Критерии технологичности педагогической технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:04, реферат

Краткое описание

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 83.00 Кб (Скачать)

      Уже к концу XVI - началу XVII века  как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

      Для этой формы обучения характерны  следующие элементы:

объединение в  классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);

постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

обязательность  занятий для всех;

основной единицей занятий является урок;

наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

ограниченное  количество обучаемых;

ориентированность в основном на среднего ученика;

высокая трудность  обучения для слабого;

торможение развития более сильного учащегося;

невозможность полного учета и реализации в  образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Полностью на коллективный способ  обучения не перешла ни одна  современная школа, так как  не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Системы обучения 

В настоящее  время формы организации группового обучения часто называют системами  обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что термин "система" широко используется педагогической литературой, мы также будем его использовать.

       Таким образом, в настоящее  время выделяют:

формы деятельности учащихся:

индивидуальная,

групповая,

коллективная (фронтальная); (См. дополнительный иллюстративный материал.)

индивидуализированные формы учебной деятельности:

консультация,

зачет,

экзамен; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

формы взаимодействия:

субботник,

групповые соревнования,

смотры,

диспуты; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

кооперативные формы, когда цель достигается путем  распределения функций между учащимися:

игры,

хозрасчетный  кооперативный труд,

сборы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Проблемы для  обсуждения:

1. Понятие педагогической  технологии.

2. Понятие методов  обучения, их возможные классификации.

3. Приемы и средства обучения.

4. Понятие педагогической  формы. Соотношение форм и способов  обучения.

5. Системы обучения.

Информация о работе Критерии технологичности педагогической технологии