Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:01, контрольная работа
1.История интернационального и поликультурного воспитания
II.Интернациональное и поликультурное воспитание, сходство и отличие
III. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.История
интернационального
и поликультурного воспитания
Впервые понятие «интернациональное воспитание» возникло в советской педагогике и означало, прежде всего, идейно-политическую направленность воспитательного процесса. Его целью становится формирование личности идеологической, находящейся вне национальной принадлежности. Такое воспитание пронизывают идеи разрушения буржуазного общества и консолидации на основе классового единства. Соблюдение национальных традиций и приверженность к привычному укладу жизни в аспекте интернационального воспитания трактовалось как: «наличие националистических и патриархальных предрассудков, создающих сложную обстановку» [5, с. 10]; «противопоставление своей культуры культурам других народов, интернациональной культуре в целом» [2, с. 23]; «фетишизация старых обычаев» [6, с. 10],чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.
Особым вопросом является
Сущность интернационального воспитания состояла в формировании и развитии у молодежи чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. Здесь акцент делается на дружбе именно трудящихся, что носит ярко выраженный классовый характер. Если говорить о воспитании уважения «к трудящимся всех национальностей», то здесь наблюдалась тенденция возвеличивания народов бывших социалистических стран и игнорирование национальных особенностей народов, проживающих рядом.
Целью интернационального воспитания являлась борьба с капитализмом. «Пролетарский интернационализм – как идеология и политика международной солидарности рабочих и трудящихся всех стран – находит свое практическое выражение в объединении усилий трудящихся всех национальностей в борьбе за свержение капитализма и уничтожение колониализма и национального угнетения» [5, с. 29]. В данной формулировке мы видим разрушительную тенденцию, выраженную в словах «в борьбе против», «непримиримость к врагам» [6, с. 10]. В литературных источниках, а также СМИ был убедительно представлен образ врага, против которого необходимо объединяться. Более того культивировалось чувство ненависти к врагу, так Жумаканов А.Р. пишет «чувство ненависти к врагу неприятно само по себе, но с общественной объективной точки зрения – это положительное нравственное качество» [5, с. 43]. Те, кто не разделял корпоративных идеалов, был склонен уважать и разделять идеи различных социальных страт, общечеловеческие ценности, объявлялись диссидентами и политическими противниками. Фактически марксистское интернациональное и патриотическое воспитание служило расколу общества. Подобная направленность интернационального и патриотического воспитания пронизывала деятельность советской школы - будучи составной частью политического режима. Молодежь воспитывалась в обстановке массового террора: раскулачивание, государственный антисемитизм в виде борьбы с космополитами, депортация целых народов и пр. Так Джуринский А.Н. вспоминает наставления родителей и учителей избегать контактов с детьми чеченцев, чьи семьи жили под Алматой в качестве ссыльных [4, с. 60].
Сегодня мы направляем
поликультурное воспитание в созидательную
сторону, что выражается в таких
формулировках как «
Выделяя особенности интернационального воспитания в России (это и многонациональный состав учащихся и создание смешанных школ, это и огромный интерес к русскому языку, ставшему языком межнационального общения), Жумаканов А.Р., вместе с тем, отмечает, что учителя не находят наилучшее соотношение между национальным и интернациональным в воспитании учащихся. При этом в рассматриваемых нами источниках четко расставлены приоритеты в воспитании: «ведущая роль принадлежит интернациональному, общесоветскому», а восхищение своей Родиной трактуется как принижение других [2, с. 20]. Многие десятилетия перспектива представлялась как сближение, слияние наций и создание безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние, что, по сути, совпадает с американской моделью «плавильного котла». Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики были стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот заказ. Сегодня происходит пересмотр тезиса «интернационально то, что объединяет, имеет общее основание, поэтому все частное, особенное, национальное отодвигается на второй план», который инициировал в сфере воспитания исчезновение национального начала в интернациональном и провоцировал нарастание этноцентристских тенденций.
Несмотря на некоторые негативные моменты в интернациональном воспитании следует отметить и его демократические тенденции. Так, А.С. Макаренко разработал и внедрил программу интернационального и патриотического воспитания через сообщество детей разных национальностей, сплотив их в единый многонациональный коллектив. В годы Великой Отечественной войны большую популярность приобретали различные митинги, сбор средств, шефская работа как формы интернационального и патриотического воспитания. В своей книге Пряникова В.Г. выделяет ведущую идею в интернациональном воспитании как встречи детей различных национальностей [6]. Несмотря на классовый характер интернационального и патриотического воспитания многие педагоги воспитывали в своих питомцах искреннюю любовь к собственной стране, пробуждали патриотические и интернационалистские чувства независимо от социальной и национальной принадлежности. Так было на торжествах при вступлении подростков в пионерскую организацию и комсомол, когда они давали клятву на верность родной стране; на школьных линейках и сборах, где звучал гордый гимн Советского Союза, прекрасные песни о Родине; на встречах школьников с ветеранами, рассказы которых о подвигах отцов в Великой Отечественной войне подростки слушали, затаив дыхание.
