Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 01:03, контрольная работа
Вопрос № 1. Постройте иерархию и подробно охарактеризуйте нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс и содержание обучения праву 3
Вопрос № 2. Раскройте на примерах методические пути формирования правовых представлений и понятий 8
Вопрос № 3. Разработайте три варианта разнообразных задач по одной из отраслей права и прокомментируйте каждый с позиции компетентностного подхода 11
Содержание
Вопрос № 1. Постройте иерархию и подробно охарактеризуйте нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс и содержание обучения праву
При обучении праву на первом месте стоит Конституция РФ.
Конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.
Конституция РФ
Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.
Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.
Федеральные конституционные законы, являющиеся по своей природе частью Конституции РФ. К наиболее значимым Федеральным конституционным законам, содержащим гражданские процессуальные нормы относятся Федеральные конституционные законы:
«О судебной системе Российской Федерации»;
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
«Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
«О военных судах в Российской Федерации».
Далее, идут всевозможные кодексы. Это: Семейный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Водный кодекс, Градостроительный кодекс.
Охарактеризуем кратко каждый кодекс.
Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
Уголовный кодекс (УК), кодифицированный законодательный акт, устанавливающий основания, условия и пределы уголовной ответственности, а также предусматривающий наказуемость преступлений.
Арбитражный процессуальный кодекс - это свод законодательных актов, который применяется в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Водный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере водопользования в России.
Градостроительный кодекс – это довольно часто изменяемый документ российского законодательства. И даже если он не изменяется полностью, то в него с завидной регулярностью вносятся разнообразные поправки. Поэтому, изучая Градостроительный кодекс, необходимо обращать внимание на даты изменения документа.
Действующий сейчас Градостроительный кодекс был принят в 2004 году, и с тех пор обрастал в достаточной степени частыми поправками, регламентирующими спорные моменты законодательства или просто «вдогонку» - по возникшим спорным вопросам.
В общем и целом Градостроительный кодекс устанавливает общий порядок разграничения мест поселения на зоны с тем или иным регламентом, то есть, определяет – где, что и как можно строить.
К примеру, в особо охраняемой природной территории строить нельзя – и Градостроительный кодекс имеет соответствующую статью, регламентирующую зонирование такой территории и установление определенных правил градостроительства, если вдруг подобная территория оказалась в черте места поселения (например, дендрический парк в центре города).
Градостроительный кодекс РФ описывает зоны для различных типов градостроительной деятельности (к примеру, для жилой или производственной застройки), в нем декларируется, что зонирование может проводиться с учетом различной высоты зданий и так далее.
Наиболее болезненная тема Градостроительного кодекса – точечная застройка обжитых территорий. Например, в центре города решили построить высотное здание. Разумеется, жители близлежащих домов отнюдь не будут счастливы от подобного строительства. Во-первых, сама стройка – это в достаточной степени неприятно (постоянный шум, грязь, развороченный асфальт и прочее), но ведь проблема еще и в сокращении придомовой территории (обычно то, что еще вчера было уютным двориком или вполне симпатичной стоянкой «под окнами», вдруг сегодня становится чужой территорией, чужой стоянкой, на которую собственный автомобиль не может даже чихнуть из выхлопной трубы). А кроме того кардинально изменяется вид из окна – вместо роскошной панорамы взгляд упирается в стену новостройки. Однако, запрета на точечную застройку в Градостроительном кодексе РФ нет. Оно и не удивительно, ведь такой запрет существенно сократил бы строительные возможности города.
Что приятно в Градостроительном кодексе, так это то, что он обязывает сделать всю градостроительную деятельность прозрачной – этому посвящена целая глава кодекса (гл. 7, «Информационное обеспечение градостроительной деятельности»). То есть, сведения «о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений», обязаны предоставляться органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов «по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц».
То есть, если у физического лица появились сомнения в том, что парк, расположенный неподалеку от дома, сносится в обход действующего законодательства, а на его месте планируется построить гигантскую автостоянку, и детям близлежащих домов останется только гулять меж стройных автомобильных рядов, это лицо может совершенно спокойно обратиться в «органы местного самоуправления городского округа» или в «органы местного самоуправления муниципального района», и затребовать информацию «о развитии территории» и об ее застройке. И заодно выяснить – не планируется ли сооружение детского парка вместо того, который сносится. А соответствующий «орган» обязан информацию предоставить и на вопросы ответить.
Вопрос № 2. Раскройте на примерах методические пути формирования правовых представлений и понятий
Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных), составляются классификации правопониманий и понятий, при этом последние создаются в рамках этих правопониманий.
Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.
Содержание общих понятий раскрывается в определении. В определение общего понятия включаются существенные признаки, которые являются общими для всех объектов, относящихся к данному понятию.
Основными принципами праворазъяснительной работы являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.
Система правового воспитании призвана обеспечить целенаправленное формирование у молодого поколения уважения к закону, способствовать включению молодых людей в решение государственной задачи укрепления законности, обеспечения прав человека и гражданина, повышению их активности в избирательном процессе, создавать условия для развития у них стремления к будущей правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Организационное и методическое обеспечение предполагает разработку учебных и специальных программ, учебных пособий, методик по организации и проведению правового воспитания, сценариев викторин, конкурсов, программ научно-практических конференций, семинаров и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной работы; разработку на основе анализа новых методов правового воспитания.
Информационное обеспечение правового воспитания предполагает активное использование средств массовой информации для освещения деятельности участников программы по ее реализации, пропаганды правовых знаний, проведения различных конкурсов и викторин по правовой тематике, встреч с ведущими специалистами-правоведами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов.
Правовая викторина
“Правонарушения, преступления” – с этими словами связано представление о запрещенных законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам. Еще более страшно, когда им становится подросток. Основной целью участия в правовой викторине является формирование правовой культуры подростков.
Задачи правовой викторины
- Пропаганда правомерного поведения, здорового образа жизни.
- Распространение
информации о формах и
- Формирование навыков анализа и правильной оценки правовой информации.
- Передача знаний в области права.
После проведения правовых лекций, бесед с учащимися формируются команды, выбирается капитан команды.
Викторина проводится
на базе городской центральной библиотеке
г. Первоуральска.
Сценарий проведения викторины включает
три этапа:
- ответы на выбранные билеты;
- конкурс капитанов команд;
- ответы на вопросы правового кроссворда.
Жюри, определяет победителей и присуждает 1, 2 и 3 места. При определении победителей учитывается правильность и полнота ответов на поставленные викториной вопросы. Для повышения интереса к правовым знаниям награждаются все участники викторины. (В этом году первое место заняла команда школы № 21, второе – школа №7 , третье –школа №3)
Вопрос № 3. Разработайте три варианта разнообразных задач по одной из отраслей права и прокомментируйте каждый с позиции компетентностного подхода
Задачи Конституционного права:
- Изучение Конституции РФ
- Изучение Конституционного строя
- Изучение конституционного статуса индивидов
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика.
Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.