Критерии технологичности педагогической технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:04, реферат

Краткое описание

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 83.00 Кб (Скачать)

      Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа  материала, постановки проблем  и задач и краткого устного  или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Приемы и средства обучения 

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный  способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Педагогические средства далеко  не сразу стали обязательным  компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные  пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы  обучения;

компьютерные  классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные  билеты, карточки-задания, учебные пособия  и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Формы обучения 

Форма обучения (или педагогическая форма) - это  устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

простые;

составные;

комплексные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Простые формы  обучения построены на минимальном  количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:

беседа;

экскурсия;

викторина;

зачет;

экзамен;

лекция;

консультация;

диспут;

культпоход;

"бой эрудитов";

шахматный турнир;

концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Составные формы  обучения строятся на развитии простых  форм обучения или на их разнообразных  сочетаниях, это:

урок;

конкурс профмастерства;

праздничный вечер;

трудовой десант;

конференция;

КВН.  

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады  и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Комплексные формы обучения создаются  как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

дни открытых дверей;

дни, посвященные  выбранной профессии;

дни защиты детей;

недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

формы организации  всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

формами организации  обучения являются:

урок,

лекция,

семинар,

зачет,

консультация,

практика и  пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

формы учебной  деятельности учащегося (виды);

формы организации  текущей учебной работы класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным  и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Основные формы  педагогического общения  

На сегодняшний  день основными формами педагогического  общения в континууме "педагог-ученик" являются:

монолог;

диалог;

дискуссия;

полилог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Монолог - форма  высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а  в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Диалог предполагает свободное  владение речью, чуткость к  невербальным сигналам, способность  отличать искренние ответы от  уклончивых. В основе диалога  - умение задавать вопрос себе  и другим. Вместо того чтобы  произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      В диалогических отношениях существуют  две формы диалога:

внутренний;

внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Для возникновения  внутренней и внешней форм диалога  необходимо создание педагогом специальных условий.

      При создании условий для внутреннего  диалога можно проектировать  ситуационные задачи следующего  характера:

выбор решения  из альтернатив;

разрешение проблемных ситуаций;

поиск суждений относительно определенного факта  или явления;

решение задач  неопределенного характера (не имеющих  однозначного решения);

выдвижение гипотез  и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Для создания условий  внешнего диалога проектируются:

вопросительный  образ общения;

обмен мнениями, идеями, позициями;

дискуссии;

коллективная  генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

полифункциональный  анализ идей и гипотез;

творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:

противоречивость;

возможность оценки;

вопросительность;

возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Проектирование  диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

      Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам  в соответствии с более или  менее определенными правилами  проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.

      Групповая дискуссия заключается  в обсуждении вопросов специальной  выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.

      В групповой дискуссии принимает  участие от 3 до 8 членов, не считая  председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо  подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.

      Полилог представляет собой обмен  мнениями по какой-либо определенной  теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Способы обучения 

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают  способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К способам обучения можно отнести:

индивидуальное  обучение;

индивидуально-групповой  способ;

групповой способ;

коллективный  способ.  

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Вслед за индивидуальным обучением  появился и индивидуально-групповой  способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Информация о работе Критерии технологичности педагогической технологии