Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:51, практическая работа

Краткое описание

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.14 Кб (Скачать)

Методика  работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые  упражнения по обогащению и активизации  словаря, развитию выразительности  речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После  чтения проводится краткая беседа о  том, как дети понимают прочитанное.  Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание  репродукций картин на занятии требует  от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора  образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации  слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы  дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ  кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более  адекватного понимания художественного  образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют  чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж»  Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и  т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным  словарём. Это требует от воспитателя  искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как  познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием  и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и  настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным  словарём, интонационно произносить  фразы, но и логично, связно высказывать  свои впечатления о картине.

Основным приёмом  в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных  ситуациях. 
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы  и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете 
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. 
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение. 
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность. 
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. 
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение. 
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. 
Игровые приёмы.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый  этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого  рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно  отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и  приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий  рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель  задаёт им вопросы с целью закрепления  понимания содержания картины. Вопросы  должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине? 
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди? 
– Как вы думаете, что самое главное в картине?. 
– Как это изобразил художник? 
– Что в картине самое яркое? 
– Что этим хотел сказать художник? 
– Какое настроение передал художник? 
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено? 
– Как это удалось сделать художнику? 
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое  характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца  личностного отношения к картине  речь детей значительно обогатиться.

Второй  этап

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы  направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи  между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде  чем ответить на вопрос, о чём  картина, внимательно посмотри, что  на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом  отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантовпедагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?» 
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например: 
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если  бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе  вместо рассказа – образца из личностного  отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка. 
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий  этап

Задачи:

  • Формирование  творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения. 
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. 
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? 
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне? 
– Что будет особенно красивым? 
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?» 
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Информация о работе Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью