Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:43, реферат
Любознательность ребёнка- есть сложное, многомерное явление, которое можно анализировать с разных точек зрения:
1) как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность;
2) как психическое состояние, проявляющееся в познавательной деятельности;
3) как черту характера, устойчивую индивидуальную психологическую особенность личности, следствие воспитания ребенка, прежде всего, в семье;
4) как интеллектуальную способность, выражающуюся в определенном реагировании на окружающий мир, в котором он живет.
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Реферат на тему:
«Любознательность дошкольника и способы
её развития и поддержки в деятельности педагога».
Казань
2014 год.
Важно не переставать задавать вопросы…Не
утрачивайте с годами святой любознательности.
Альберт Эйнштейн.
Любознательность ребёнка- есть сложное, многомерное явление,
которое можно анализировать с разных
точек зрения:
1) как проявление познавательной активности,
источником которой является познавательная
потребность;
2) как психическое состояние, проявляющееся
в познавательной деятельности;
3) как черту характера, устойчивую индивидуальную
психологическую особенность личности,
следствие воспитания ребенка, прежде
всего, в семье;
4) как интеллектуальную способность,
выражающуюся в определенном реагировании
на окружающий мир, в котором он живет.
Любознательность – склонность к приобретению
новых знаний, пытливость (толковый словарь
русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).
Любознательность – общая направленность
положительного отношения к широкому
кругу явлений.
Источником для появления и формирования
любознательности являются непосредственно
воспринимаемые явления жизни. Любознательность
ребенка окрашена эмоциональным восприятием
окружающего мира и составляет как бы
первую ступень познавательного отношения.
Воспитание любознательности не требует
каких-либо специальных занятий и осуществляется
на занятиях, в играх, в труде, в общении.
Основное условие развития любознательности
– широкое ознакомление детей с явлениями
окружающего мира, природой и воспитание
активного, заинтересованного отношения
к ним. У отдельных детей имеется достаточный
запас представлений, они любознательны,
быстро реагируют на то, что им интересно,
но если не воспитывать у них способность
сосредотачиваться и заниматься мыслительной
деятельностью, их любознательность останется
на низком уровне и может превратиться
в пустое любопытство, которое не требует
особых усилий.
Любовь к познанию, или любознательность,
берет свое начало от любопытства, которое
характерно для каждого здорового ребёнка. К. Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство
побуждает ребенка к вопросам, создает
ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает
умственную деятельность на определенной
области и перерастает в любознательность.
Для развития любознательности необходимы
обучение и воспитание.
Ребенок очень любознателен по своей
натуре. Его интересует все новое, неизвестное.
Каждый день приносит ему массу открытий,
многие из которых он черпает в природе:
то сосулька превратилась в воду, то ледяная
дорожка, посыпанная песком, перестала
скользить. С познанием окружающего мира
возрастает его любознательность, интерес
к незнакомому, который проявляется в
его постоянных вопросах.
Да, влияние природы на ребенка огромно.
Знакомство с разнообразным миром природы
и общение с ним начинается с первых лет
жизни. Только при условии тесной связи
с природой, ее явлениями, с самой жизнью
у детей проявляются эмоции, обостряется
восприятие и воображение. В процессе
познания у детей вырабатывается способность
творчески мыслить, появляется желание
приобретать новые знания. Только познавая
природу, ребенок начинает сознательно
и бережно относиться к ней. В процессе
познания закладываются и основы экологической
культуры, которая является частью общечеловеческой
культуры и отражает взаимосвязи человека
и всего общества с природой во всех видах.
Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне
развиваем его личность, воспитываем интерес,
бережное отношение к природе и любознательность.
Опираясь на любознательность детей, необходимо
учить их понимать богатство и многообразие
взаимосвязей в природе, объяснить нормы
и правила поведения в природе.
С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: «Почему?»,» Для чего?»,»Зачем?»И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?», «А почему, почему?» Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит дать его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако, не следует перегружать детей сложными ответами.
Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.
В 5-6 лет все «почему» - это
стремление детей постичь суть
окружающего, понять причины, связи
между предметами и явлениями.
Наша задача – поддерживать
в детях любознательность и
пробуждать ее, чтобы число вопросов
росло, помня при этом, что ответы на детские
вопросы должны соответствовать возрасту
ребенка и не перегружать его. Чем больше
в вашем доме «почему», тем лучше развит
ребенок, тем выше его творческий потенциал.
Отсутствие таких вопросов – один из сигналов
неблагополучия в его развитии.
