Метод психолого-педагогического исследования: «беседа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.docx

— 23.48 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине « Методология  и методы

  психолого-педагогических  исследований». 
 

Тема. «Метод психолого-педагогического  исследования: «беседа». 

         «Беседа». 

        В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании  необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

        Беседа  – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме.

        Беседа может быть использована для сбора информации об объекте, его социальном окружении, а также в качестве метода консультативной  или коррекционной работы; может  выступать как элемент или  метод независимых характеристик  или элемент метода поиска ресурсов; может проходить с привлечением нескольких участников в рамках  затрагиваемой проблемы. Это может  способствовать выявлению определенных взаимосвязей  и взаимоотношений  в рассматриваемой педагогической системе, доминирующих факторов, определению  лидера в коллективе.

        В ходе беседы могут  обсуждаться проблемы и определяться пути их решения. Практическая значимость метода заключается в возможности  оперативно получить информацию, установить с собеседником личные позитивные отношения, определить дальнейшие пути и методы психолого-педагогической работы.

                                                 Беседа 

                                                             

                 Формализованная           Неформализованная 

        Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

        Неформализованная беседа проводится по жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается более тесный контакт между педагогом и респондентом, что способствует получению достаточно полной и глубокой информации.

        Беседа проводится по определенным правилам:

    • четкое осознание цели беседы;
    • подготовка вопросов и четкая их формулировка с учетом возраста и интеллектуального уровня собеседника;
    • отсутствие некорректных вопросов;
    • учет субъективного состояния и настроения собеседника;
    • использование вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой проблемой;
    • подбор и постановка вопросов в понятной форме, побуждающей собеседника давать на них развернутые ответы;
    • недопущение некорректных вопросов;
    • ведение беседы таким образом, чтобы собеседник видел в педагоге не руководителя, а товарища, проявившего неподдельный интерес к его жизненным проблемам и трудностям;
    • выбор такого места и времени проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу.

        Обычно беседа не сопровождается протоколированием. Однако проводящему беседу по возможности  рекомендуется делать для себя кое  какие пометки, которые позволят ему позже полностью восстановить ее ход . Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше заполнять по окончании беседы.

        Показано, что с  помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которая бывает, недоступна при использовании других методов. Форма беседы как никакой  другой метод должна быть подвижной, динамичной.

        В одном случае цель беседы – получение той или  иной важной информации – может  скрываться, так как этим достается  большая достоверность данных. В  другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью  косвенных вопросов может вызвать  негативную, скептическую реакцию участников беседы («строит из себя умника»). Особенно высока вероятность подобной реакции  у респондентов с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную  информацию педагог получит при  позиции: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют  обычно повышенной заинтересованностью  в получении информации. Это, как  правило, побуждает к большей  откровенности и искренности.

        Вызвать человека на откровенность и выслушать его  – большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученной информацией.

        В процессе общения  формируются определенные отношения  двух личностей. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих их. В  большинстве случаев педагог  стремится к сближению при  общении с респондентом. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую  откровенность надо «свернуть», вновь  прийти к определенной дистанции  в общении.

                                 Функции и структура 

                                      деловой беседы. 

    • Основными функциями являются:
      • поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;
      • обмен информацией;
      • контроль начатых мероприятий;
      • взаимное общение в заданной среде;
      • поиск и оперативная разработка идей;
      • поддержание контактов на требуемом уровне;

      Структура беседы включает следующие составляющие;

      • подготовка к беседе;
      • установление места и времени встречи;
      • начало беседы, вступление в контакт;
      • постановка проблемы передачи информации;
      • аргументирование;
      • опровержение доводов собеседника;
      • анализ альтернатив; поиск оптимального или альтернативного варианта;
      • принятие решения;
      • фиксация договоренностей;
      • выход из контакта;
      • анализ результата беседы, своей тактики общения.

      Подготовка  к беседе включает составление ее плана на основе:

      • установления основных задач;
      • поиска подходящих путей для решения этих задач;
      • анализа внешних и внутренних возможностей осуществления плана;
      • прогноза возможного исхода беседы;
      • сбора необходимой информации о будущем собеседнике;
      • выбора наиболее подходящей стратегии и тактики общения (давления, манипуляции, просьбы, помощи, сотрудничества)

      Установление  места и времени  встречи.

      Начало  беседы, вступление в контакт – важные элементы структуры беседы.

         [Быков А.К. «Психолого-педагогический практикум» / учебное пособие. М.,2006 .Творческий центр С.86-92].  

        В своем учебном  пособии Загвязинский В.И. и Атаханов Р. беседу рассматривают, как исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы.

        Сама беседа отличается сравнительно свободным построением  плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать  достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к  окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности  исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного  общения по специально составленной программе.

        Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.

        Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек  зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссий, поскольку ее проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.

        Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической  отчужденности и барьеров общения. Например, проведение беседы в традиционной официальной обстановке, где преобладают ролевые установки, может способствовать возникновению барьера и поэтому для его преодоления предпочтительнее выбрать другое место, которое позволило бы собеседнику чувствовать себя свободнее и раскованнее, а может быть, и на равных с тем, кто проводит беседу. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки исследователя к предстоящей беседе. Беседа, разумеется, предполагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений. Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описание соответствующего события в прессе, литературе.

        Обычно процесс  беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются  все сведения, полученные другими  методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.

        Метод беседы в зависимости  то характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.

         [Загвязинский В.И., Атаханов Р. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»./ учебное пособие. М., 2006 .С.96-97]. 

        Сластенин В.А. и др. рассматривали беседу как самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

        Результативность  во многом зависит от содержания и  структуры задаваемых вопросов. План беседы - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение  характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана  вопросника и его предварительная  проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное  его редактирование.

        [Сластенин В.А., Исаев И.Ф., и др. «Педагогика» /учебное пособие . М., 1998 «Школа-Пресс». С.106-107].   

        Изучив несколько  источников можно сделать выводы, цитируя МустаевуФ.А.

        Беседа  является довольно динамичным, гибким методом изучения педагогических явлений и процессов, применение которой имеет свою специфику. Данные, добытые этим методом, носят во многом объективный характер. Беседа может быть индивидуальной, коллективной. Беседа как метод изучения испытуемых сложна по своему использованию, требует тщательной подготовки социального педагога. Для успешного применения беседы определяется ее цель, программа, объект, предмет разговора, отдельные вопросы, а также место и время ее проведения. Успех беседы зависит от глубокой заинтересованности исследователей в предмете разговора, от умения вызывать собеседника (или собеседников) на откровенность.

[Мустаева Ф.А. «Основы социальной педагогики»/учебное пособие М.,2002 C.48-49].

          
 
 
 

Информация о работе Метод психолого-педагогического исследования: «беседа»