Любознательность дошкольника и способы её развития и поддержки в деятельности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:43, реферат

Краткое описание

Любознательность ребёнка- есть сложное, многомерное явление, которое можно анализировать с разных точек зрения:
1) как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность;
2) как психическое состояние, проявляющееся в познавательной деятельности;
3) как черту характера, устойчивую индивидуальную психологическую особенность личности, следствие воспитания ребенка, прежде всего, в семье;
4) как интеллектуальную способность, выражающуюся в определенном реагировании на окружающий мир, в котором он живет.

Файлы: 1 файл

любознательность.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: 
«Любознательность дошкольника и способы её  развития и поддержки в деятельности педагога».

 

 

 

 

 

 

                                               Подготовила слушатель группы В № 14  
                                                 Топакова Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань  
2014 год.

Важно не переставать задавать вопросы…Не утрачивайте с годами святой любознательности.  
   Альберт Эйнштейн.

 
Любознательность ребёнка- есть сложное, многомерное явление, которое можно анализировать с разных точек зрения:  
1) как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность;  
2) как психическое состояние, проявляющееся в познавательной деятельности;  
3) как черту характера, устойчивую индивидуальную психологическую особенность личности, следствие воспитания ребенка, прежде всего, в семье;  
4) как интеллектуальную способность, выражающуюся в определенном реагировании на окружающий мир, в котором он живет. 

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость (толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой). Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. 
Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства, которое характерно для каждого здорового ребёнка. К. Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимы обучение и воспитание.  
 Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.  
Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: «Почему?»,» Для чего?»,»Зачем?»И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?», «А почему, почему?» Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит дать его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако, не следует перегружать детей сложными ответами.        

Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.        

 В 5-6 лет все «почему» - это  стремление детей постичь суть  окружающего, понять причины, связи  между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать  в детях любознательность и  пробуждать ее, чтобы число вопросов  росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии. 
Итак, что же необходимо педагогу, чтобы поддерживать и развивать у ребёнка любознательность?  
* Как можно больше разговаривать с ребёнком, уметь донести до него лёгким и доступным языком любую информацию. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляется. В этом нам помогают прогулки в природу, целевые экскурсии, походы, с целью наблюдения сезонных изменений в природе,  которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти, пробуждения пытливости и любознательности. «Глубоко ошибаются, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил В. Сухомлинский. 
* Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму…» Т.е. ребёнок усваивает прочно и надолго, когда он слышит, видит и всё делает сам. Для этих целей необходимо создать условия для экспериментирования с природным материалом, т.е  специальные уголки для исследовательских занятий – «Живая и неживая природа».  
Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

* Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет  игра.  
Бесконечно разнообразный мир природы побуждает детей к игре, художественно - речевой деятельности. Знания, полученные в результате практической деятельности, легко запоминаются и усваиваются детьми. Обучение происходит в игровой форме и дети, увлечённые её замыслом, решают скрытые учебные задачи. В играх  закрепляются  навыки связной речи, в процессе игры необходимо стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.  
Педагогу необходимо ежедневно играть с ребёнком, причём каждая игра должна быть с непредсказуемым финалом и атрибуты для игры должны быть не только развивающие игрушки, но и различный материал из окружающей среды(сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации, дидактические и настольные игры);  
* Именно с книги начинается увлекательное путешествие в новый мир, поэтому необходимо как можно больше читать ребёнку книги, сказки, стихотворения, и в то же время анализировать прочитанное совместно, учить находить причинно-следственные связи, уметь донести содержание прочитанного, также рассматривание с детьми предметных и сюжетных картинок;  
Большое влияние на развитие любознательности оказывает детская художественная литература о природе. Она взаимодействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

* Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.  
         Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.  
         Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

*Совместное посещение  различных  выставок, музеев развивает у  детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые  и интересные экспозиции, в них  организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов. 

       Задача педагога состоит в том, чтобы развивая в детях любознательность, раскрывать и развивать в них творческий потенциал, индивидуальную неповторимость, а значит, гениальность! Так как любознательность- одна из характерных черт гениальной личности и великий двигатель в саморазвитии и, как результат, в развитии общества! В наших руках -  развитие наших детей, ведь дети - это наше светлое  будущее!


Информация о работе Любознательность дошкольника и способы её развития и поддержки в деятельности педагога