Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:18, реферат
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Введение
1. Понятие и основные категории педагогики
2. Основные особенности педагогики высшей школы
3. Связь педагогики высшей школы с другими науками
4. Методы обучения в высшей школе
5. Основные формы организации учебного процесса в высшей школе
Вывод
Список использованной литературы
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой, кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом в ВУЗе.
Завершая
обзор межнаучных связей педагогики
высшей школы, отметим, что в педагогических
исследованиях активно используются данные
и многих других наук: юриспруденции, экономики,
информатики, статистики, экологии, этнографии,
этнологии, истории, технических наук.
4. Методы обучения в высшей школе
педагогика обучение высшая школа
Проблема методов обучения в высшей школе — остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.
В
педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия «метод обучения». Так, И. Ф.
Харламов дает следующее определение
сущности этого понятия: «Под методами
обучения следует понимать способы
обучающей работы учителя и организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
по решению различных
Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т.
А. Ильина понимает под методом обучения
«способ организации
В
педагогике высшей школы сложились
различные классификации
Классификация
методов обучения
Основания | Группы методов |
1. Источник знаний | Словесные, наглядные, практические |
2. Этап обучения | Подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки |
3. Способ руководства | Объяснения педагога, самостоятельная работа |
4. Логика обучения | Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические |
5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву) | Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки |
6.
Характер деятельности |
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Остановимся
еще на одной классификации —
классификации методов
по характеру (степени
самостоятельности
и творчества) деятельности
обучаемых. Эту весьма продуктивную
классификацию еще в 1965 г. предложили И.
Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо
отметили, что многие прежние подходы
к методам обучения основывались на различии
их внешних структур или источников. Поскольку
же успех обучения в высшей школе в решающей
степени зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, характера их деятельности,
то именно характер деятельности, степень
самостоятельности, проявление творческих
способностей и должны служить важным
критерием выбора метода. И. Я. Лернер и
М. Н. Скаткин предложили выделить пять
методов обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:
Метод | Вид деятельности | Уровни умственной деятельности ученика | Уровни знаний | Сущность | Усовершенс-твование |
1. Объяснительно-иллюстративный | С помощью учителя (репродуктивный) | I — узнавание | I — знания-знакомства | Традиционное обучение — процесс передачи готовых известных знаний | Программированное обучение |
2. Репродуктивный | Сам ученик (репродуктивный) | II — воспроизведение | II — знаиия-копии | ||
3. Проблемное изложение | С помощью учителя (продуктивный) | III — применение | III — знание-умение | Проблемное обучение — процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний | Деловые игры |
4. Частично-поисковый | Продуктивный под руководством учителя | III — применение
IV — творчество |
III — знание-умение
IV — знание-транс формация |
||
5. Исследовательский | Продуктивный без помощи учителя | IV — творчество | IV — знание-трансформация |
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и. осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие возможности?
Известен подход, в котором удачно обобщен в алгоритме «оптимальный выбор метода обучения» (Ю. К. Бабанский). Он состоит из семи шагов:
5.
Основные формы
организации учебного
процесса в высшей
школе
Основными формами организации учебного процесса в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы и контроль.
Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века.
Преимущества лекции:
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические
занятия играют важную роль в выработке
у студентов навыков применения
полученных знаний для решения практических
задач совместно с
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — «рассадник» и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.
Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (А. М. Матюшкин):
а) овладение языком соответствующей науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.
В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов: просеминар, собственно семинар, спецсеминар.
Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского «labor» — «труд, работа, трудность». Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.
Информация о работе Место и роль педагогики высшей школы в современном мире