Контрольная работа по "Общей и профессиональной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Характеристика и анализ образования как общественного явления. Раскройте сущность образования как социального феномена. Сравните цели и задачи образования в различные исторические периоды. Сформулируйте цели и задачи образования в современный период. Проведите сравнительный анализ между обучением и образованием.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Словом, каждый, кто попытается однозначно ответить на вопрос, являющийся темой данной работы, столкнется с определенными трудностями. Ответ же в любом случае будет связан с мировоззрением человека, с тем, какие духовные авторитеты прошлого и настоящего для него является подлинными. Таким образом, определенная субъективность неизбежна.

Полагаем, что интеллигентность (ум, культуру, социальную ответственность) можно воспитать - как обычно - собственным примером. Образование в этом деле играет двоякую роль. Оно тоже может послужить делу воспитания такой вот "образцовой" личности - с одной стороны. А с другой - не будем забывать, что одно из социальных свойств интеллигенции - оппозиция власти. И здесь образование, как некое лицо этой самой власти, конечно же, вполне может вызывать такое чувство.

Кроме этого, мы все-таки полагаем, что интеллигенция в ее изначальном обличье - признак того, что в стране нет гражданского общества, и все оно (кроме интеллигенции) лишено этой самой социальной ответственности. Так что интеллигенция в этом смысле - показатель нездоровья, и лучше не нужно. А если интеллигенцию рассматривать как культурную элиту, то, конечно же, она нужна.

Для нас интеллегентным является не социальный статус, а толерантное отношение к личности любого человека и соблюдение общепринятых моральных норм. Если интеллигент интеллигентен только с определенной прослойкой общества, другими словами, играет приемлемую в данном обществе роль, мы не можем считать его интеллигентным. Интеллигентный же по внутреннему состоянию человек, как правило, оказывается за пределами привычнопредставляемой под названием "интеллигенция" социальной группы, потому что не обладает необходимыми навыками для "пробивания" и как правило нуждается в "продюссере". Если такого счастья с ним не случится, он может настолько не справиться с трудностями жизни, что вероятно будет очень интеллигентно собирать бутылки на помойках и извиняться перед прохожими за свой неприятный запах.

Высокая степень развития нравственной и интеллектуальной составляющей личности всегда означает сформированное благородство. Оно включает в качестве возможного и очень ценного компонента такое качество личности, как интеллигентность. Высокий уровень эрудиции в какой-либо области знания и высокая общая культура личности, несущей на себе печать интеллектуального богатства и одаренности, часто соединяют в себе скромность и изящество всего душевного склада и стиля поведения, являющихся самыми характерными чертами человеческого благородства в его естественном выражении. Можно со всей определенностью констатировать как вполне очевидную закономерность тот факт, что чем выше степень интеллигентности и благородства личности, тем в большей степени гарантированы присущие ей чистота, целомудрие и честь как главные характеристики человеческого достоинства.

Самым запоминающимся определением интеллигента были слова Нодара Думбадзе: "Для меня интеллигентом был мой дед, - сказал писатель. - У него совсем не было образования, но его отношение к другим было образцом. Даже когда в комнату входил ребенок, он вставал".

 

  1. Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения."

 

В настоящее время  потребность в повышении качества подготовки будущих специалистов приобретает статус глобальной проблемы профессиональной педагогики. Ее решение связывается прежде всего с обеспечением непрерывности педагогической подготовки кадров, с созданием условий, при которых будущий педагог получает полный спектр возможностей кадрового становления в рамках единого, многоуровневого образовательного комплекса. Интеграционные процессы в системе образования, получившие нормативно-правовое закрепление в принятых законодательных актах, призваны обеспечить подготовку высококомпетентных педагогов, соответствующих требованиям общества, способных адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда, обладающих потенциальной готовностью к профессиональному самосовершенствованию на любом этапе своей педагогической деятельности. В настоящее время университетский комплекс, как одна из основных форм реализации интеграции в образовании, становится все более значимым фактором решения проблемы подготовки педагогических кадров за счет привлечения и полноценного использования инфраструктуры, ресурсной и кадровой базы, обеспечения преемственности образовательных уровней и предоставления возможностей для получения профессионального образования в соответствии с потребностями личности.

Об актуальности проблемы непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов свидетельствуют исследования В.И. Андреева, И.О. Котляровой, Н.В. Кузьминой, С.А. Репина, В.К. Розова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и других. Проблема создания университетских комплексов и изучения специфики их функционирования рассматривалась Е.П. Белозерцевым, В.Н. Кузовлевым, В.А. Садовничим, Н.К. Сергеевым и др. Некоторые вопросы непрерывного педагогического образования в университетском комплексе исследовались в работах JI.B. Голуб, Л.П. Депсамес, В.А. Кузнецовой, JI.K. Пикулевой, Т.А. Смолиной и др.

