Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:04, реферат
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Исследовательский метод
Приемы и средства
обучения
В процессе обучения
метод выступает как
Педагогические средства
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
простые;
составные;
комплексные. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
беседа;
экскурсия;
викторина;
зачет;
экзамен;
лекция;
консультация;
диспут;
культпоход;
"бой эрудитов";
шахматный турнир;
концерт и т.п.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
урок;
конкурс профмастерства;
праздничный вечер;
трудовой десант;
конференция;
КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Комплексные формы обучения
дни открытых дверей;
дни, посвященные выбранной профессии;
дни защиты детей;
недели театра,
книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
формами организации обучения являются:
урок,
лекция,
семинар,
зачет,
консультация,
практика и пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы учебной деятельности учащегося (виды);
формы организации
текущей учебной работы класса, группы.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Основные формы
педагогического общения
На сегодняшний
день основными формами
монолог;
диалог;
дискуссия;
полилог. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Диалог предполагает свободное
владение речью, чуткость к
невербальным сигналам, способность
отличать искренние ответы от
уклончивых. В основе диалога
- умение задавать вопрос себе
и другим. Вместо того чтобы
произносить безапелляционные
В диалогических отношениях
внутренний;
внешний. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании условий для
выбор решения из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного факта или явления;
решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
выдвижение гипотез
и предположений. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
вопросительный образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
полифункциональный анализ идей и гипотез;
творческие мастерские.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
противоречивость;
возможность оценки;
вопросительность;
возможность выразить
свою точку зрения. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Дискуссия в педагогическом
Групповая дискуссия
В групповой дискуссии
Полилог представляет собой
Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К способам обучения можно отнести:
индивидуальное обучение;
индивидуально-групповой способ;
групповой способ;
коллективный
способ.
Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вслед за индивидуальным
Информация о работе Критерии технологичности педагогической технологии