Методика индивидуальной работы с учащимися, требующими особого педагогического подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:28, творческая работа

Краткое описание

Виды отклоняющегося поведения, этапы индивидуальной работы,система реагирования,классификация групп подростков-прравонарушителей,коррекция, условия эффективного взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Методикаинд.раб [Автосохраненный].ppt

— 367.50 Кб (Скачать)

Коррекция  для второй группы 
 

  • Важно изменить  обстановку и привычные формы  поведения, высказывать доверие, одобрять  достижения, вырабатывать умения  не только подчиняться, но и  командовать.

Классификация  групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн) 
 

  • У подростков  третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки.

Коррекция  для третьей группы 
 

  • Полезной в  воспитательном отношении является  ритмичная и напряженная трудовая  деятельность, работа, дающая возможность  проявить себя и самоутвердиться.

Классификация  групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн) 
 

  • К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
  • Представители пятой группы — случайные правонарушители.

Они слабовольны  и неустойчивы перед дурным  влиянием.

Коррекция  для четвёртой   
и пятой группы
 
 

  • важно пробудить  интерес к нормальной жизни, создать  перспективу личности и тем  самым подвести к включению  в полезную деятельность. Им необходимы  постоянная коллективная работа  в должном темпе, систематический  контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное  участие в соревновании.

Доминирующие  направления индивидуальной  работы 

  • перевод социальной  ситуации в педагогическую;
  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

Доминирующие  направления индивидуальной  работы 

  • создание ситуации  успеха в доминантном виде  деятельности, включение в социально  полезные виды деятельности;
  • организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)

Доминирующие  направления 
индивидуальной
 

  • предупреждение  невротических расстройств и  патологических влечений (акцентуации  характера, неврозы, суицид, клептомания, драмомания и др.);
  • организация благоприятного социально-психологического климата;
  • ликвидация пробелов в знаниях.

 
Эффективному  взаимодействию способствуют: 
 

  • знание и  учет факторов социализации личности  ребенка, причин отклонений в  его поведении;
  • учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
  • учет особенностей положения, социального статуса воспитан­ника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;

Эффективному  взаимодействию способствуют: 

  • уважение к  личности воспитанника, установление  доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
  • опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
  • включение в творческую общественно полезную деятельность;

Эффективному  взаимодействию способствуют: 

  • выработка  единых требований, действий по  отношению к воспитаннику со  стороны учебного заведения, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания; 
  • защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.

Методы  индивидуальной работы 

Методы  разрушения отрицательного  типа характера: 

Методы  перестройки мотивационной  сферы и самосознания: 

  • Метод «взрыва» 
  • Метод «реконструкции характера».
 
 
  • Объективное  переосмысление своих достоинств  и недостатков
  • Переориентация самосознания
  • Переубеждение
  • Прогнозирование последствий отрицательного поведения.

Методы  индивидуальной работы 

Методы  перестройки жизненного  опыта: 

Методы  предупреждения отрицательного  и стимуляция положительного  поведения: 

  • Предписание
  • Ограничения
  • Переучивание
  • Переключение
  • Регламентация образа жизни
 
 
  • Поощрение  и наказание
  • Соревнование
  • Положительные перспективы

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ 
 

Созидающие  приёмы: 
 
 

Приёмы, способствующие повышению  успеваемости. 
 
 

  • Проявление  доброты, внимания и заботы
  • Просьба
  • Поощрение
  • Одобрение, похвала
  • Награда
  • Доверие
  • Удовлетворение определённых интересов
  • Выражение положительного отношения
  • Авансирование личности
  • Проявление огорчения
  • Проявление умений учителя
  • Поручительство
 
 
 
  • Организация  успеха в учении
  • Ожидание лучших результатов.

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ 

Приёмы, вовлекающие в  накопление опыта  правильного поведения 
 

Тормозящие  приёмы: 
 
 

  • Убеждение
  • Доверие
  • Моральная поддержка
  • Вовлечение в интересную деятельность
  • Пробуждение гуманных чувств
  • Нравственное упражнение
 
 
 
  • Констатация  поступка
  • Осуждение
  • Наказание
  • Приказание
  • Предупреждение
  • Возбуждение тревоги о предстоящем наказании
  • Проявление возмущения
  • Выявление виновного

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ПРИЁМЫ  
со скрытым воздействием
 

  • Параллельное  педагогическое воздействие
  • Ласковый упрёк
  • Намёк
  • Мнимое безразличие
  • Необычное приказание
  • Мнимое одобрение
  • Карикатура
  • Развенчание
  • Мнимое недоверие
  • Выполнение определённого дела вместо воспитанника
  • Методы «взрыва»

Формы  учёта индивидуальной  работы: 

  • Учётные карточки,
  • Карта изучения личности правонарушителя
  • Акты, характеристики, табель посещаемости и успеваемости
  • Индивидуальный план работы с учащимся
  • Бланки отчёта общественного воспитателя
  • Аналитический материал диагностических исследований
  • Рекомендации психолога и социального педагога

Информация о работе Методика индивидуальной работы с учащимися, требующими особого педагогического подхода