Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:04, реферат
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Теоретическую разработку
Для этой формы обучения
объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
обязательность занятий для всех;
основной единицей занятий является урок;
наличие расписания
занятий, перемен, единого учебного
года, каникул. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:
ограниченное количество обучаемых;
ориентированность в основном на среднего ученика;
высокая трудность обучения для слабого;
торможение развития более сильного учащегося;
невозможность
полного учета и реализации в
образовательном процессе индивидуальных
особенностей учащихся. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Полностью на коллективный
Системы обучения
В настоящее
время формы организации
Таким образом, в настоящее время выделяют:
формы деятельности учащихся:
индивидуальная,
групповая,
коллективная (фронтальная); (См. дополнительный иллюстративный материал.)
индивидуализированные формы учебной деятельности:
консультация,
зачет,
экзамен; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы взаимодействия:
субботник,
групповые соревнования,
смотры,
диспуты; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
кооперативные формы, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися:
игры,
хозрасчетный кооперативный труд,
сборы и т.п. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:
1. Понятие педагогической технологии.
2. Понятие методов обучения, их возможные классификации.
3. Приемы и средства обучения.
4. Понятие педагогической
формы. Соотношение форм и
5. Системы обучения.
Информация о работе Критерии технологичности педагогической технологии