Методика проведения учебно-тренировочного занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 20:56, реферат

Краткое описание

Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.

Файлы: 1 файл

методика проведения учебно-треннировочного занятия..doc

— 408.00 Кб (Скачать)

 Параллельно с  решением образовательных задач учитель ставит и оздоровительные задачи. Для этого он осуществляет целый ряд мероприятий, благоприятно воздействующих на организм занимающихся. В этом плане большое значение имеют правильное дозирование нагрузки, надлежащие гигиенические условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание следует уделить осанке и дыханию занимающихся. 
 
 
 
 

 Ученикам, освобожденным  от занятий по состоянию здоровья, пропустившим несколько занятий, отнесенным в специальные медицинские группы, имеющим врожденные физические дефекты  следует уделять особое внимание, и они требуют особой организации занятий. 

 Уроки физической культуры имеют большие возможности  влиять на становление личности ученика. Если учитель ставит определенные образовательные  задачи и выполняет их – то можно  получить колоссальные результаты, если же развитие личности идет стихийно и хаотично, то эффект может быть даже отрицательным. 

 Поставленная  задача должна вписываться в рамки  урока, те соответствовать лимиту времени, а ее формулировка должна быть простой  и доступной ученикам, чтобы даже они сами могли оценить уровень ее решения. Также учитель должен формировать убежденность учащихся в целесообразности выполняемых ими упражнений, должен объяснить сущность движений и их воздействие на организм. 

 В начале каждого  урока учитель должен объявить две-три  основных задачи для данного урока, а также объяснить воспитательную и оздоровительную значимость этого урока. 
 
 

 Проведение  урока. 

 Успех урока предопределяется уже в процессе подготовки к нему, однако следует помнить о том, что некоторые ситуации не всегда могут быть предусмотрены и требуют перестройки урока в процессе проведения. Опыт и знания учителя помогают оценить и разрешить сложившуюся ситуацию. 
 
 

 Подготовительная  часть урока. 

 Подготовительная  часть урока должна проводиться  так, чтобы: 

  • Подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач
 
  • Подготовить учащихся к овладению некоторыми упражнениями
 
  • Подготовить организм учащегося к выполнению действий с повышенной нагрузкой
 
  • Содействовать формированию осанки, ловкости
 
 
 
 
 
 

 Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с  обеспечением наилучших условий  реализации общих задач урока  и  одновременно имеет относительно самостоятельное  образовательное  и оздоровительное значение.  

 Начинается  урок общим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока. Процедура рапорта необязательна в работе  с учащимися младшего школьного возраста. Программой она предусмотрена начиная с 3 класса. 

 Но уже при  первом ознакомлении детей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требовать абсолютной дисциплины.

  

  Учитель стремится  избегать шаблона в построениях  и перестроениях, разнообразить  формы размещения и перемещения. 

     В младших  классах начальное построение  осуществляет учитель, в средних  и старших классах - дежурный ученик по согласованию с учителем. До начала урока и до прихода учителя к месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию.  

 После приветствия  на первых уроках с целью изучения состава класса  учитель делает перекличку. А в дальнейшем приступает сразу к проверке домашнего задания.  

 Проверка  домашнего  задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительной частях. 

    Далее учитель  сообщает задачи урока. Их сущность  может уточняться в основной  части занятия.   

  Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным,  высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание типа заданий  и неожиданностей;  обще-развивающие  упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах. 

  Для выполнения  упражнений используются разнообразные  формы построения в разомкнутом  и сомкнутом строю, кругу, (двух-трех  кругах), квадрате, треугольнике, дугами, и др.  

 Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.  
 
 
 
 
 

 Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам. 

 Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени  обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.

   

  Подготовительная  часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной  на решение задач подготовки  организма  занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств. 

 Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися  при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны   и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д.  При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.  

 Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися  при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны   и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д.  При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.   
 
 
 

                                     Основная часть  урока.  

