Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА 7
РАЗДЕЛ II. УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 9
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА 9
ПИТАНИЕ 9
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 10
ЗАКАЛИВАНИЕ 11
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ 12
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ 15
ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЛИЦЕ 20
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА 21
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА 21
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 23
Ходьба 24
Бег 25
Равновесие 25
Лазание и ползание 26
Прыжки 27
Метание 31
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 32
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 33
УПРАЖНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА 35
Санки 35
Лыжи 36
Бадминтон 39
РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНЯТИИ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 40
ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ССЫЛОК 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 46

Файлы: 1 файл

дошкольное воспитание.doc

— 1.28 Мб (Скачать)
n="justify">      Дети  второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и  слишком длительное повторение без  изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

      Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

      Дети  этой возрастной группы еще не ориентируются  в пространстве. Поэтому различные  перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

      Мышление  детей второго и третьего годов  жизни конкретно — они лучше  понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые  или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

      На  третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность  движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

      В начале на занятиях дети ходят и  бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [3].

      Виды  движений для детей от двух до четырех  лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении младшего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

      Во  вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

      Количество  общеразвивающих упражнений также  может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной  и той же, а усложняются они  за счет изменения исходного положения  ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

      В старшей группе (5 - 7 лет) при выполнении общеразвивающих упражнений перед  детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с  разной амплитудой (большой, малой), соблюдать направление движения и т. д.

      На  каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы  времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении [7].

Методические  рекомендации к проведению  
физических занятий на улице

      В старшей группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе; поэтому на методике и организации третьего физкультурного занятия следует остановиться подробнее.

      Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности.

      На  занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр. Воспитатель по своему усмотрению может также включить упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем. В условиях зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

      Время занятий на прогулке зависит от климатических  и погодных условий. Проводить физкультурное  занятие на свежем воздухе можно  непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.

      Наибольшая  вероятность травм возникает  при выполнении упражнений, связанных  с уменьшением площади опоры  — ходьба по скамейке, рейке, при  спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом  — у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.

      С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: «Попади  в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей  кеглю» и т. д. [1, 5, 7].

 

Раздел IV. Физическое воспитание дошкольника

Утренняя  гимнастика

      В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры.

      Каждый  день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

      Утренняя  гимнастика является хорошим средством  в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих  упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

      Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развитии больших мышечных групп.

      Используются  упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как  бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.

      Утреннюю  гимнастику следует разнообразить  упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это  помогает правильно и целенаправленно  выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

      Комплексы утренней гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники  повторяют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз), а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),— 6 раз [7].

      Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять  ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах  или на балконе, на улице.

      Утреннюю  гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом — «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

      Во  время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.

      Во  время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление  его движений определяет направление  движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [7].

      Дошкольникам  трех-четырех лет не рекомендуется  часто давать стойку ноги врозь, так  как это отрицательно сказывается  на формировании свода стопы (может  привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4—5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

      Подбирая  упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют  упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).

      Заканчивают гимнастику кратковременным бегом  в среднем темпе, который сменяется  медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание  с движением рук (например, поднять  руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

      Во  время выполнения упражнений детей  приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

      Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.

      При повторении упражнения можно вносить  некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног.

      При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.

      Утреннюю  гимнастику желательно выполнять под  музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

      Если  ребенок перенес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у врача в отношении возможности выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики [1].

Информация о работе Методика физического воспитания детей дошкольного возраста