Место и роль курса обществознания в гражданском образовании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

1. Чем обусловлена необходимость разработки Концепции гражданского образования школьников?
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентированно на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации, на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека – гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Файлы: 1 файл

кр. обеств-е.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Теория и методика преподавания обществознания

Тема: Место и роль курса обществознания в гражданском образовании школьников

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007

 

1. Чем обусловлена  необходимость разработки Концепции гражданского образования школьников?

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентированно на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации, на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека – гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Культурно - историческое развитие  общества, становление теории гражданского воспитания создали предпосылки. Целью современного этапа - создание Концепции гражданского воспитания школьников. ЕЕ необходимость обусловлена культурно – историческими и социально – экономическими факторами.

 

2. Какие документы  легли в основу Концепции гражданского  образования школьников (ее нормативно – правовая база)?

Правовой основой Концепции гражданского образования школьников являются ее нормативно – правовые акты РФ и субъектов РФ  в части, касающейся гражданского воспитания школьников.  А также информационно – методологические письма. Методические и информационные документы:

  1. Указ президента РФ № 2131 от 29 ноября 1994 г. «Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях».
  2. Приказ МО РФ от 9 декабря 1994 года «Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях».
  3. Письмо МО РФ от 7 апреля 1995 г. «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса»
  4. Письмо МО РФ от 6 февраля 1995 г. «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ »
  5. Информационно – методическое письмо МО РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»
  6. Информационно – методическое письмо МО РФ от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях»
  7. Подпрограмма МО РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.»
  8. Концепция гражданского образования.

 

3. В чем сущность гражданского образования? Какова ее цель?

Главной целью гражданского образования является воспитание современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины, в демократическом  государстве, гражданском обществе.

Понятие гражданственности включает в себя:

    • Понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
    • Действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;
    • Способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами гражданскими объединениями;
    • Личную ответственность за свой выбор и за свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;
    • Осознание совей идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному  и языковому пространству.

Гражданское образование  направлено на формирование гражданской  компетентности личности.

Гражданское образование  в общеобразовательной школе  включает в себя 3 ступени:

  1. Начальная школа. Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности осознающей себя частью общества и гражданином своего отечества
  2. Основная школа. Продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростков. Формируется уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность пред обществом.
  3. Средняя полная школа. Углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни человека, общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Учащиеся совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Одним из условий гражданского образования является  внесение демократических отношений в  школьную жизнь, создание демократического уклада школьной жизни.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного развития личности в решении общественно  значимых задач общества. Предполагает сочетание формирования навыков  практики с глубоким усвоением основ социальных наук.

Особую значимость в  гражданском воспитании приобретает  система оценивания результатов. Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений, навыком, мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевой компонент – умения, т.к. гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи.

В настоящее время  в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое в общеобразовательном учреждении е образование и воспитание выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства.

 

4. Какие понятия  являются базовыми для гражданского  образования? Какова их суть?

Важнейшая цель гражданского образования – это раскрытие  перед школьниками перспектив жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности. Учитывая, что гражданское российское общество только зарождается, особое внимание в настоящее время необходимо уделять когнитивному компоненту гражданского сознания. Это поможет учащимся составить ясное представление о системе базовых понятий гражданского образования. Модель такой системы можно представить следующим образом:

Система ценностей 

Гуманизм

Права человека

Свобода

Ответственность

Патриотизм

Конституция

Государственный суверенитет

Демократия

Гражданственность

Достоинство

Конституционные права  и обязанности гражданина

Законность

Равенство

Разделение властей

Пока обязательный минимум  содержания основного и среднего общего образования образовательной  области обществознания требует  от выпускника основной школы знать базовые понятия гражданского образования: гражданин, права человека, правовое государство, гуманизм, гражданское общество, любовь к Родине,  свобода, ответственность. А выпускник средней школы уже может ограничиваться понятием «правовое государство» и знанием международных документов по правам человека, а также основных черт гражданского общества. Ключевое понятие гражданского образования – гражданин (человек, имеющий устойчивую правовую связь с государством, выраженную в совокупности их взаимных прав и обязанностей).