  Задачами  основной  части урока являются:

  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока
 
  • обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений
 
  • воспитание  физических  качеств, способных обеспечить успешное  обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма
 
  • содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся
 
  • повышение уровня спортивных достижений учащихся
 
 
 

 Эти задачи и определяют особенности проведения основной части  урока. 

 В основной части  учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений, доводя их до 15-20  при разучивании и 30-40 при закреплении. 

 Для этого следует  максимально использовать все имеющиеся  условия материальной базы.

   

 Проводя уроки  на свежем воздухе, надо помнить, что  в холодную погоду следует избегать длительных объяснений, ограничиваясь  краткими указаниями, командами, насыщать урок интенсивными упражнениями. 

 В жаркую погоду нужно  опасаться перегрева, для чего место занятий выбирают по возможности в тени, внимательно наблюдают за состоянием учеников, чередуют упражнения повышенной интенсивности с малоинтенсивными.  

 Некоторые школы  страны имеют опыт круглогодичного  проведения уроков на свежем воздухе даже с учащимися младших классов. Тротуары и тропинки, естественные горки и многоступенчатые ярусные лестницы, гимнастический городок и лужайки, кроссовая дистанция вокруг пруда и даже белки, прыгающие на деревьях,- все это учитывается  в организации занятий с детьми. Здесь и нагрузка, и эмоциональная разрядка. 

 Расстановка и  уборка снарядов должны осуществляться по ходу урока без выделения на это специального времени.

 Убирать следует  только те снаряды, которые мешают дальнейшему  ходу занятий. 

 Устанавливать снаряды, готовить оборудование и инвентарь рекомендуется до начала урока силами временно освобожденных от занятий и дежурных учеников. 

 На специальных  стендах у мест занятий выставляются учебные карточки, регулирующие деятельность учащихся. 

 Весь ход урока должен подчиняться образовательной направленности. В этом отношении наряду с формированием умений и навыков особую значимость приобретают теоретические сведения. 

 Основываясь на теоретических  сведениях. Учителю необходимо находить возможность в ходе каждого урока пополнять знания учащихся применительно к специфике изучаемого материала. 
 
 
 
 
 
 
 

 Большой эффективности  при этом можно добиться, если при  сообщении теоретических сведений использовать межпредметные связи. При этом сообщение сведений не должно быть формальным (как и усвоение), оно должно вытекать из потребностей урока (усвоение материала). 

 Учащиеся должны прочувствовать необходимость этих занятий. 

 Обязательным  условием эффективности основной части  урока является обеспечение оптимального эмоционального состояния. 

 Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнее совершенствуются  физические качества.

 Каждый урок должен содействовать воспитанию физических качеств учащихся. 

 Непременное условие  результативности основной части занятий - внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками заданий, упражнений и их оценка. 

 Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемые ошибки, вносить необходимые корректив. Ведь плотность не самоцель, а одно из условий успешного решения задач уроков. 
 
 

 Заключительная  часть урока.  

 Заключительная  часть урока используется для  постепенного снижения уровня физического  и эмоционального возбуждения. 

 Но этим задачи заключительной части не исчерпываются. Главной задачей заключительной части является подведение итогов урока, которое немыслимо без оценки деятельности учеников со стороны учителя и их самооценки. 

 При подведении итогов учитель нацеливает учеников на последующий урок, дает задания на дом, проверяет выполнение предыдущих, выставляет оценки. 

 Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения так называемых образных или сюжетных уроков в младших  классах. 

 Положительная эмоциональная  обстановка на уроке  обеспечивает каждому возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. 

 Новизна такого урока  достигается своеобразной организацией класса: изменением начала урока, места  построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки.  
 
 
 

 В такой урок можно  внести элементы и атрибутику различных  профессий, что одновременно будет  способствовать профессиональной ориентации учащихся.  

 Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.  

 Например, при  изучении акробатических упражнений ученики  не просто выполняют перекаты, кувырки, а вырабатывают навыки сохранения равновесия тела в необычных условиях, умения ориентироваться в безопорном положении в условиях невесомости, развивают устойчивость  организма к укачиванию. 

Информация о работе Методика проведения учебно-тренировочного занятия