Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, контрольная работа
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Контрольная работа по дисциплине « Методология и методы
психолого-педагогических
исследований».
Тема.
«Метод психолого-педагогического
исследования: «беседа».
«Беседа».
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме.
Беседа может быть
использована для сбора информации
об объекте, его социальном окружении,
а также в качестве метода консультативной
или коррекционной работы; может
выступать как элемент или
метод независимых
В ходе беседы могут обсуждаться проблемы и определяться пути их решения. Практическая значимость метода заключается в возможности оперативно получить информацию, установить с собеседником личные позитивные отношения, определить дальнейшие пути и методы психолого-педагогической работы.
Формализованная
Неформализованная
Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.
Неформализованная беседа проводится по жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается более тесный контакт между педагогом и респондентом, что способствует получению достаточно полной и глубокой информации.
Беседа проводится по определенным правилам:
Обычно беседа не
сопровождается протоколированием. Однако
проводящему беседу по возможности
рекомендуется делать для себя кое
какие пометки, которые позволят
ему позже полностью
Показано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которая бывает, недоступна при использовании других методов. Форма беседы как никакой другой метод должна быть подвижной, динамичной.
В одном случае цель
беседы – получение той или
иной важной информации – может
скрываться, так как этим достается
большая достоверность данных. В
другом случае, напротив, попытка получить
объективную информацию с помощью
косвенных вопросов может вызвать
негативную, скептическую реакцию участников
беседы («строит из себя умника»). Особенно
высока вероятность подобной реакции
у респондентов с завышенной самооценкой.
В таких ситуациях более
Вызвать человека на откровенность и выслушать его – большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученной информацией.
В процессе общения формируются определенные отношения двух личностей. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих их. В большинстве случаев педагог стремится к сближению при общении с респондентом. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо «свернуть», вновь прийти к определенной дистанции в общении.
Структура беседы включает следующие составляющие;
Подготовка к беседе включает составление ее плана на основе:
Установление места и времени встречи.
Начало беседы, вступление в контакт – важные элементы структуры беседы.
[Быков А.К. «Психолого-педагогический
практикум» / учебное пособие. М.,2006 .Творческий
центр С.86-92].
В своем учебном пособии Загвязинский В.И. и Атаханов Р. беседу рассматривают, как исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
Сама беседа отличается
сравнительно свободным построением
плана, взаимным обменом мнениями, оценками,
предложениями и
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.
Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссий, поскольку ее проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.
Исследователь должен
стремиться, чтобы во время беседы
поддерживать доброжелательные отношения,
предупреждать возникновение
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.
Метод беседы в зависимости то характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.
[Загвязинский В.И.,
Атаханов Р. «Методология и методы психолого-педагогического
исследования»./ учебное пособие. М., 2006
.С.96-97].
Сластенин В.А. и др. рассматривали беседу как самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Результативность во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
[Сластенин В.А., Исаев
И.Ф., и др. «Педагогика» /учебное пособие
. М., 1998 «Школа-Пресс». С.106-107].
Изучив несколько источников можно сделать выводы, цитируя МустаевуФ.А.
Беседа является довольно динамичным, гибким методом изучения педагогических явлений и процессов, применение которой имеет свою специфику. Данные, добытые этим методом, носят во многом объективный характер. Беседа может быть индивидуальной, коллективной. Беседа как метод изучения испытуемых сложна по своему использованию, требует тщательной подготовки социального педагога. Для успешного применения беседы определяется ее цель, программа, объект, предмет разговора, отдельные вопросы, а также место и время ее проведения. Успех беседы зависит от глубокой заинтересованности исследователей в предмете разговора, от умения вызывать собеседника (или собеседников) на откровенность.
[Мустаева Ф.А. «Основы социальной педагогики»/учебное пособие М.,2002 C.48-49].
Информация о работе Метод психолого-педагогического исследования: «беседа»