Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

1.История интернационального и поликультурного воспитания

II.Интернациональное и поликультурное воспитание, сходство и отличие
III. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Файлы: 1 файл

Интернациональное и поликультурное воспитание.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

1.История  интернационального и поликультурного воспитания 

Впервые понятие  «интернациональное воспитание» возникло в советской  педагогике и означало, прежде всего, идейно-политическую направленность воспитательного процесса. Его целью  становится формирование личности идеологической, находящейся вне национальной принадлежности. Такое воспитание пронизывают идеи разрушения буржуазного общества и  консолидации на основе классового единства. Соблюдение национальных традиций и  приверженность к привычному укладу жизни в аспекте интернационального воспитания трактовалось как:  «наличие националистических и патриархальных предрассудков, создающих сложную обстановку» [5, с. 10]; «противопоставление своей культуры культурам других народов, интернациональной культуре в целом» [2, с. 23]; «фетишизация старых обычаев» [6, с. 10],чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.

         Особым вопросом является отношение  к религии. Долгое время религия  рассматривалась как носитель  национальной розни.  Сегодня, в многонациональном государстве, возрастает роль многообразных религиозных конфессий в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного  социологического опроса: 35,0 % граждан являются верующими, скорее верующими – 29,0 %, считают себя неверующими – 14,0 %. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением о том, что религия не должна «вмешиваться» в дела государства, влиять на решения органов власти. 18,4 % граждан, наоборот, поддерживают мнение о влиянии религии на государственные дела и считают, что оно вполне допустимо и даже желательно [3].

         Сущность интернационального воспитания состояла в формировании и развитии у молодежи чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. Здесь акцент делается на дружбе именно трудящихся, что носит ярко выраженный классовый характер. Если говорить о воспитании уважения «к трудящимся всех национальностей», то здесь наблюдалась тенденция возвеличивания  народов бывших социалистических стран   и игнорирование национальных особенностей народов, проживающих рядом.

Целью интернационального воспитания являлась борьба с капитализмом. «Пролетарский интернационализм –  как идеология и политика международной  солидарности рабочих и трудящихся всех стран – находит свое практическое выражение в объединении усилий трудящихся всех национальностей в  борьбе за свержение капитализма  и уничтожение колониализма и  национального угнетения» [5, с. 29]. В  данной формулировке мы видим разрушительную тенденцию, выраженную в словах «в борьбе против»,  «непримиримость к врагам» [6, с. 10]. В литературных источниках, а также СМИ  был убедительно представлен образ врага, против которого необходимо объединяться. Более того культивировалось чувство ненависти к врагу, так Жумаканов А.Р. пишет «чувство ненависти к врагу неприятно само по себе, но с общественной объективной точки зрения – это положительное нравственное качество» [5, с. 43]. Те, кто не разделял корпоративных идеалов, был склонен уважать и разделять идеи различных социальных страт, общечеловеческие ценности, объявлялись диссидентами и политическими противниками. Фактически марксистское интернациональное и патриотическое воспитание служило расколу общества. Подобная направленность интернационального и патриотического воспитания пронизывала деятельность советской школы - будучи составной частью политического режима. Молодежь воспитывалась в обстановке массового террора: раскулачивание, государственный антисемитизм в виде борьбы с космополитами, депортация целых народов и пр. Так Джуринский А.Н. вспоминает наставления родителей и учителей избегать контактов с детьми чеченцев, чьи семьи жили под Алматой в качестве ссыльных [4, с. 60].

Сегодня мы направляем поликультурное воспитание в созидательную  сторону, что выражается в таких  формулировках как «объединяемся  за..», а  основным принципом в общении между людьми становится терпимость (толерантность), причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что объединяет. Акцент делается на  построении образа  «патриота», а не «врага». Так Государственной программой патриотического  воспитания предусмотрена популяризация разнообразных форм и видов успешной жизнедеятельности граждан страны. С этой целью проводиться работа по поиску и пропаганде соотечественников, социально активных, патриотически настроенных и добившихся серьезных результатов в профессиональной деятельности и жизни.

Выделяя особенности  интернационального воспитания в России (это и многонациональный состав учащихся и создание смешанных школ, это и огромный интерес к русскому языку, ставшему языком межнационального общения), Жумаканов А.Р., вместе с тем,  отмечает, что учителя не находят наилучшее соотношение между национальным и интернациональным в воспитании учащихся. При этом  в рассматриваемых нами источниках  четко расставлены приоритеты в воспитании: «ведущая роль принадлежит интернациональному, общесоветскому», а восхищение своей Родиной трактуется как принижение других [2, с. 20].  Многие десятилетия перспектива представлялась как сближение, слияние наций и создание безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние, что, по сути, совпадает с американской моделью «плавильного котла». Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики были стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот заказ. Сегодня происходит пересмотр тезиса «интернационально то, что объединяет, имеет общее основание, поэтому все частное, особенное, национальное отодвигается на второй план», который инициировал в сфере воспитания исчезновение национального начала в интернациональном и провоцировал нарастание этноцентристских тенденций.

Несмотря на некоторые  негативные моменты в интернациональном  воспитании следует отметить и его  демократические тенденции. Так, А.С. Макаренко разработал и внедрил  программу интернационального и  патриотического воспитания через  сообщество детей разных национальностей, сплотив их в единый многонациональный  коллектив. В годы Великой Отечественной  войны большую популярность приобретали  различные митинги, сбор средств, шефская  работа как формы интернационального и патриотического воспитания. В  своей книге Пряникова В.Г. выделяет ведущую идею в интернациональном воспитании как встречи детей различных национальностей [6]. Несмотря на классовый характер интернационального и патриотического воспитания многие педагоги воспитывали в своих питомцах искреннюю любовь к собственной стране, пробуждали патриотические и интернационалистские чувства независимо от социальной и национальной принадлежности. Так было на торжествах при вступлении подростков в пионерскую организацию и комсомол, когда они давали клятву на верность родной стране; на школьных линейках и сборах, где звучал гордый гимн Советского Союза, прекрасные песни о Родине; на встречах школьников с ветеранами, рассказы которых о подвигах отцов в Великой Отечественной войне подростки слушали, затаив дыхание.

