Место и роль педагогики высшей школы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:18, реферат

Краткое описание

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Оглавление

Введение
1. Понятие и основные категории педагогики
2. Основные особенности педагогики высшей школы
3. Связь педагогики высшей школы с другими науками
4. Методы обучения в высшей школе
5. Основные формы организации учебного процесса в высшей школе
Вывод
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

     Лабораторные  работы имеют ярко выраженную специфику  в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим  следующие.

     Совместная  групповая деятельность — одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

     Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении — пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов — решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

     Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

     Высшая  школа отличается от средней специализацией, но главным образом  методикой учебной  работы и степенью самостоятельности  обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.

     В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ  и проектов, а на заключительном этапе — выполнение дипломного проекта.

       Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;
  • формированию интереса к познавательной деятельности;
  • овладению приемами процесса познания;
  • развитию познавательных способностей.

     Именно  поэтому она становится главным  резервом повышения эффективности  подготовки специалистов.

     В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

     Диагностическая функция: контроль — это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

     Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

     Воспитательная  функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены.

     Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные  работы, дневниковые записи, журналы  наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

     По  времени педагогический контроль делится  на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

     Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

     Тематический  контроль — это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

     Рубежный  контроль — проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

     Итоговый  контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

     Заключительный  контроль — госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

 

      Вывод 

     В современном обществе образование  стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В  ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно  повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности  сегодня во многом зависят перспективы  развития человечества. В последнее  десятилетие мир изменяет свое отношение  ко всем видам образования.

     Образование, особенно высшее, рассматривается как  главный, ведущий фактор социального  и экономического прогресса. Причина  такого внимания заключается в понимании  того, что наиважнейшей ценностью  и основным капиталом современного общества является человек, способный  к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

     В современном мире изменились как  социально-экономические условия, так  и новые приоритеты образования. Это связано с тем, что в  высшей школе сменились образовательные  парадигмы. Произошел переход от массово-репродуктивных форм и методов  преподавания к индивидуально-творческим. Также возросли требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, к подготовке будущих специалистов.

     Педагогика  высшей школы способствует формированию активной творческой личности студентов; разработке новых подходов к овладению  знаниями; созданию новых более эффективных  средств, методов и форм обучения и воспитания студентов; проектированию развивающих педагогических процессов, организации для обучающихся  такой образовательной среды, в  которой они раскрывали бы свои способности  и в более короткие сроки овладевали бы профессиональной деятельностью.

 

Список  использованной литературы 

  1. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.
  2. Горбатов Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.
  3. Ильин Г. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования// Алма матер: Вестн. высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.
  4. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.
  5. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  6. Петров ПА. Организация воспитания в вузе// Высшее образование в России.- 2006.- № 3.- С. 8.
  7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования.- М.: Аспект Пресс, 1995.
  8. Христидис Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе развития педагогических способностей// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2006.- № 1.- С. 131.

Информация о работе Место и роль педагогики высшей школы в современном мире