Итак, что же необходимо педагогу, чтобы
поддерживать и развивать у ребёнка любознательность?
* Как можно больше разговаривать с ребёнком,
уметь донести до него лёгким и доступным
языком любую информацию. Общение должно создавать
у детей радостное, оптимистическое ощущение
жизни, уверенность в своих силах и способностях.
Без всего этого естественные проявления
умственной активности, пытливости, любознательности
сдерживаются и притупляется. В этом нам
помогают прогулки в природу, целевые
экскурсии, походы, с целью наблюдения
сезонных изменений в природе, которые
сближают нас с детьми, помогают установлению
дружеских отношений, в основе которых
лежит взаимопонимание. Во время таких
прогулок мы имеем неограниченные возможности
воспитательного воздействия на ребенка,
развития его наблюдательности, тренировки
внимания и памяти, пробуждения пытливости
и любознательности. «Глубоко ошибаются, считающие,
что если детей окружает природа, то уже
в самом факте кроется могучий стимул
умственного развития. В природе нет никакой
магической силы, влияющей на разум, чувства
и волю. Природа становится могучим источником
воспитания лишь тогда, когда человек
познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные
связи», - говорил В. Сухомлинский.
* Китайская пословица гласит: «Расскажи
– и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму…» Т.е. ребёнок
усваивает прочно и надолго, когда он слышит,
видит и всё делает сам. Для этих целей
необходимо создать условия для экспериментирования
с природным материалом, т.е специальные
уголки для исследовательских занятий
– «Живая и неживая природа».
Здесь перед ребенком стоит определенная
познавательная задача, требующая самостоятельного
решения. Проведение опытов – увлекательное
занятие для ребят, в процессе которого
они высказывают свои предположения, используют
разные способы проверки, делают выводы,
у них развивается самостоятельность
мышления и поддерживается познавательный
интерес к миру природы. При организации
опытов с растениями и животными детей
нужно учить осторожному обращению с живыми
существами, стараться не повредить их
жизни.
* Удовлетворить детскую любознательность,
вовлечь ребенка в активное освоение окружающего
мира, помочь ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями позволяет
игра.
Бесконечно разнообразный мир природы
побуждает детей к игре, художественно
- речевой деятельности. Знания, полученные
в результате практической деятельности,
легко запоминаются и усваиваются детьми.
Обучение происходит в игровой форме и дети, увлечённые её замыслом,
решают скрытые учебные задачи. В играх
закрепляются навыки связной речи, в процессе
игры необходимо стимулировать собственные
высказывания детей – вопросы, ответы,
реплики, являющиеся основой познавательного
общения.
Педагогу необходимо ежедневно играть
с ребёнком, причём каждая игра должна
быть с непредсказуемым финалом и атрибуты
для игры должны быть не только развивающие
игрушки, но и различный материал из окружающей
среды(сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации,
дидактические и настольные игры);
* Именно с книги начинается увлекательное
путешествие в новый мир, поэтому необходимо
как можно больше читать ребёнку книги,
сказки, стихотворения, и в то же время
анализировать прочитанное совместно,
учить находить причинно-следственные
связи, уметь донести содержание прочитанного,
также рассматривание с детьми предметных
и сюжетных картинок;
Большое влияние на развитие любознательности
оказывает детская художественная литература
о природе. Она взаимодействует как на
сознание ребенка, так и на его чувства.
Яркий, образный язык произведений создает
у детей определенное настроение, повышает
познавательный интерес к природе. Природоведческая
книга помогает присматриваться к окружающей
природе и учит правильно ее воспринимать.
* Для возбуждения любознательности хорошо
использовать элемент загадочности, сюрпризности,
развлекательности.
Очень эффективно любознательность
развивается с помощью загадок, которые
развивают наблюдательность, учат многогранно
и образно воспринимать мир. Главная особенность
загадки состоит в том, что она представляет
собой логическую задачу.
Отгадать загадку – значит найти решение
задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить
довольно сложную мыслительную операцию.
Хорошо, когда дети не только отгадывают
загадки, но и придумывают свои.
*Совместное посещение различных
выставок, музеев развивает у
детей любознательность, наблюдательность,
побуждает в ребенке
Задача педагога состоит в том, чтобы развивая в детях любознательность, раскрывать и развивать в них творческий потенциал, индивидуальную неповторимость, а значит, гениальность! Так как любознательность- одна из характерных черт гениальной личности и великий двигатель в саморазвитии и, как результат, в развитии общества! В наших руках - развитие наших детей, ведь дети - это наше светлое будущее!