II.Интернациональное и поликультурное воспитание, сходство и отличие

При осмыслении перспектив поликультурного воспитания важно  критически осмыслить их в рамках идей интернационального и гражданского воспитания. При этом нужно учитывать, что между поликультурным и интернациональным  воспитанием имеются существенные отличия. Исследуя особенности поликультурного образовательного пространства  мы  выделили ряд факторов, обуславливающих его:

- спектр глобальных  проблем, своевременное неразрешение которых способно привести к гибели человечества;

- процессы международной  интеграции и рост участников  межкультурного диалога (на региональном, международном, мировом уровне);

- научно-технический  прогресс, становление информационного  общества;

- обретение своего, собственного языка многими социальными  субъектами,  превращение общественной  действительности в многоголосую;

- интенсификация  миграционных процессов, которые  усиливают межкультурные контакты, оказывают значительное влияние  на формирование поликультурной  среды, определяют её динамику  и являются фактором подготовки  людей к сосуществованию в  поликультурном социуме на основе  сотрудничества и конструктивного  диалога. 

Причем эти факторы (кроме первого) и обеспечивают поликультурность, как новое свойство социальной реальности.

Понятие «поликультурность» характеризует ситуацию в странах, объединяющих множество этносов и национальностей, обладающих богатым культурно – историческим опытом их существования. С нарастающей проблемой поликультурного воспитания столкнулись республики, возникшие на постсоветском пространстве. При этом ряд авторов обращают внимание на целесообразность использования сегодня советского опыта интернационального воспитания и интерработы в вузах и школах   [1] .

  Очевидно, что  мультикультурная педагогика имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Интернациональное и поликультурное воспитание отвергают консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния цивилизаций и культур. Речь идет об общих задачах - формировании понимания и уважения иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей; осознании необходимости доброже­лательных отношений между людьми и народами; воспитании способностей к общению; осмыслении не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимании необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовности участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса. Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание имеет много общего с интернациональным и предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.При общности интернационального и поликультурного воспитания они имеют существенные отличия, которые позволяют нам получить ответ на вопрос: почему итогом интернационального воспитания стали вспышки национальных конфликтов, противостояние, процессы национального обособления, безоглядной суверенизации? 

Впервые понятие  «интернациональное воспитание» возникло в советской  педагогике и означало, прежде всего, идейно-политическую направленность воспитательного процесса. Его целью  становится формирование личности идеологической, находящейся вне национальной принадлежности. Такое воспитание пронизывают идеи разрушения буржуазного общества и  консолидации на основе классового единства. Соблюдение национальных традиций и приверженность к привычному укладу жизни в аспекте интернационального воспитания трактовалось как:  «наличие националистических и патриархальных предрассудков, создающих сложную обстановку» [5, с. 10]; «противопоставление своей культуры культурам других народов, интернациональной культуре в целом» [2, с. 23]; «фетишизация старых обычаев» [6, с. 10].  Более того «идеализация прошлого – требует борьбы с ним» [6, с. 20]. Сегодня рядом авторов (Мухтарова Ш.М., Эфендиев Ф.С.) убедительно доказано, чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.Особым вопросом является отношение к религии. Долгое время религия рассматривалась как носитель национальной розни.  Сегодня, в многонациональном  Казахстане, возрастает роль многообразных  религиозных конфессий в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного  социологического опроса: 35,0 % граждан являются верующими, скорее верующими – 29,0 %, считают себя неверующими – 14,0 %. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением о том, что религия не должна «вмешиваться» в дела государства, влиять на решения органов власти. 18,4 % граждан, наоборот, поддерживают мнение о влиянии религии на государственные дела и считают, что оно вполне допустимо и даже желательно [3].

III.   ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 

Признание и принятие различий этнических коллективов можно  считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным  интернациональным  воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Отечественный исследователь Л.Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» — тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам». 

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о  следующих элементах культуры народов: 

1. Материальная культура: 

— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

 — одежда (национальный  костюм), украшения;

 — национальные  кушанья;

 — транспортные  средства;

 — орудия труда;

 — труд с  учетом его специфики.

2. Духовная культура:

— народные обычаи, обряды, праздники;

 — язык, народное  творчество (сказки, пословицы и  поговорки, детские игры, музыка);

 — искусство  (песни, танцы, произведения художественного  и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

— общечеловеческие нравственные качества;

 — правила  общения между людьми внутри  этноса и вне его.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов  должно лежать полноценное овладение  этническими особенностями своей  культуры — лишь человек, глубоко  уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять  специфику культурных ценностей  других этнических коллективов.

На наш взгляд, в поликультурном воспитании целесообразна  следующая последовательность:

— национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и  уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;

 — ознакомление  детей с людьми ближайшего  национального окружения, формирование  доброжелательного отношения к  сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

 — сообщение  знаний об этнической самобытности  отдаленных народов и формирование  эмоционально-положительного отношения  к национальному многообразию  планеты.

Таким образом, процесс  поликультурной социализации детей  начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в  онтогенезе, выделил три этапа  ее формирования:

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"