Место и роль курса обществознания в гражданском образовании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

1. Чем обусловлена необходимость разработки Концепции гражданского образования школьников?
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентированно на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации, на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека – гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Файлы: 1 файл

кр. обеств-е.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

- оправдавшие себя  в гражданских отношениях способы  деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом;

- гражданские ценностные  ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции  Российской Федерации, включая  отношение к человеку, его правам  и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и другие;

- опыт самостоятельного  решения многообразных проблем,  возникающих в частной и публичной  жизни гражданина как субъекта  гражданского общества.

Все это призвано способствовать формированию гражданской позиции  выпускника школы, его самореализации в условиях возросшей свободы  экономического, политического, мировоззренческого выбора. Изучение социальных дисциплин  в школе будет содействовать становлению гражданского общества и правового государства.

Усиление практической направленности обществоведческого образования  находит отражение в целевой  установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и прочих сферах. Компетентность сочетает в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности, собственный опыт творческой деятельности. Таким образом, формирование компетенции означает освоение важнейших элементов культуры.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие  курсы, можно представить в виде двух групп: первая формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая - преимущественно средствами обществоведения.

К первой группе можно  отнести:

- компетентность в  сфере самостоятельной познавательной деятельности (специфика обществоведения состоит в усвоении способов приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

- компетентность в  сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

- компетентность в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени, культуру топоса);

- компетенции, связанные  с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает способность критического отношения к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ).

Ко второй группе относятся:

- компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности и межличностных отношений. Курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, гражданина, потребителя); он содействует выработке нравственного и правомерного поведения, развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;

- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном и миогоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать взгляд на опасные последствия расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма, понять античеловеческую сущность международного терроризма, необходимость соблюдения жесткого антиэкстремистского законодательства. Он может содействовать воспитанию толерантности как моральной ценности, социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни, формированию способности жить в мире и согласии с людьми других культур, языков и религий.

Изучение обществоведения  и личный опыт учащихся

Гражданское воспитание может быть эффективным лишь при  условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к  реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. В отрыве от реальной жизни в лучшем случае произойдет формирование чисто академической системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в сознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, влияющих на их практическую деятельность. В худшем случае произойдет отторжение предполагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом.

Действительно, личный опыт учащихся, будучи важным фактором формирования гражданской культуры, отражает противоречивые процессы, происходящие на глазах учащихся, вбирает в себя влияние средств массовой информации, образа жизни и образа мыс-лей, присущих их семьям, молодежной субкультуре, общению в группе сверстников. В нем достоверные знания причудливо переплетаются с осевшими в сознании слухами, домыслами, иллюзиями, лживой информацией. Многие факты, почерпнутые из жизни, остаются непонятными или превратно истолкованными, многие проблемы кажутся легкорешаемыми, особенно если простые решения попадают на благоприятную почву: неумение думать или умственную лень. Все это в сочетании со свойственной возрасту впечатлительностью, категоричностью суждений, оппозиционностью по отношению к взрослым создает ту глубоко индивидуальную призму, в которой преломляется учебная информация, и нередко преграду, о которую разбиваются воспитывающие усилия учителей.

Личный опыт ученика - это, во-первых, результат случайных, неупорядоченных действий. А во-вторых, если бы в нем и не содержались негативные компоненты, то и в таком состоянии он не выходит за пределы обыденного сознания, а, точнее говоря, представляет собою конгломерат эмпиричных знаний, житейских, повседневных впечатлений. Педагогические исследования показали, что в нем представлены эмпирические обобщения, включающие и взгляды, называемые здравым смыслом, и заблуждения, и мифы. Этот стихийно накапливаемый опыт фрагментарен, противоречив, неглубок.