Однако проведенный  анализ научной литературы показывает, что, несмотря на постоянный интерес ученых к данной проблеме и значительность полученных результатов, остаются слабо разработанными основы интегративного взаимодействия среднего и высшего профессионально-педагогического образования, не определены ключевые организационно-содержательные характеристики подготовки будущих педагогов в условиях университетского комплекса, не систематизированы процедуры отслеживания эффективности данного процесса.

Таким образом, актуальность проблемы профессиональной педагогики в современных условиях определяется:

1) эволюционными тенденциями  в системе высшего педагогического образования, определяющими необходимость его интеграции;

2) повышением требований  к уровню профессиональной подготовки  будущих педагогов, связанным  с быстрым развитием современных  образовательных технологий и расширением сферы их применения;

3) нереализованным потенциалом  учреждений профессионального образования в комплексном обеспечении подготовки будущих педагогов;

4) недостаточной разработанностью  научно-методического аппарата профессиональной  подготовки будущих педагогов  в условиях интеграции образования в университетском комплексе.

На основании анализа  нормативно-правовых документов образования, философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также  собственного опыта работы можно  сформулировать проблему, которая определяется противоречием между необходимостью профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности путей такой подготовки в процессе динамично развивающегося высшего профессионального образования.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих  педагогов.

Предмет исследования - процесс  профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе.

В основу исследования можно  положить гипотезу, согласно которой  профессиональная подготовка будущих  педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе будет более эффективной, если:

1) на основе системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов разработать и внедрить модель профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе, отличающуюся преемственностью образовательных уровней, целостностью профессиональной подготовки, открытостью, технологичностью, гибкостью, включающую целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, что обеспечивает формирование у будущих педагогов профессионально-педагогической компетентности (знания, умения и профессионально-значимые качества), и реализуемую с учетом принципов перспективности, профессионально-педагогической направленности, самоуправляемого профессионального становления, коллективного взаимодействия и ответственности;

2) разработать и применить в практике работы университетского комплекса мониторинг эффективного функционирования модели профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования, реализуемый с учетом принципов научности, информационной открытости, оперативности, согласованности действий субъектов, валидности и включающий следующие этапы: целеполагание, организационно-подготовительную работу, диагностику динамики профессиональной подготовки, коррекцию содержания структурно-функциональной модели, прогнозирование результатов профессиональной подготовки, итоговую диагностику.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов в  условиях интеграции образования в  университетском комплексе представляет собой всестороннюю целенаправленную организацию учебной, исследовательской и самовоспитательной деятельности студентов, обусловленную горизонтальными (межпредметные связи) и вертикальными (преемственность образовательных уровней среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования) функциональными связями и направленную на формирование у студентов профессионально-педагогической компетентности (знания, умения и профессионально-значимые качества), позволяющей им в кратчайший срок адаптироваться к педагогической деятельности.

Профессиональная подготовка будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе требует таких теоретико-методологических подходов, которые обеспечат организационную комплексность ее построения. Сочетание системного, деятельностного и лич-ностно ориентированного подходов позволяет эффективно решить данную задачу.

Модель профессиональной подготовки будущих педагогов в  условиях интеграции образования в  университетском комплексе, включает целевой, содержательный, технологический  и результативный компоненты, отличается преемственностью образовательных уровней, целостностью профессиональной подготовки, открытостью, технологичностью, гибкостью, что обеспечивает формирование у будущих педагогов профессионально-педагогической компетентности (знания, умения и профессионально-значимые качества), и реализуется с учетом принципов перспективности, профессионально-педагогической направленности, самоуправляемого профессионального становления, коллективного взаимодействия и ответственности [10, c. 63].

Мониторинг эффективного функционирования модели профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе реализуется с учетом принципов научности, информационной открытости, оперативности, согласованности действий субъектов, валидности и включает следующие этапы: целеполагание, организационно-подготовительную работу, диагностику динамики профессиональной подготовки, коррекцию содержания структурно-функциональной модели, прогнозирование результатов профессиональной подготовки, итоговую диагностику.

 

Список использованной литературы

 

  1. Байбаков А. М., Борытко НМ., Соловгюва И А. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
  2. Бордовская НВ. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. —304 с.
  3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов /Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. - М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
  4. ИсаевИ.Ф., Сластенгт ВА., Шияное Е.Н Педагогика. — М.: Академия, 2008. - 576 с.
  5. Казанская ВТ. Психология и педагогика.Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.-240 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. В 3-х ч.Ч 1. Общие основы. - М.: Владос, 2007. - 527-с.
  7. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.



Информация о работе Контрольная работа по "Общей и профессиональной педагогике"