В содержание гражданского образования включается:

    • Базисные знания об обществе и о том, как оно функционирует (конституция, устройство государства, основные социальные группы, институты)
    • Ценности, которые способствуют пониманию смысла коллективной жизни, взаимодействию личного и общественного интереса и которые соответствующим образом формируют мышление
    • Навыки, умения.

Выпускник школы в  процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных  и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуацию.

Гражданское воспитание опирается общечеловеческие вечные нравственные ценности:

Земля

Отечество

Семья

Труд

Знания

Культура

Мир

Человек

. Центральное место  в воспитательной системе школы занимает формирование гражданского сознания ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру.

Гражданское образование  – это личностно ориентированное  образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.

 

5. Какова роль  и место курса обществознания  в гражданском образовании школьников.

Современная концепция  обществоведческого образования выдвигает  в качестве важнейшего принципа отбора содержания создание необходимых условий для типичной деятельности любого человека и гражданина. Иными словами, содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Это означает, что в задачу общеобразовательной школы входят не взращивание политических лидеров, но подготовка культурного избирателя; подготовка не «командиров производства», а современного работника. Каждый строит семейные отношения, вступает в имущественные отношения, включается в межгрупповые и межнациональные отношения и т.д. В этой плоскости и лежит ответ на вопрос, что излагать в общеобязательной части содержания, а что вывести за ее пределы для тех, кто стремится к углубленному изучению социальных дисциплин.

Курс обществоведения  позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами  деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Содержание курса способствует воспитанию гражданственности - идейно-нравственного качества личности, характеризующегося зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своей нации, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

В решении задач гражданского воспитания большое значение имеют изучение Конституции Российской Федерации, понимание сформулированных в ней гражданских ценностей и ориентиров, ознакомление учащихся (в изложении учителя, путем самостоятельной работы школьников с документами) с основными положения-ми законодательстве о гражданстве, Гражданского кодекса РФ, Концепцией государственной национальной политики РФ, Экологической доктриной РФ. Осознать значение Конституции и других государственных документов можно, лишь опираясь на знание о реальных процессах, происходящих ныне в российском обществе.

Но глубокое понимание  и неформальное усвоение конституционных и иных правовых норм может быть обеспечено лишь при условии овладения ключевыми понятиями, отражающими экономическую, политическую, социальную, духовную жизнь общества, знаниями, отражающими исторический опыт развития российского общества и государства, всего человечества.

Гражданское воспитание, предполагающее в качестве одного из условий изучение Конституции Российской Федерации, целесообразно осуществлять в системе интегральных курсов, важнейшей задачей которых собственно и является воспитание гражданина. Именно в них создается необходимая база для формирования системы ценностей, охватывающей все стороны социальной жизни гражданина (отношения собственности, политические, социальные, национальные, семейные, идеологические и иные сферы деятельности).

Гражданское образование  и воспитание при изучении обществоведения  и других социальных дисциплин основаны на приобщении учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как:

- научные представления об отношениях  между гражданами, гражданином и обществом, гражданином и государством;

- оправдавшие себя в гражданских  отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского  поведения, одобряемые обществом;

- гражданские ценностные ориентиры,  и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и другие;

- опыт самостоятельного решения  многообразных проблем, возникающих  в частной и публичной жизни  гражданина как субъекта гражданского  общества.

Все это призвано способствовать формированию гражданской позиции выпускника школы, его самореализации в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора. Изучение социальных дисциплин в школе будет содействовать становлению гражданского общества и правового государства.

 

6. Каковы главные  методические пути и механизмы  реализации гражданского образования  и воспитания в школе

Гражданское образование  и воспитание при изучении обществоведения  и других социальных дисциплин основаны на приобщении учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как:

- научные представления  об отношениях между гражданами, гражданином и обществом, гражданином  и государством;

Информация о работе Место и роль курса обществознания в гражданском образовании школьников