II.Интернациональное и поликультурное воспитание, сходство и отличие
При осмыслении перспектив
поликультурного воспитания важно
критически осмыслить их в рамках
идей интернационального и гражданского
воспитания. При этом нужно учитывать,
что между поликультурным и интернациональным
воспитанием имеются
- спектр глобальных проблем, своевременное неразрешение которых способно привести к гибели человечества;
- процессы международной
интеграции и рост участников
межкультурного диалога (на
- научно-технический прогресс, становление информационного общества;
- обретение своего,
собственного языка многими
- интенсификация
миграционных процессов,
Причем эти факторы (кроме первого) и обеспечивают поликультурность, как новое свойство социальной реальности.
Понятие «поликультурность» характеризует ситуацию в странах, объединяющих множество этносов и национальностей, обладающих богатым культурно – историческим опытом их существования. С нарастающей проблемой поликультурного воспитания столкнулись республики, возникшие на постсоветском пространстве. При этом ряд авторов обращают внимание на целесообразность использования сегодня советского опыта интернационального воспитания и интерработы в вузах и школах [1] .
Очевидно, что
мультикультурная педагогика имеет немало
общего с интернациональным воспитанием.
Интернациональное и поликультурное воспитание
отвергают консолидацию на базе корпоративной
враждебности, противостояния цивилизаций
и культур. Речь идет об общих задачах
- формировании понимания и уважения иных
народов, культур, цивилизаций, жизненных
ценностей; осознании необходимости доброжелательных
отношений между людьми и народами; воспитании
способностей к общению; осмыслении не
только прав, но и обязанностей в отношении
иных социальных и национальных групп;
понимании необходимости межнациональной
солидарности и сотрудничества, готовности
участвовать в решении проблем другого
сообщества и этноса. Подобно интернациональному,
поликультурное воспитание имеет в виду
налаживание связей между сообществами
людей, исходит из необходимости взаимообогащения
культур различных наций. Выполняя связующие
функции, поликультурное воспитание имеет
много общего с интернациональным и предусматривает
межнациональное и межэтническое взаимодействие,
формирует чувства солидарности и взаимопонимания,
противостоит дискриминации, национализму,
расизму.При общности интернационального
и поликультурного воспитания они имеют
существенные отличия, которые позволяют
нам получить ответ на вопрос: почему итогом
интернационального воспитания стали
вспышки национальных конфликтов, противостояние,
процессы национального обособления,
безоглядной суверенизации?
Впервые понятие «интернациональное воспитание» возникло в советской педагогике и означало, прежде всего, идейно-политическую направленность воспитательного процесса. Его целью становится формирование личности идеологической, находящейся вне национальной принадлежности. Такое воспитание пронизывают идеи разрушения буржуазного общества и консолидации на основе классового единства. Соблюдение национальных традиций и приверженность к привычному укладу жизни в аспекте интернационального воспитания трактовалось как: «наличие националистических и патриархальных предрассудков, создающих сложную обстановку» [5, с. 10]; «противопоставление своей культуры культурам других народов, интернациональной культуре в целом» [2, с. 23]; «фетишизация старых обычаев» [6, с. 10]. Более того «идеализация прошлого – требует борьбы с ним» [6, с. 20]. Сегодня рядом авторов (Мухтарова Ш.М., Эфендиев Ф.С.) убедительно доказано, чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.Особым вопросом является отношение к религии. Долгое время религия рассматривалась как носитель национальной розни. Сегодня, в многонациональном Казахстане, возрастает роль многообразных религиозных конфессий в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного социологического опроса: 35,0 % граждан являются верующими, скорее верующими – 29,0 %, считают себя неверующими – 14,0 %. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением о том, что религия не должна «вмешиваться» в дела государства, влиять на решения органов власти. 18,4 % граждан, наоборот, поддерживают мнение о влиянии религии на государственные дела и считают, что оно вполне допустимо и даже желательно [3].
III.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Признание и принятие
различий этнических коллективов можно
считать нормой межкультурного взаимодействия
на современном этапе развития человечества.
Одновременно это является и нормой
поведения для современного поликультурно
образованного человека. Под
поликультурным
интернациональным
воспитанием понимается
развитие у человека
способности уважительно
воспринимать этническое
разнообразие и культурную
самобытность различных
человеческих групп. Отсутствие должного
внимания к поликультурной образованности
индивида приводит к проявлению с его
стороны социально-культурной нетерпимости
и враждебности к окружающим его людям
иной этнической принадлежности. Отечественный
исследователь Л.Боровиков отмечает, что
«при отсутствии должного внимания к решению
задач поликультурного воспитания в полиэтнических
условиях могут возникать достаточно
острые кризисные ситуации типа «этнического
эгоцентризма» — тенденции судить о других
культурах только по своим национально
ориентированным стандартам».
Поликультурное воспитание
базируется на поликультурном образовании,
которое включает в себя знания о
следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
— одежда (национальный костюм), украшения;
— национальные кушанья;
— транспортные средства;
— орудия труда;
— труд с учетом его специфики.
2. Духовная культура:
— народные обычаи, обряды, праздники;
— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
— искусство
(песни, танцы, произведения
3. Нормативная культура:
— общечеловеческие нравственные качества;
— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Следует учитывать,
что в основе сообщаемых знаний об
обычаях, культурных ценностях, стереотипных
нормах поведения других народов
должно лежать полноценное овладение
этническими особенностями
На наш взгляд, в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
— национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
— ознакомление
детей с людьми ближайшего
национального окружения,
— сообщение
знаний об этнической
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.
Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования: