Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит задания по дисциплине "Логопедия" и ответы на них

Файлы: 1 файл

развитие речи самостоятельная.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

 

“Волшебные лучики” 

(обучение грамоте) 

 

Цель: Обучать слоговому чтению.

Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.

Методика проведения:

1 вариант. В кармашки на концах  лучей ставятся гласные буквы,  в центр – согласные. Дети  читают прямые и обратные слоги. 

2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.

3 вариант. Дети самостоятельно  подбирают буквы, слоги и прочитывают  их.

 

Сущность подготовки к обучению письму. Роль взаимодействия различных анализаторов в обучении письму. Единство подготовки к чтению и письму.

 

Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует  обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма.

Этот процесс представляет собой  сложную аналитико-синтетическую  деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.

Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов.

 Графические навыки – это  не только действия, опирающиеся  на мускульные усилия, но и  перекодировка единиц речи в  графические знаки (буквы), требующая  правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в  единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем  длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Главные задачи подготовки руки и  глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

Развитие точности зрительного  восприятия, формирование умения вычленять  элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

Подготовка мелкой мускулатуры  руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.Н., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.

2. Алексеева М.Н. Речевое развитие  дошкольников: Пос. для ст. сред. пед. учеб. завед. / М.Н. Алексеева, В.Я. Яшина – М.: Академия, 1999.

3. Гербова В.В. Развитие речи  в детском саду. Программа и  методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

4.Тумакова  Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика развития детской речи с практикумом по логопедии