Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 09:45, методичка

Краткое описание

Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены и вступили в силу с 16 марта 2010 года Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Данный документ определяет структуру основной общеобразовательной программы и условия её реализации. В настоящее время обеспечена разработка первой части – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Руководитель проекта по разработке ФГТ Федина Н.В.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации по организациии образовательного процесса в ДОУ в современных условиях.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Методическое письмо

«Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ в современных условиях»

 

Подготовила: ст. преподаватель

ГОУ ЯО ИРО Жбанникова О.А.

 

       Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены и вступили в силу с 16 марта 2010 года Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Данный документ определяет структуру основной общеобразовательной программы и условия её реализации. В настоящее время обеспечена разработка первой части – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Руководитель проекта по разработке ФГТ Федина Н.В. утверждает, что «новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дадут импульс развитию системы в целом.  Вектор движения – к реальному (а не декларативному!) учёту принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования». Определены основные отличия новых требований от Временных (примерных) требований (опубликовано в журнале «Обруч» 2/2010 г.):

№ п/п

Временные (примерные) требования

ФГТ

1.

Предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объём и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.

2.

Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ: 1-взаимодействие сотрудников с детьми; 2- физическое развитие и здоровье; 3- речевое развитие ребёнка; 4-8 – развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 – развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 – развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Указанные 4 направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно- правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Более конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей. Их 10: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»

Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования в обоих документах является деятельностный подход, то есть, в первую очередь, учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия.

3.

Исключениями из деятельностного подхода являются направления: здоровье, развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребёнка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения)

Исключениями из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном оздоровительная и профилактическая работа, и «Безопасность». Выделение последней области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи. В основе остальных образовательных  областей находятся следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»)

-игровая («Социализация»)

-трудовая («Труд»)

-восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»)

-коммуникативная («Коммуникация»)

-познавательно- исследовательская  и продуктивная деятельность («Познание»)

-музыкально-художественная («Музыка»)

-продуктивная («Художественное  творчество»)

4.

Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребёнок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определён необходимый результат, а затем – деятельность по его достижению.

Определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям: по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей; в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребёнка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения в ходе освоения Программы был правильно организован; с учётом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

5.

Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» по развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, то есть строилось в большинстве степени по предметному принципу.

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.

6.

Не были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объёме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации.

Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста.

7.

Не определяли объём образовательной нагрузки.

Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время, необходимое для реализации её основных частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

8.

Не отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ.

Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведённое и на непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей, и на взаимодействие с семьями воспитанников.

9.

По объективным причинам (отсутствие в 1996 году групп кратковременного или сокращённого пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12-часовой.

Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различными режимами пребывания.

10.

Не учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений

Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Данный сравнительный анализ поможет педагогам сориентироваться в изменении подходов к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Разработчиками  ФГТ предусматривается полная разработка обязательной части 2 видов (для общеобразовательных и компенсирующих учреждений), а также разработка системы мониторинга, которые в настоящее время не доработаны. По этой причине мы рекомендуем пользоваться при разработке вариативной части программы ДОУ основными требованиями к структуре и содержанию общеобразовательной программы, представленным в ФГТ, анализируя содержание и структуру комплексных и парциальных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования РФ, с позиции соответствия данным требованиям. На основе сравнительного анализа концептуальных подходов, структуры и содержания дошкольного образования в комплексных программах, мы пришли к выводу о преобладании в имеющихся программах приоритетов образовательной деятельности, выделение большого пространства для учебной деятельности; в содержании образовательным областей нет значительных отклонений от требований ФГТ (есть разница в названиях и объёме материала).  Рекомендуется поставить акцент на реализацию деятельностного подхода в образовании, определение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов на основе исследования физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка (не на основе ЗУН!).


Информация о работе Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ в современных условиях