Место и роль педагогики высшей школы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:18, реферат

Краткое описание

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Оглавление

Введение
1. Понятие и основные категории педагогики
2. Основные особенности педагогики высшей школы
3. Связь педагогики высшей школы с другими науками
4. Методы обучения в высшей школе
5. Основные формы организации учебного процесса в высшей школе
Вывод
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

     Новые, дополнительные возможности для  исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой, кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления  учебным процессом в ВУЗе. 

     Завершая  обзор межнаучных связей педагогики высшей школы, отметим,  что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук. 

     4. Методы обучения в высшей школе

     педагогика  обучение высшая школа

     Проблема  методов обучения в высшей школе  — остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В  зависимости от ее решения находятся  сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а  следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

     Термин  «метод» происходит от греческого слова  «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

     В педагогической литературе нет единого  мнения относительно роли и определения  понятия «метод обучения». Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение  сущности этого понятия: «Под методами обучения следует понимать способы  обучающей работы учителя и организации  учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических  задач, направленных на овладение изучаемым  материалом».

     Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

     Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

     В педагогике высшей школы сложились  различные классификации методов  обучения, которые представлены в  таблице. 
 
 
 

     Классификация методов обучения 

Основания Группы  методов
1. Источник знаний Словесные, наглядные, практические
2. Этап обучения Подготовки  к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки
3. Способ руководства Объяснения  педагога, самостоятельная работа
4. Логика обучения Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические
5. Дидактические цели (по Ю. К.  Бабанскому и В. И. Андрееву) Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки
6. Характер деятельности обучаемых  (по И. Я. Лер-неру и М. Н. Скаткину) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
 

     Остановимся еще на одной классификации —  классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в высшей школе в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:  

Метод Вид деятельности Уровни  умственной деятельности ученика Уровни  знаний Сущность Усовершенс-твование
1. Объяснительно-иллюстративный С помощью учителя (репродуктивный) I — узнавание I — знания-знакомства Традиционное  обучение — процесс передачи готовых  известных знаний Программированное обучение
2. Репродуктивный Сам ученик (репродуктивный) II — воспроизведение II — знаиия-копии    
3. Проблемное изложение С помощью учителя (продуктивный) III — применение III — знание-умение Проблемное  обучение — процесс активного  поиска и открытия учащимися новых  знаний Деловые игры
4. Частично-поисковый Продуктивный  под руководством учителя III — применение

IV — творчество

III — знание-умение

IV — знание-транс формация

   
5. Исследовательский Продуктивный  без помощи учителя IV — творчество IV — знание-трансформация    
 

     1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и. осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

  1. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
  2. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
  3. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
  4. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

     Итак, в педагогической литературе представлен  широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие  возможности?

     Известен  подход, в котором удачно обобщен  в алгоритме «оптимальный выбор  метода обучения» (Ю. К. Бабанский). Он состоит из семи шагов:

  1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.
  2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.
  3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.
  4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
  5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.
  6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
  7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
 

5. Основные формы  организации учебного  процесса в высшей  школе 

     Основными формами организации учебного процесса в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы и контроль.

     Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века.

     Преимущества  лекции:

  • творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
  • лекция — весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
  • лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора — развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

     Процесс обучения в высшей школе предусматривает  практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

     Практические  занятия играют важную роль в выработке  у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель практических занятий - углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

     Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — «рассадник» и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

     Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (А. М. Матюшкин):

  • развитие творческого профессионального мышления;
  • познавательная мотивация;
  • профессиональное использование знаний в учебных условиях:

     а) овладение языком соответствующей науки;

     б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

     в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

     Кроме того, в ходе семинарского занятия  преподаватель решает и такие  частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.

     В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия  трех типов: просеминар, собственно семинар, спецсеминар.

     Лабораторные  занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского «labor» — «труд, работа, трудность». Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Информация о работе Место и роль педагогики высшей школы в современном мире