Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит задания по дисциплине "Логопедия" и ответы на них

Файлы: 1 файл

развитие речи самостоятельная.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

3) Занятия по родному языку.

4) Дополнительная работа по звуковой  культуре вне занятий.

7) Специальные упражнения.

4. Выберите этапы работы над звуками в правильной последовательности:

Ответ: В  3,2,7,9,6.

3) Тренировка речедвигательного  аппарата

2) Показ и объяснение произношения  изолированного звука.

7) Закрепление звука в слогах.

               9) Закрепление звуков в словах.

6) Закрепление звука во фразовой  речи.

 

5. Реализации какой задачи звуковой культуры речи будут способствовать следующие упражнения:

а) выдыхание воздуха  с различной силой;

б) «Ветер», «Попади в ворота»;

в) произнесение на одном выдохе нескольких звуков.

А. Развитие речевого дыхания.

 

 

6. Подберите речевой материал по дифференциации звуков [с] и [ш].

1. Попеременно произносить звуки  [с] и [ш]

2. Игра «4-й лишний».  Повтори  ряд слов, определи какое слово лишнее, объясни почему:

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, береза.

Слива, груша, апельсин, свекла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

3. Повтори слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест.

4. Произнеси слоги:

ша – са     шо – со     шу – су       ши –  сы       шэ – сэ

са – ша     со – шо     су – шу       сы –  ши       сэ – шэ

аш – ас     ош – ос     уш – ус      ыш – ыс       эш – эс

ас – аш     ос – ош     ус – уш       ыс –  ыш       эс – эш

яш – яс     ёш – ёс      юш – юс     иш – ис        еш – ес

яс – яш     ёс – ёш      юс – юш     ис – иш        ес – еш

5. Произнеси слова:

Шапка – сайка, решать – тесать, мешать – писать, лошадка – посадка, шалун – салют, шахтер – сапер,  шалаш – салют, шалфей – салфетка, мешок – лесок, вершок – песок,  шорох – сорок, ремешок – носок, мышонок – спросонок,  шутки – сутки,  пишу – несу, шуметь – суметь,  шумно – сумка, пашу – пасу, плясун – пляшу, шитый – сытый,  ширь – сыр,  шило – сила,  мыши – крысы,  шип – сыпь,  решил – спросил,

Ваш – вас, кошка – каска, рубашка  – колбаска,  наш – нас, башня  – басня,  пашня – паста,  страшный – красный,  грошь –  рос, пошла – росла, яшка – ясный, камыш – кумыс, клюшка – люстра, пешки – песни, мешки – мести, вишня – виснет, стишки – тиски.

Шляпа – слякоть, шмель – смел, шторы – сторож, шпалы – спали.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стеклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.

6. Произнеси предложения:

У Саши есть машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Поспешишь – людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Сквозь цветное стеклышко я смотрю на солнышко.  Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сайки да кукушки.  По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.

 

 

РАЗДЕЛ VIII. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (21 час.)

 

Этапы формирования навыков чтения. Виды работы в этот период. Приемы обучения, характеристика дидактического материала по обучению грамоте.

 

 

Этапы формирования навыков чтения

 

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно  связана с общим речевым развитием  детей. В дошкольном возрасте у ребенка  активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает  зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

 

Обучение чтению проходит несколько  этапов, прежде чем образуется навык  беглого, осмысленного чтения.

 

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.  Успешное и быстрое усвоение  букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

 

Следует иметь в виду, что для  ребенка, начинающего читать, буква  не является простейшим графическим  элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

 

Усвоив букву, ребенок читает слоги  и слова с ней. Однако на этом этапе  единицей зрительного восприятия в  процессе чтения является буква. Ребенок  сначала воспринимает первую букву  слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

 

Темп чтения на этой ступени очень  медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

 

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ. На этой  ступени узнавание букв и слияние  звуков в слоги происходят  без затруднений. Единицей чтения  становится слог, слоги в процессе  чтения довольно быстро соотносятся  с соответствующими звуковыми комплексами.

 

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово  по слогам, затем объединяет слоги  в слово и только потом осмысливает  прочитанное. Сохраняются трудности  объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по струкруре слов.

 

В ходе чтения появляется смысловая  догадка, особенно при прочтении  конца слова. Часто дети повторяют  прочитанное слово, особенно если оно  относится к длинным и трудным  словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

 

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

 

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

 

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Ребенок  овладевает целостными приемами  чтения: словами, группами слов. Главным  для него становится не техническая  сторона процесса чтения, связанная  со зрительным восприятием, а  осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

 

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

 

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

 

Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.

 

Представленные дидактические  игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

 

Педагог может использовать их как  на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.

 

“Раз ступенька, два ступенька”

(для детей 5 – 7 лет) 

 

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые  согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

Методика проведения:

1 вариант. Педагог предлагает  детям картинку, которую они должны  назвать. Затем это слово они  делят на слоги, считают их  и показывают на слоговой линейке. 

2 вариант. Педагог выставляет  картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант. Дети самостоятельно  выполняют звуковой анализ слова,  по предлагаемой картинке педагогом.  Затем обозначают каждый звук  буквой.

4 вариант. В верхнее окошечко  выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

 

  

 

 

 

“По волнам звуков и букв” 

(для детей 6 – 7 лет) 

 

Цель: Учить основам звукового  анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Дидактический материал (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с  опущенным парусом, символизирует  гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.

Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте  в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или  для закрепления пройденного материала.

1 вариант: На занятиях по обучению  грамоте, во время знакомства  с очередной буквой, дети делают  анализ ее звучания, дают характеристику  звука определяя, гласный или  согласный и формируют из них  “волны” для корабликов.

2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

 

 

 

“Тренажер для развития речевого дыхания”

 

Цель. Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Дидактический материал (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.

Методика проведения: В зависимости  от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила  снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели  перелетные птицы и т. д.) Ребенок  дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.

Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как  и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.

Информация о работе Методика развития детской речи с практикумом по логопедии