Коррекция
для второй группы
- Важно изменить
обстановку и привычные формы
поведения, высказывать доверие, одобрять
достижения, вырабатывать умения
не только подчиняться, но и
командовать.
Классификация
групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн)
- У подростков
третьей группы наличествуют как деформированные,
так и позитивные потребности и взгляды.
Но последние не стали регуляторами их
поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают
их на асоциальные поступки.
Коррекция
для третьей группы
- Полезной в
воспитательном отношении является
ритмичная и напряженная трудовая
деятельность, работа, дающая возможность
проявить себя и самоутвердиться.
Классификация
групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн)
- К четвертой
группе можно отнести не верящих в себя,
внушаемых, заискивающих перед более сильными
товарищами подростков.
- Представители
пятой группы — случайные правонарушители.
Они слабовольны
и неустойчивы перед дурным
влиянием.
Коррекция
для четвёртой
и пятой группы
- важно пробудить
интерес к нормальной жизни, создать
перспективу личности и тем
самым подвести к включению
в полезную деятельность. Им необходимы
постоянная коллективная работа
в должном темпе, систематический
контроль и оценка их деятельности,
личная ответственность, активное
участие в соревновании.
Доминирующие
направления индивидуальной
работы
- перевод социальной
ситуации в педагогическую;
- воспитание нравственно-правовой
убежденности;
- формирование
адекватной самооценки, выработка способности
критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной
сферы личности: формирование воли, умения
управлять собой, адекватно реагировать
на педагогические воздействия;
Доминирующие
направления индивидуальной
работы
- создание ситуации
успеха в доминантном виде
деятельности, включение в социально
полезные виды деятельности;
- организация педагогического
влияния на индивидуально-групповые мнения
окружающих (семья, сверстники, педагоги,
другие взрослые)
Доминирующие
направления
индивидуальной
- предупреждение
невротических расстройств и
патологических влечений (акцентуации
характера, неврозы, суицид, клептомания,
драмомания и др.);
- организация благоприятного
социально-психологического климата;
- ликвидация пробелов
в знаниях.
Эффективному
взаимодействию способствуют:
- знание и
учет факторов социализации личности
ребенка, причин отклонений в
его поведении;
- учет индивидуально-психологических,
возрастных, половых особенностей ребенка,
социальной ситуации его развития;
- учет особенностей
положения, социального статуса воспитанника
в коллективе сверстников, семье, среде
неформального общения, в социуме;
Эффективному
взаимодействию способствуют:
- уважение к
личности воспитанника, установление
доверительных с ним отношений,
понимание его душевного состояния;
- опора на положительное
в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность
в судьбе воспитанника;
- включение в творческую
общественно полезную деятельность;
Эффективному
взаимодействию способствуют:
- выработка
единых требований, действий по
отношению к воспитаннику со
стороны учебного заведения, семьи,
других воспитательных институтов,
субъектов социального воспитания;
- защита ребенка
от неблагоприятных условий и влияний.
Методы
индивидуальной работы
Методы
разрушения отрицательного
типа характера:
Методы
перестройки мотивационной
сферы и самосознания:
- Метод «взрыва»
- Метод «реконструкции
характера».
- Объективное
переосмысление своих достоинств
и недостатков
- Переориентация
самосознания
- Переубеждение
- Прогнозирование
последствий отрицательного поведения.
Методы
индивидуальной работы
Методы
перестройки жизненного
опыта:
Методы
предупреждения отрицательного
и стимуляция положительного
поведения:
- Предписание
- Ограничения
- Переучивание
- Переключение
- Регламентация
образа жизни
- Поощрение
и наказание
- Соревнование
- Положительные
перспективы
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Созидающие
приёмы:
Приёмы,
способствующие повышению
успеваемости.
- Проявление
доброты, внимания и заботы
- Просьба
- Поощрение
- Одобрение, похвала
- Награда
- Доверие
- Удовлетворение
определённых интересов
- Выражение положительного
отношения
- Авансирование
личности
- Проявление огорчения
- Проявление умений
учителя
- Поручительство
- Организация
успеха в учении
- Ожидание лучших
результатов.
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Приёмы,
вовлекающие в
накопление опыта
правильного поведения
Тормозящие
приёмы:
- Убеждение
- Доверие
- Моральная поддержка
- Вовлечение в
интересную деятельность
- Пробуждение гуманных
чувств
- Нравственное
упражнение
- Констатация
поступка
- Осуждение
- Наказание
- Приказание
- Предупреждение
- Возбуждение тревоги
о предстоящем наказании
- Проявление возмущения
- Выявление виновного
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ПРИЁМЫ
со скрытым воздействием
- Параллельное
педагогическое воздействие
- Ласковый упрёк
- Намёк
- Мнимое безразличие
- Необычное приказание
- Мнимое одобрение
- Карикатура
- Развенчание
- Мнимое недоверие
- Выполнение определённого
дела вместо воспитанника
- Методы «взрыва»
Формы
учёта индивидуальной
работы:
- Учётные карточки,
- Карта изучения
личности правонарушителя
- Акты, характеристики,
табель посещаемости и успеваемости
- Индивидуальный
план работы с учащимся
- Бланки отчёта
общественного воспитателя
- Аналитический
материал диагностических исследований
- Рекомендации
психолога и социального педагога