Методика
индивидуальной работы
с учащимися,
требующими особого педагогического
контроля
Социальная
норма —
исторически
сложившаяся в конкретном обществе мера
допустимого поведения отдельного человека,
социальной группы или организации.
Виды
отклоняющегося поведения
Нарушение
дисциплины:
- Реакция отказа
- Реакции протеста:
оппозиция, уход
- Реакция активного
протеста, сопровождающаяся двигательными
«бурями»
- Реакция имитации
- Реакция группировки
со сверстниками
- Неврастенические
реакции
Противоправное
поведение
Этапы индивидуальной
работы
1.
Оценка ситуации:
- Анализ данных:
место жительства, родители, состояние
здоровья.
- Проведение беседы
с учащимся: окружение по месту жительства,
семейная обстановка, наличие места для
подготовки к занятиям, проведение свободного
времени.
- Проведение бесед
с преподавателями об отношении данного
учащегося к учёбе: успеваемость, домашняя
подготовка.
- Беседа с родителями.
- Посещение учащегося
на дому: изучение жилищно-бытовых условий,
окружение учащегося.
- Тестирование
психологом.
2.
Коррекция поведения:
- Привлечение
в работе по кабинету.
- Привлечение к
организации и участии в мероприятиях.
- Привлечение в
кружки и спортивные секции.
- Устранение негативных
влияний.
- Создание ситуаций
успеха.
- Воздействие коллектива
группы.
- Индивидуальные
задания.
- Индивидуальные
консультации.
Этапы
индивидуальной работы
3.
Контроль и выводы:
4.
Административное
воздействие:
- Учёт успеваемости
и посещаемости.
- Учёт работы с
родителями.
- Учёт индивидуальной
работы.
- Беседа с
администрацией.
- Объявление выговора.
- Постановка на
ВУК.
- Обсуждение персонального
дела на совете профилактики лицея.
- Обсуждение персонального
дела на педагогическом совете.
- Беседа с сотрудниками
ИДН, КДН, врачём-наркологом.
УО «Гродненский государственный строительный
профессиональный лицей»
УТВЕРЖДЕНА
на совете профилактики
31 октября 2002 г.
СИСТЕМА
реагирования на поведение учащихся, отклоняющееся от нормы
В случае отсутствия учащегося на занятиях куратору, мастеру группы получить достоверную информацию о причинах пропусков, определить профилактические меры воздействия:
- Личная беседа (цель – спокойно выяснить ситуацию, постараться понять, если надо – помочь).
- Индивидуальная работа психолога, социального педагога с учащимся и его родителями.
- Собрание группы (обсуждение не самого учащегося, а конкретного совершённого им поступка).
- Вызов на совет профилактики одного учащегося или вместе с родителями.
- Работа с родителями (посещение по месту жительства, письмо родителям, приглашение в учебное заведение, сообщение в трудовой коллектив каждого родителя, проведение родительского собрания совместно с учащимися, сообщение в ИДН о семейном неблагополучии и т. д.).
- Обследование у врача-нарколога, психиатра (при наличии оснований).
- Направление на амбулаторное или стационарное лечение с проблемами алкоголизма, наркомании, токсикомании и т. д.
- Вызов на педагогический совет учащегося одного или вместе с родителями.
- Сообщение в ИДН, если необходима постановка на учёт.
- Ограничение дееспособности подростков и родителей.
- Направление материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для:
- Привлечение родителей или лиц их заменяющих к административной ответственности за злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- Отчисление;
- Замены отсрочки, условного осуждения.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. При подготовке материалов в ИДН и КДН излагается проделанная работа по п п. 1-11 настоящей системы.
2. Материалы в КДН и ИДН подписываются директором, который несёт персональную ответственность за их полноту и содержание.
Классификация
групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн)
- Представители
первой группы характеризуются наличием
ряда примитивных, аморальных потребностей
и антиобщественных взглядов и представлений.
Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны,
осознанно совершают правонарушения,
не любят трудиться.
Коррекция
для первой группы
- Нужно вовлекать
учащихся в общественно полезные
трудовые и творческие дела, используя
присущее им упорство в достижении
поставленной цели, стремление к
первенству, частично осознанное
чувство их социальной неполноценности.
Классификация
групп подростков-правонарушителей (Д.И.Фельдштейн)
- Ко второй
группе относятся подростки с деформированными
потребностями, подражающие представителям
первой группы. Они индивидуалистичны,
неуживчивы, притесняют слабых.