Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения своеобразие жизни и быта сельского населения (обусловлены сельскохозяйственным и природным окружением).
Контрольная работа по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» для студентов ОЗО, ПО НО, 1 курса (3,5) Вариант №3 |
Кафедра ПиПНиДО
Студентки гр.1121 Грибовой Светланы Геннадьевны |
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения своеобразие жизни и быта сельского населения (обусловлены сельскохозяйственным и природным окружением). На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля (все друг друга знают, как большая семья, могут помогать друг другу). Семья, в которой воспитывается ребенок, сохраняя общие для семей современного общества черты, характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. Учитель на селе является просветителем и уважаемым человеком (так как на селе может быть некоторое отставанием социально-экономического развития по сравнению с городом, также может быть недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания).
К факторам, затрудняющим организацию
педагогического процесса в сельской
школе, следует отнести
Параметры сравнения |
Основные виды ПДП | |
Преподавание |
Воспитательная работа | |
Цель |
усвоения знаний и умений, овладения
способами решения |
воспитание качеств |
Возможность планирования |
Наличие программ |
планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе |
Методы |
словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). |
рассказ, беседа, лекция, диспут, метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации и демонстрации, соревнования, познавательная игра и т.п. |
Форма организации |
урок |
классный час, КТД |
Средствам |
- Печатные (учебники и учебные
пособия, рабочие тетради, - Электронные образовательные
ресурсы (мультимедийные - Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы и т.п.) - Наглядные плоскостные
(плакаты, карты настенные, - Демонстрационные (гербарии,
муляжи, макеты, стенды, модели в
разрезе, модели - Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) |
- виды деятельности (учение, труд, игра), - предметы (игрушки, технические средства), - явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), - конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (праздники, собрания) |
Характером временного признака |
жесткие временные ограничения |
имеет непрерывный характер |
Результат |
достижение учебной цели |
позитивные изменения в |
Профессиональная
Педагогическая компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Профессиональная культура – это интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства (творчески-созидательное отношение к труду) интеграция, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы - педагога в широком смысле слова.
Этапы учебно-воспитательного проекта: Замысел проекта, создание, завершающий этап.
Функции учителя:
Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Группа ученых рассматривающих педагогическое мастерство как сплав: интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения, педагогических знаний, умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
С позиций личностно-
Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники
Параметры сравнения |
Ремесленничество |
Творчество |
Наличие цели |
Наличие цели, «движение ради достижения цели» |
Отсутствие цели, «движение ради движения» |
Способы деятельности |
Использование технологий в обучении |
Использование методик обучения |
Планирование |
Тематическое планирование, основанное на ГОСТах |
Создание проблемных ситуаций |
Наличие программ |
Наличие программ |
Выдвижение любых идей, способность творить |
Форма организации |
Урок |
Внеклассное мероприятие |
Результат |
Достижение цели |
Разрешение проблемной ситуации, продукт творческой деятельности |
Превращение репродуктивной деятельности человека в продуктивную; приближение педагога к творческому уровню самореализации в профессиональной деятельности (по А.Ф. Роботовой). Компенсация недостатков полученного образования; постоянная адаптация педагога к постоянно изменяющемуся миру образования, его новым парадигмам и технологиям; непрерывное развитие творческого потенциала личности (по В.Д. Диденко). Исследователи Князева М. JI., Серебряник Е. В. определили следующие функции самообразования:
Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.
Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.
Личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.
Профессионализм — степень овладения
индивидом профессиональными
Профессионализм как психологическое
и личностное образование характеризуется
не столько профессиональными
Этапы становления профессионализма.
Сознательный выбор
Включает три стадии:
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.