооружение их первоначальными
умениями в звуковом анализе и синтезе,
следует проводить и некоторую работу
по подготовке детей к письму. Это можно
сделать на занятиях рисованием, лепкой
и др. Воспитатель должен знать, какова
правильная посадка при письме: положение
головы, торса, ног, рук. Ребенок должен
сидеть так, чтобы между грудью и столом
оставался просвет в 3—4 см. Это можно проверить,
поставив кулачок малыша между грудью
и столом. Спина касается спинки стула.
Ноги ребенка обязательно должны находиться
на подставке парты или же стоять под прямым
углом на полу, если ребенок сидит на стуле,—
они сообщают устойчивость всему туловищу.
Голова должна быть слегка наклонена вперед
так, чтобы между глазами и тетрадью было
расстояние в 25—30 см. Локти от туловища
отстоят на 10 см и выступают локтевыми
суставами за края поверхности стола,
парты.
Рука пишущего располагается так, чтобы
мизинец и безымянный палец, полусогнутые
в сторону ладони, служили опорой для всей
кисти пишущей руки. Карандаш или ручка
кладется на сочленение ногтевой и второй
фаланг среднего пальца, слева поддерживается
подушкой большого пальца, а сверху «покрывается»
указательным пальцем. Он должен находиться
в одном сантиметре от кончика карандаша.
Карандаш должен своим верхним концом
быть направлен в правое плечо.
Тетрадь нужно положить так, чтобы левый
нижний угол страницы, отведенной для
письма, приходился на середину груди
ученика, а весь нижний край тетради с
линией стола, обращенной к ребенку, образовывал
угол в 25°.
Обучению письму элементов букв предшествует
большая подготовительная работа, когда
дети занимаются обводкой и штриховкой
геометрических фигур и конкретных изображений
овощей, фруктов и т. д. Для этой цели можно
использовать приложения к «Азбуке» для
обучения детей 6 лет в семье.
Можно познакомить детей с разлиновкой
тетрадей, научить их «видеть» строку,
ставить точки, соединять их прямыми линиями.
В программу детского сада этот материал
не включен, однако он, несомненно, будет
полезен ребенку.
При правильной организации работы, интересном
и разнообразном проведении занятий воспитатель
сможет хорошо подготовить детей к школе.
Примерные конспекты занятий
Оборудование: игрушки (мяч, кукла, флажок,
котенок, собачка).
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить
об игрушках, какие они и что с ними можно
делать. Говорить будем громко, отчетливо,
ясно произнося каждое слово. (Берет мяч
и показывает детям). Что это?
Дети. Мяч.
Воспитатель. Скажите про мяч два слова,
какой он.
Дети. Мяч красивый; мяч большой; мяч красный.
Воспитатель. Скажи, Сережа, сколько слов
про мяч сказала Люба.
Сережа. Люба сказал про мяч два слова.
Первое слово — «мяч», второе — «красный».
Воспитатель (роняет мяч на пол). Дети,
скажите еще два слова про мяч.
Воспитатель. Скажи, Галя, сколько слов
про мяч сказал Гена.
Галя. Гена сказал про мяч два слова. Первое
слово — «мяч», второе — «покатился».
Воспитатель (сажает куклу на стульчик).
Скажите про куклу два слова.
Света. Красивая кукла. Я сказала про
куклу два слова. Первое — красивая», второе
— «кукла».
Воспитатель (ставит на стол флажок).
Теперь скажите про флажок два слова.
(Эти предложения дети также разобрали
по словам, определили место их в предложений).
Воспитатель (подходит к игрушке-котенку,
нажимает на кнопку — котенок издает писк).
Скажите про котенка два слова. (Эти предложения
также разбираются по словам).
Воспитатель. Валя, подойди и нажми кнопку
у собачки. Скажи про собачку предложение
из двух слов.
Валя. Собака лает. Я сказала два слова:
первое — «собака», второе — «лает».
Воспитатель. Сегодня мы говорили про
игрушки двумя словами. В школе будут говорить
так: «Мы учились составлять про игрушки
предложения из двух слов. Замечали, какое
первое, какое второе слово в предложении».
А кто знает загадки про эти игрушки?
Сережа. Его бьют, а он не плачет. Только
выше, выше скачет. (Мяч.)
Гена. На праздник я его несу, я с ним шагаю
и пою. (Флажок.)
Марина. С хозяйкой дружит, дом сторожит.
На чужих лает, в дом не пускает.
Дети. Собака.
Программное содержание. Закрепление
знаний о слове: слова разные, они звучат,
произносятся друг за другом. Учить детей
вслушиваться в слова, сходные по звучанию.
Упражнять в самостоятельном подборе
слов и четком произнесении звуков в них.
Подбор разных слов к предмету (существительных
— названий игрушек, прилагательных к
слову мишка).
Педагог показывает детям двух играющих
мишек.
— Посмотрите на эти две игрушки. Что
можно про них сказать?
- Это мишки.
— Верно, это мишки. Только этот мишка
какой?
— Большой.
— А этот?
— Маленький.
— А как можно назвать этого маленького
мишку по-другому? Ведь они разные, а мы
и одного и другого называем одним словом
мишка. (Педагог жестом показывает на мишек,
подчеркивая разницу в величине.)
— Какое другое слово можно подобрать
для этого мишки? (Показывает на меньшего.)
Каким словом можно его назвать, чтобы
показать, что он маленький?
— Мишенька,— предлагает Саша.
— Правильно, мишенька. Какое ласковое
слово предложил Саша, и звучит оно приятно:
«Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому
можно сказать?
— Мишутка,— говорит Таня.
— Удачное слово: мишутка!
— Медвежонок,— добавляет Толя.
— Очень хорошо! Теперь-то понятно, о
каком мишке мы говорим. Если скажем слова
мишенька, мишутка или медвежонок, значит,
мы говорим об этом маленьком мишке, а
большой будет просто мишка.
Педагог убирает маленького медвежонка
в сторону, а большого сажает на край стола.
— Посмотрите, дети, на мишку и подумайте,
как можно сказать про него, какой он. Я
вспомнила такое слово: любимый; мишка
любимый. Теперь предлагайте ваши слова:
мишка какой?
— Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый,
лохматый, коричневый, большой, красивый.
— Вот сколько разных, интересных слов
вы подобрали к слову мишка!
— А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку)
Правильно, это мышка, маленький зверек,
живет под полом. Мишка и мышка. Это разные
животные, и называю я их тоже по-разному,
вслушайтесь в эти слова: мишка — мышка.
— М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении
этих слов интонационно подчеркивается
разница в звучании ы и и.)
— Вот какие интересные по звучанию слова
нам встретились, произнесем все вместе,
еще раз. Очень хорошо!
- А вот еще два слова, они похожи друг
на друга и не похожи, послушайте: кит-кот,
к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова
произносятся детьми 2—3 раза.)
— А вот как по-разному и в то же время
похоже звучат еще два слова — мак и рак:
ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова.<span
cla