Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения своеобразие жизни и быта сельского населения (обусловлены сельскохозяйственным и природным окружением).

Файлы: 1 файл

введение в пед.деятельность к.р..docx

— 33.78 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине «Введение  в педагогическую деятельность» 

для студентов  ОЗО, ПО НО, 1 курса (3,5)

Вариант №3

Кафедра ПиПНиДО

 

Студентки гр.1121

Грибовой Светланы Геннадьевны


 

 

  1. В чем специфика педагогической деятельности сельского учителя (педагога)?

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений  на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения своеобразие жизни и быта сельского населения (обусловлены сельскохозяйственным и природным окружением). На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля (все друг друга знают, как большая семья, могут помогать друг другу). Семья, в которой воспитывается ребенок, сохраняя общие для семей современного общества черты, характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. Учитель на селе является просветителем и уважаемым человеком (так как на селе может быть некоторое отставанием социально-экономического развития по сравнению с городом, также может быть недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания).

К факторам, затрудняющим организацию  педагогического процесса в сельской школе, следует отнести многопредметность, в связи с малокомплектностью большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования.

 

  1. Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога (ПДП) и дайте сравнительный анализ их содержанию, заполнив таблицу:

 

Параметры сравнения

Основные виды ПДП

Преподавание

Воспитательная работа

Цель

усвоения знаний и умений, овладения  способами решения познавательных и практических задач

воспитание качеств

Возможность планирования

Наличие программ

планирование лишь в самых общих  чертах: отношение к обществу, к  труду, к людям, к науке (учению), к  природе, к вещам, предметам и  явлениям окружающего мира, к самому себе

Методы

словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

рассказ, беседа, лекция, диспут, метод  создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации  и демонстрации, соревнования, познавательная игра и т.п.

Форма организации

урок

классный час, КТД

Средствам

- Печатные (учебники и учебные  пособия, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

- Электронные образовательные  ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы  и т.п.)

- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы и т.п.)

- Наглядные плоскостные  (плакаты, карты настенные, иллюстрации  настенные, магнитные доски)

- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в  разрезе, модели демонстрационные)

- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

- виды деятельности (учение, труд, игра),

- предметы (игрушки, технические  средства),

- явления духовной и  материальной культуры (искусство,  общественная жизнь),

- конкретные мероприятия  и формы воспитательной работы (праздники, собрания)

Характером временного признака

жесткие временные ограничения

имеет непрерывный характер

Результат

достижение учебной цели

позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в  эмоциональных реакциях, поведении  и деятельности


 

  1. Вставьте слова или фразы:

Профессиональная компетентность – результат профессионального образования, включающий в себя как содержание профессиональной подготовки (умения и знания при решении профессиональных задач), так и систему непрофессиональных знаний, необходимых специалисту (способность успешно действовать на основе практического опыта).

  1. Вставьте слова или фразы:

Педагогическая компетентность педагога – это единство его теоретической  и практической готовности к осуществлению  своей профессиональной деятельности.

 

  1. Вставьте слова или фразы:

Профессиональная культура – это интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства (творчески-созидательное отношение к труду) интеграция, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы - педагога в широком смысле слова.

 

 

 

 

 

  1. Функции учителя относительно этапов учебно-воспитательного проекта (по И.П. Подласому. Педагогика. Часть 1)

Этапы учебно-воспитательного  проекта: Замысел проекта, создание, завершающий этап.

Функции учителя:

  • при замысле проекта – целеполагание. Сущность управленческого процесса в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы.
  • при создании проекта - информационная, организационная, оценочная, контрольная и корректирующая функции. Организационная (организаторская) связана с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Информационная, когда учитель — главный источник информации для обучаемых. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения.
  • завершающий этап - аналитическая функция, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

 

  1. Раскройте понятие «педагогическое мастерство» и каковы его компоненты? (по В.А. Сластенину)

Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

В педагогической науке сложилось  несколько подходов к пониманию  составляющих педагогического мастерства. Группа ученых рассматривающих педагогическое мастерство как сплав: интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения, педагогических знаний, умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

С позиций личностно-деятельностного подхода Н.Н.Тарасевич: гуманистическую направленность личности учителя, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий.

Основой саморазвития педагогического  мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники

 

  1. Дайте сравнительную характеристику  деятельности педагога как ремеслу и как творчеству, заполнив таблицу:

Параметры сравнения

Ремесленничество

Творчество

Наличие цели

Наличие цели, «движение ради достижения цели»

Отсутствие цели, «движение ради движения»

Способы деятельности

Использование технологий в обучении

Использование методик обучения

Планирование

Тематическое планирование, основанное на ГОСТах

Создание проблемных ситуаций

Наличие программ

Наличие программ

Выдвижение любых идей, способность  творить

Форма организации

Урок

Внеклассное мероприятие

Результат

Достижение цели

Разрешение проблемной ситуации, продукт  творческой деятельности


 

  1. Каковы функции самообразования?

Превращение репродуктивной деятельности человека в продуктивную; приближение педагога к творческому уровню самореализации в профессиональной деятельности (по А.Ф. Роботовой). Компенсация недостатков полученного образования; постоянная адаптация педагога к постоянно изменяющемуся миру образования, его новым парадигмам и технологиям; непрерывное развитие творческого потенциала личности (по В.Д. Диденко). Исследователи Князева М. JI., Серебряник Е. В. определили следующие функции самообразования:

    • экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
    • ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;
    • компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
    • саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
    • методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
    • коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
    • сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
    • омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
    • психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
    • геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.

 

  1.  Раскройте понятие «образовательная траектория» и «личностный рост» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др.)

Образовательная траектория — возможность  личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в  получении квалификации в избранной  области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно  изучать себя, знать свои достоинства  и недостатки, постепенно формировать  в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

Личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

 

  1. Раскройте понятие «профессионализм», его этапы.

Профессионализм — степень овладения  индивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую  подготовку и квалификацию.

Профессионализм как психологическое  и личностное образование характеризуется  не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Этапы становления профессионализма.

  1. Довузовский.

Сознательный выбор профессионального  пути, основанный на знании своих склонностей  и способностей (физических, психологических, интеллектуальных и т.д.). Преимущественное положение имеют те студенты, которые  сделали свой выбор осознанно, с  учетом индивидуальных склонностей, —  их профессиональное становление будет  более качественным.

  1. Вузовский.
  2. Послевузовский.

 Включает три стадии:

    1. адаптация к профессии, во время которой происходят интери-оризация и ассимиляция нормативно-ценностного профессионального плана;
    2. индивидуализация, которая может иметь конструктивную или деструктивную тенденцию;
    3. интеграция, на уровне которой обозначаются различия в плане субъектной включенности в профессию, что выражается в характере педагогического творчества и степени инновационности деятельности конкретного специалиста.
  1. Что такое «профессиограмма» и в чем ее отличие от квалификационного справочника.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического  образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"