Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА 7
РАЗДЕЛ II. УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 9
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА 9
ПИТАНИЕ 9
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 10
ЗАКАЛИВАНИЕ 11
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ 12
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ 15
ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЛИЦЕ 20
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА 21
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА 21
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 23
Ходьба 24
Бег 25
Равновесие 25
Лазание и ползание 26
Прыжки 27
Метание 31
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 32
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 33
УПРАЖНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА 35
Санки 35
Лыжи 36
Бадминтон 39
РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНЯТИИ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 40
ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ССЫЛОК 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 46

Файлы: 1 файл

дошкольное воспитание.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Обучение  основным движениям

      Развитие  основных видов движений старших  дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

      Систематическое выполнение основных движений оказывает  положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем, укрепляет мышцы  и опорно-двигательный аппарат.

      Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль [3]. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.

      В возрасте 5—6 лет у детей имеется  определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность  с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности [7].

      Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в  их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

      Упражнения  в основных движениях подбираются  с учетом анатомо-физиологических  особенностей детей двух — семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок  прикладывает максимальные усилия н  задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

      Отрицательно  влияют на развитие опорно-двигательного  аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может  привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.

      Не  желательны также асимметричные  упражнения, которые выполняются  одной рукой или ногой: метание  мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

      Рассмотрим  особенности выполнения основных движений.

Ходьба

 

      Ежедневное  упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в  этом движении.  Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.

      На  втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д. [3].

      Любая двигательная деятельность при перемещении  в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

      Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу.

      Дошкольникам  всех возрастных групп рекомендуется  ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед  грудью, с мешочком на голове, а также  с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия [7].

Бег

 

      Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при  беге несколько отличается, чем при  ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше.

      Начиная с пяти лет, основная цель в обучении бегу состоит в том, чтобы приучить детей ставить ногу с носка. При  этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносить вперед — вверх, руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

      Овладеть  навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, как лошадка, бег с переступанием через предметы (кубики, мячи, шишки и т. д.), бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 70—80 см друг от друга).

      В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка.

      Большое значение для совершенствования  навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с  ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием  в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности [1].

Равновесие

 

      Известно, что равновесие (его сохранение и  поддержание) является постоянным и  необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное  развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм.  Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.

      Детям трех-четырех лет рекомендуют  несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в  движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами, по доске или бревну, положенными на полу или на земле.

      В старшей группе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и  повышенной опоре, выполнение на ней заданий с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий; поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям.

      Во  время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый при необходимости подстраховывает  ребенка.

      Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными двигательными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться на 180°, переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна, ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка) [1].

Лазание и ползание

 

      Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности [3].

      Упражнения  в лазаний и ползании полезны  для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.

      Дети  дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.

      При ползании в упоре стоя ногами опираются  на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).

 

      Рис. 1 

      Перед детьми 6—7 лет ставятся более повышенные требования: выполнение попеременного шага в лазаний по гимнастической стенке, правильная координация движений [1].

Прыжки

 

      Прыжки  способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей, совершенствованию  координации движений, воспитанию ловкости и смелости. Однако следует помнить, что при неумелой организации прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендованных требований в отношении высоты прыжка и т. д.) у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

      Прыжок  требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем  уровне двигательной подготовленности и развитии опорно-двигательного  аппарата ребенка. Поэтому детей  обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

      Прыжок  в длину с места. Выполнение прыжков в длину с места дошкольниками разных возрастных групп во многом сходно. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление (рис. 2) [1].

Рис. 2.

      Обучение  детей прыжку в длину с места  следует начинать с трех лет, после  того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед (как зайчики, мячики и т. д.). В этом возрасте дошкольники уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут довольно точно повторить показанное им движение. Вначале ребенку предлагают прыгать через «ручеек» (ширина 15 см), выложенный из двух лент или скакалок. Это обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия [3].

      Дети  младшего возраста прыгая в длину  с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления кладут мягкий коврик.

      Дошкольникам  четырех лет прыжки уже знакомы. Перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Ребенок  прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

      Дети  пяти лет совершенствуют прыжок с  помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным  увеличением его ширины до 60—70 см, прыжки с продвижением вперед, как лягушки (4—6 раз подряд). Причем движение у ребенка получается лучше, если он отталкивается не в полную силу. Расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим мышечные усилия детей во время отталкивания.

Информация о работе Методика физического воспитания детей дошкольного возраста