Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:27, доклад
Рекомендации как правильно развивать детскую любознательность
Наверное, нет среди вас таких родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок вырос здоровым и успешным. И эту успешность вы напрямую связываете с обучением ребенка в школе. Ведь высокий уровень знаний открывает выпускнику широкие горизонты для поступления в престижные ВУЗы и для самореализации в дальнейшем. Поэтому вполне понятно, что современные мамы и папы стараются уже с 3 – 5 лет дать своему чаду большой объем знаний, научить читать, писать, считать. И это превращается в тяжелую обязанность и для детей, и для взрослых. Куда важнее вызвать у ребенка интерес к окружающей действительности, желание узнать что-то новое, т.е. развивать его любознательность, т.к. именно она повышает познавательную активность, что в свою очередь влияет на уровень развития познавательных способностей. Любознательность появляется у ребенка в раннем возрасте, его привлекают все окружающие предметы, которые он обследует тактильно, на вкус, на слух. И хотя, кажется, что ребенок выполняет простые манипуляции с игрушкой, для его развития это очень важно, так накапливается первый опыт о предметах и их свойствах: характере материала, цвете, величине, звуках, которые он издает. Чем больше ребенок имеет возможностей, тем шире его представления о мире. Это время развития разнообразных способностей, но развиваются те, для которых созданы условия. Ведь не случайно, в семье музыкантов дети бывают музыкально одаренными. Они с рождения слышат музыку и имеют возможность рано пробовать свои силы. Когда ребенок овладел речью, он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, что видит, слышит. Например: «Почему идет дождь? Что такое молния? Что внутри часов?» Не отмахивайтесь от детских вопросов фразами «вырастешь – узнаешь», «узнаешь в школе», даже если вам кажется, что ребенок не в состоянии понять ответ
Любопытный
«почемучка» или
как правильно
развивать детскую
любознательность.
Наверное, нет среди вас таких родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок вырос здоровым и успешным. И эту успешность вы напрямую связываете с обучением ребенка в школе. Ведь высокий уровень знаний открывает выпускнику широкие горизонты для поступления в престижные ВУЗы и для самореализации в дальнейшем. Поэтому вполне понятно, что современные мамы и папы стараются уже с 3 – 5 лет дать своему чаду большой объем знаний, научить читать, писать, считать. И это превращается в тяжелую обязанность и для детей, и для взрослых. Куда важнее вызвать у ребенка интерес к окружающей действительности, желание узнать что-то новое, т.е. развивать его любознательность, т.к. именно она повышает познавательную активность, что в свою очередь влияет на уровень развития познавательных способностей. Любознательность появляется у ребенка в раннем возрасте, его привлекают все окружающие предметы, которые он обследует тактильно, на вкус, на слух. И хотя, кажется, что ребенок выполняет простые манипуляции с игрушкой, для его развития это очень важно, так накапливается первый опыт о предметах и их свойствах: характере материала, цвете, величине, звуках, которые он издает. Чем больше ребенок имеет возможностей, тем шире его представления о мире. Это время развития разнообразных способностей, но развиваются те, для которых созданы условия. Ведь не случайно, в семье музыкантов дети бывают музыкально одаренными. Они с рождения слышат музыку и имеют возможность рано пробовать свои силы. Когда ребенок овладел речью, он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, что видит, слышит. Например: «Почему идет дождь? Что такое молния? Что внутри часов?» Не отмахивайтесь от детских вопросов фразами «вырастешь – узнаешь», «узнаешь в школе», даже если вам кажется, что ребенок не в состоянии понять ответ. Постарайтесь найти доступное возрасту объяснение, используйте схемы и рисунки, наглядно-образные средства помогают малышу осмыслить объяснения. На один и тот же вопрос в разном возрасте можно ответить по-разному. Ребенку 4 лет на вопрос: "«Как устроена Вселенная?» – достаточно с мамой рассмотреть иллюстрации в книге о космосе, обратите внимание на Солнце, Землю, можно назвать ближайших соседей Марс и Венеру, расскажите о значении Солнца и движении планет вокруг него. А с ребенком 5 – 6 лет можно сходить в Планетарий, где он получит научные знания и незабываемые впечатления. Не спешите на все вопросы давать малышу готовые ответы, предложите подумать или попытаться найти ответ, а для этого создайте «научную» библиотечку, где будут собраны детские энциклопедии по разным вопросам, справочники, подбор записей детских телевизионных познавательных передач (о динозаврах, космосе, Земле и ее обитателях).
Помогите
ребенку понять, что
на некоторые вопросы
нельзя дать однозначный
ответ, в науке
существуют различные
гипотезы, и ученые до
сих пор спорят о происхождении
человека, жизни на земле,
почему вымерли динозавры.
Малыша следует учить,
не только искать ответы
на свои вопросы, но
и отстаивать свою точку
зрения. Устраивайте
семейные диспуты. Если
ребенок не задает вопросы,
малоактивен, попробуйте
организовать игры «Что,
где, когда?», различные
викторины, привлекайте
к игре его друзей. Необходимо
дать детям время для
подготовки, чтобы они
смогли получить знания
по указанной вами теме,
например: «Русские
народные сказки», «Лесные
животные». Стимулировать
активность можно различными
призами (интересные
книги, альбомы для раскрашивания,
настольно-печатные
игры), только каждый
ребенок должен получить
свой приз за участие.
В следующий раз поменяйтесь
ролями: пусть дети придумают
вопросы, а взрослые
будут игроками, можно
договориться, что призы
дети сделают своими
руками (закладки для
книг). Развивают пытливость
ума и любознательность
различная исследовательская
деятельность и проведение
опытов. Можно создать
настоящую «лабораторию»:
купите садки для насекомых,
где ребенок сможет
наблюдать за их поведением,
питанием, только сразу
учите бережно относиться
к живому существу, надо
создать среду обитания,
как в природе, обеспечить
питание, доступ воздуха;
семена, лейку, горшки
с землей для посадки
растений; лупу; микроскоп;
часы и компас; весы;
телескоп; мини-лабораторию
для изучения физических
явлений. На первых порах
юному исследователю
можно помочь отобрать
темы опытов и наблюдений.
Ребенку 5 – 6 лет следует
объяснить, что такое
гипотеза, как проводят
и фиксируют наблюдения,
делают выводы. Зачем
можно наблюдать? Да
за чем угодно, например:
за циклом развития
растений, его потребностями (свет,
тепло, вода); за развитием
из куколки бабочки;
за звездами (Полярная,
созвездие Большой медведицы);
за фазами Луны; за повадками
животных, птиц; проверьте
правильность народных
примет; а еще очень
интересно вырастить
самостоятельно кристаллы.
Ребенку дошкольного
возраста важно на первых
порах вместе с взрослым
читать научно-популярную
литературу, смотреть
образовательные фильмы,
посещать выставки и
музеи обмениваться
мнениями и впечатлениями
друг с другом. Решение
кроссвордов, ребусов
также способствует
развитию кругозора
и познавательных способностей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРУЖСКИЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ
САД»
Консультация
для воспитателей
Любопытный
«почемучка» или как
правильно развивать
детскую любознательность.
Воспитатель:
Сосновенко Е.В.
2007ГОД
Информация о работе Любопытный «почемучка» или как правильно развивать детскую любознательность