Место и роль контроля и оценки в условиях КСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:49, реферат

Краткое описание

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля.
Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь и внутреннюю.
Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Существует много разных педагогических технологий, и во всех этих технологиях присутствует контроль и оценка. В данном реферате мы рассмотрим как происходит контроль и оценка в такой технологии как КС

Файлы: 1 файл

реферат беланова.docx

— 34.96 Кб (Скачать)
КОМИ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
Место и роль контроля и  оценки в условиях КСО
 
Выполнила: Михайлова Ирина, 621 группа
 
 
      
 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление любым  процессом предполагает осуществление  контроля.

Крайне необходим  он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь и внутреннюю.

Целью оценочной  деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки.  Существует много разных педагогических технологий, и во всех этих технологиях присутствует контроль и оценка. В данном реферате мы рассмотрим как происходит контроль и оценка в такой технологии как КСО.

СУЩНОСТЬ  КСО.

КСО появились в 1918 году. КСО позволяют приспособить учебный процесс к к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно с полной уверенностью отнести к личностно-ориентированным педагогическим технологиям.

КСО является такая  его организация, при которой  обучение осуществляется путем общения  в динамических парах, когда каждый учит каждого.

КСО – это включение  в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Принципы:

  • Завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
  • Непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг-другу;
  • Сотрудничества и взаимодействия между учениками;
  • Разнообразия тем и задания;
  • Разноуровневости участников педагогического процесса;
  • Обучения по способности индивида;
  • Педагогизация деятельности каждого участника.
 

Сущностные  характеристики коллективных учебных занятий  выделены М.А. Мкртчяном: 
1) отсутствие «общего фронта», т.е. обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время; 
2) разные ученики осваивают одну и ту же программу по разным маршрутам; 
3) наличие сводных групп (временных ученических коопераций или малые подгрупп непостоянного состава) как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Важно заметить, что в учебном процессе, как правило, действуют несколько сводных групп, разных как по осваиваемым темам, так и по организации. Таким образом, одновременно сочетаются все четыре организационных формы обучения: индивидуально-опосредованная, парная, групповая и коллективная; последняя выполняет ведущую роль. 
Значимость коллективного учебного занятия в не классно-урочной системе такая же, что и урока в классно-урочной, поскольку и урок, и коллективное учебное занятие являются системо-образующими компонентами. 
Таким образом, коллективное учебное занятие – это не некоторый прием или метод, который применим для улучшения урока. Оно вместо урока! Аналогично и понятие коллективного способа обучения гораздо шире понятия коллективного учебного занятия и, тем более, не сводится к работе в парах, которую следует понимать как прием обучения.

Все ученики при  коллективной  работе, т. е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно находятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому  учебному  материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью. Социальная активность каждого школьника проявляется систематически, регулярно, не менее 40 — 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные занятия. Социальная активность школьников в  процессе   коллективной  работы проявляется также и в том, что все они активные участники самоуправления, которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе  обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

Взаимные диктанты.

Предварительно нужно  заготовить достаточно текстов и  наклеить на карточки на одни и те же правила.

Порядок работы:

1. Один ученик  из пары читает текст по  предложениям, другой пишет (без  предварительного чтения текста  в целом).

2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Потом каждый  берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4. Открывают карточки  и проверяют вторично (но уже  вместе) сначала один диктант,  а потом второй.

5. Допустивший ошибки  под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.

6. Каждый в своей  тетради записывает разбор своих  ошибок.

7. Снова берут  тетради друг друга, еще раз  все просматривают и ставят  свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров». 

Достоинствами технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Контроль  и оценка.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач  педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими  компонентами учебно-воспитательного  процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать  современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям  образования в первом звене школы.

Система  контроля   и   оценки  позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система  контроля   и   оценки  не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.  

   Виды  контроля:  

   Текущий  контроль  - наиболее оперативная, динамичная  и  гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.Текущий  контроль  особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения  и  предупреждения неуспеваемости. 
Тематический  контроль  заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а  оценка  фиксирует результат. 
Специфика этого вида  контроля:

   1) ученику  предоставляется дополнительное  время для подготовки и обеспечивается  возможность пересдать, доздать материал, исправить полученную ранее отметку;

   2) при выставлении  окончательной отметки учитель  не ориентируется на средний  балл, а учитывает лишь итоговые  отметки по сдаваемой теме, которые  "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает  контроль  более объективным;

   3) возможность  получения более высокой оценки  своих знаний. Уточнение и углубление  знаний становится мотивированным  действием ученика, отражает его  желание и интерес к учению.

   Итоговый  контроль  проводится как  оценка  результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год.

    Требования  к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированность; разнообразие форм; этичность.  

Проверка  – составной компонент контроля, основная дидактическая функция которого – обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс), и оценку (как результат) проверки. 

Основой для оценивания успеваемости являются итоги контроля.

Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, воздействия  на личность.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования  обученности являются объективность, систематичность, наглядность.

Контроль  и оценка в КСО.

Посредством сочетания  различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие  виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных  и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы самостоятельно изучают тему, обучают товарища. 

Особенностью КСО  является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность изучать  каждую тему на разном уровне усвоения).

Анализ мониторинга  учащихся, обучающихся по новым технологиям – эффективно формируется:

- учебные организационные  умения (понять учебное задание,  проверить свою работу и партнера, вести контроль над своими  действиями)

- учебные интеллектуальные  умения (дают грамотное сравнение,  анализ и обобщение материала)

- учебные коммуникативные  умения (четко излучают свои мысли,  учебный материал, умеют внимательно  слушать собеседника, отсюда развита  культура общения, умение самостоятельно  планировать свою деятельность),

- учебные информационные  умения (могут самостоятельно работать  с источником знаний, вести практическую  работу).

При КСО по методике Ривина ведётся экран учёта работы учащихся, применяются различные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Итоговый контроль имеет разновидности:

  • Зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе);
  • Зачёт по «горизонтали» (принимает зачёт один парралельный класс у другого в парах);
  • Зачёт принимают учитель и ассистенты – учащиеся того же класса;
  • Зачёт принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО);
  • «зачёт-вертушка», проводимый в группах  переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;
  • Тестирование машинное и безмашинное.

Литература:

  1. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. – Красноярск: Гротеск, 2005.
  2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005. – 592с.
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – 399с.
  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 352 с.
  5. Сластёнин В.А. Педагогика:  Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд. М.: «Академия», 2003.—576с.

Информация о работе Место и роль контроля и оценки в условиях КСО