Сущность протекающих  в обществе сложных процессов  может быть понятна лишь в ходе систематического изучения положений и выводов общественных наук. Только научные знания позволяют осмыслить глубинные механизмы развития, подлинный смысл происходящего в окружающем мире. Отсюда очевидно, что гражданское воспитание и образование может быть эффективным лишь с учетом личного опыта учащихся, с опорой на него; что в процессе изучения социальных дисциплин необходимо осмысление и переосмысление опыта в свете научных положений; что эффективное гражданское образование и воспитание предполагает целенаправленную организацию личного опыта учащихся на основе научных знаний.

Не противопоставление личного опыта и научной информации, а их синтез. Лишь при их взаимодействии возможно формирование не только необходимых гражданину знаний, но и отношений, ценностных ориентаций, принятых личностью образцов гражданственности. При этом имеются в виду не только интеллектуальные, но и эмоциональные процессы, связанные с осмыслением и переживанием ситуаций, так или иначе задевающих личные интересы ученика.

 

 

Изучение истории вносит значительный вклад в гражданское образование и воспитание молодого поколения. Цикл исторических курсов дает возможность проследить на материале всеобщей и отечественной истории процесс возникновения и развития понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское общество». При этом учащиеся знакомятся с конкретными ситуациями, событиями и именами, наиболее выразительно раскрывающими сущность и реальное наполнение этих понятий в разные эпохи у разных народов. Таким образом, создается принципиально важное представление об историчности, эволюции самих понятий.

При существующей концентрической  системе изучения истории школьники  обращаются к названным сюжетам  дважды - в основной школе и в 10-11 классах, что предполагает определенную динамику рассмотрения исторического материала.

Б основной школе происходит накопление того, что можно назвать позитивной информацией. Первичные опорные сведения школьники получают в курсах истории античных обществ, где и возникли понятия гражданской принадлежности человека, его гражданских прав, обязанностей, доблестей и т.д. В 5 классе школьникам предлагаются сюжетные рассказы о героях и выдающихся гражданах античных обществ. При этом наряду с позитивными знаниями формируются чувства сопереживания, эмоциональное отношение к изучаемым фактам и явлениям.

В курсе новой истории (7-8 классы) первичные знания обогащаются  факта-ми, связанными со становлением современных национальных государств (понятие государственной принадлежности), возникновением и распространением в XVIII в. идей современного гражданского общества, борьбой за его утверждение на протяжении последующих столетий в разных регионах мира.

Обращаясь к разным исторически  эпохам, учащиеся получают возможность  понять, что к гражданским достоинствам человека, наряду с ценившимися во все времена патриотизмом, готовностью защищать свою страну от нападений внешних врагов, относятся и такие качества, как мирное, созидательное служение Отечеству, содействие общественному благу и процветанию.

Обращение к истории XX в. позволяет на примерах конкретных событий и ситуаций раскрыть сложную, многогранную сущность гражданских позиций человека в современном мире. Речь идет об отношениях гражданин - общество - власть - государство, национально-государственных и общечеловеческих гражданских ценностях и т.д.

Таким образом, в основной школе происходит не только ознакомление учащихся с основной историографической информацией, но и, что особенно важно, накопление определенного опыта  эмоционально-ценностного отношения  к деятельности людей, считавшихся в разные эпохи и в разных обществах образцами гражданственности.

На старшей ступени школы (10-11 классы) упомянутые события и явления рассматриваются с более высокой степенью анализа и обобщения.

Изучение курсов истории  в старшей школе, строящееся по так называемым

представить целостную  картину того, как возникло и развивалось  понятие «гражданин» (гражданин  при избирательном характере  гражданства в античном мире, переход  от категории «подданный» к категории  «гражданин» в европейском обществе нового времени, гражданин в переломных событиях и потрясениях новейшей эпохи). Учащиеся могут проследить, какую роль идеи гражданского общества сыграли в истории отдельных стран, человечества в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9. - С. 20-30.
    2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.   2004. Третье, переработанное издание.

 

 

 

 


Информация о работе Место и роль курса обществознания в гражданском образовании школьников