Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 23:51, контрольная работа
В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно иприятно ему.
3 вопрос. В центре всей «материнской
поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и
лелеют, украшают и забавляют. По существу,
это эстетический объект поэзии. Малыша
окружает светлый, почти идеальный мир,
в котором царят и побеждают любовь, добро,
всеобщее согласие. В свои песни для младенца
мать включает то, что понятно иприятно ему. Это «серенький
4 вопрос. Есть в детском фольклоре жанры, отражающие не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.
Коля-Коля-Николай!
Сиди дома, не гуляй!
А то девочки придут,
Поцелуют и уйдут.
Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь…"
Ябеда-корябеда,
Солёный огурец!
На полу валяется,
Никто его не ест.
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка:
"Кто обзывается, тот так и называется!"
"Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек!".
Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:
- Скажи: лук.
- Лук.
- По лбу стук!
- Скажи: двести.
- Двести.
- Сиди, дурак, на месте!
- Скажи: медь.
- Медь.
- Твой отец - медведь!
- Скажи: вилла.
- Вилла.
- Твой отец - горилла!
- Скажи: арбуз!
- Арбуз!
- Твой папа - карапуз!
- Тебе поклон послали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша.
- Скажи: оса.
- Оса.
- Хвать тебя за волоса!
- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!
5 вопрос. В пору существования магических представлений человека о природе были созданы такие жанры, как заклички и приговорки. Это короткие стихотворные произведения — обращения к силам природы с просьбой о чем-либо: обращение к дождю идти «не там, где косят, а там, где просят», это обращение к солнцу с просьбой о будущем урожае:
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года Давала нам погода Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Обращались к мышке, чтобы дала крепкий зуб, к репке — чтобы выросла крупной и сладкой:
Матушка-репка,
Уродись крепка.
Перейдя в детский фольклор, заклички и приговорки потеряли первоначальный смысл магического действия и стали игрою.
Закличка — это обращение к силам природы: «Солнышко-солнышко, / выгляни в окошко. / Там твои детки / кушают конфетки». Приговорка — это обращение к мелким живым или олицетворенным существам (божья коровка, репка и т.д.): «Улитка, улитка, / высунь рога./ Дам кусок пирога!» Их различие не столь важно для детей: в силу особенности своего мировосприятия они одушевляют весь мир. Оба жанра продолжают функционировать в детской среде в настоящее время, внося в детские игры много занимательного и забавного, побуждая детей к движению и речевой активности.
Загадки - одна из самых древних и самых
Загадка чаще всего ритмически организована,
нередко в ней встречаются рифмы, созвучия,
звукоподражания, и это делает её подлинным
произведением искусства.
На дворе горой, а в избе - водой.
(снег)
Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка:
собаки лают, достать не могут.
(месяц)
Красное коромысло над рекой повисло.
(радуга)
Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)
У бедного толсто, у богатого тонко, всегда
при себе.
(рубашка)
Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл,
красную шапочку нашёл.
(мухомор)
6 вопрос. Игровые жанры детского
фольклора неотделимы от игры. Молчанки
и голосянки (от "голосить" - "говорить,
орать, петь громко, кричать нараспев")
связаны с одноимёнными святочными играми.
На святки в молчанку и голосянку играли
и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил
на середину избы и начинал петь запевку:
Ну, давайте-ка, ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы!
Участники игры должны были тянуть последний звук
как можно дольше, стараясь при этом рассмешить
и заставить перестать "голосить"
друг друга: первый замолчавший и считался
проигравшим. Играя в молчанку, наоборот,
нужно было как можно дольше молчать, а
первый рассмеявшийся или проговорившийся
выполнял заранее условленное задание:
ел угли, валялся в снегу, обливался водой…
А вот примеры современных молчанок, ставших вполне
самостоятельными играми:
Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто слово скажет,
Тот ее и съест.
Сечки - один из самых редких и древних жанров
детского фольклора, связанный с процессом обучения
счёту. Первоначально люди считали при
помощи пальцев, затем стали использовать
небольшие предметы (горошины, палочки...),
а потом возник новый способ счёта - нанесение
зарубок, меток. Вот тут-то и появляются
сечки. Это своеобразные словесные игры,
которыми и сопровождался процесс нанесения
зарубок или "сечек". Суть игры такова:
кто-то из детей бросает другим вызов -
не считая, высечь определённое количество
таких зарубок. Тот, кто знает решение,
начинает декламировать стих, сопровождая
чтение ритмичными ударами ножа по дереву.
Например, для 15 "сечек" может декламироваться
такой стих:
Секу, секу сечку,
Высеку дощечку.
Честь, перечесть,
Все пятнадцать здесь.
Сейчас сечки встречаются всё реже и реже.
Зато другой, близкий сечкам жанр, считается
одним из самых жизнеспособных, и без него
и по сей день трудно представить многие
детские игры. Это считалки - небольшие
стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической
структурой. Считалка происходит от древнего
запрета считать. Человек верил в магию
счета, магию числа и, чтобы не накликать
беду, при счете использовал искаженные
формы числительных, отзвуки которых мы
сейчас находим в считалках.В считалках,
по сравнению с сечками, уже отсутствуют
конкретные действия, связанные со счётом,
на первый план выходит ритмически организованный
текст, а действие существует лишь символически:
ведущий по очереди дотрагивается или
указывает на каждого из детей.
Главным в считалке оказывается именно
ритм, часто считалка представляет собой
смешение осмысленных и бессмысленных
словосочетаний.
Эни, бэни, рики, таки,
Торба, орба, ситни бряки,
Деос, деос, космодеос,
Деос, деос - бац!
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Даже на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки:
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться - ни при чем,
Буду драться кирпичом.
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Бытуют в детском фольклоре и собственно
словесные игры, например, скороговорки
- словесные упражнения на быстрое произнесение
фонетически сложных фраз. В скороговорке
сочетаются однокоренные или похожие
по звучанию слова, что затрудняет её произнесение
и делает её незаменимым упражнением для
развития речи.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!
Кроме скороговорок существуют долгоговорки - стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…" - и так до тридцати трёх Егорок. Скороговорки и долгоговорки сегодня чаще используются не в качестве самостоятельных игр, а в качестве упражнений, помогающих ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.
Небылицы-перевертыши,
Это разновидности прибау-
Серели моря овин горит.
По чиступолю корабль бежит.
Мужики наулице заколы бьют,
Они заколы бьют — рыбу ловят.
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает!
Близкий к оксюморону прием, помогающий перевертышу быть развлекательно-смешным, — перверсия, т.е. перестановка субъекта иобъекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметампризнаков и действий, заведомо им не присущих:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор:
Сам на лошадке,
В красной шапке,
Жена на баране
В красном сарафане,
Дети на телятах.
Слуги на утятах...
Дон. дон. дили-лон.
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом..
7 вопрос: Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.
"Красное пятно"
Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.
"Черный дом"
В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце!
Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:
Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.
После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.
Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.
Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых анекдотов.
Мальчик приходит домой в слезах:
- Витька дерется!
Отец засучивает рукава:
- Я ему покажу! Кто отец?
- Шварцнеггер.
Отец заворачивает рукава обратно и говорит:
- Да ты, наверное, сам виноват.
Учитель входит в класс:
- Чей окурок?
- Ваш. Вы первый заметили!
Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке: