Контрольная работа по "Общей и профессиональной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Характеристика и анализ образования как общественного явления. Раскройте сущность образования как социального феномена. Сравните цели и задачи образования в различные исторические периоды. Сформулируйте цели и задачи образования в современный период. Проведите сравнительный анализ между обучением и образованием.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Содержание образования  носит исторический характер, так  как обусловливается целями образования на определенном этапе становления общества. Такой исторический характер определяет изменение содержания образования под влиянием изменений условий жизни, производства и уровня развития научного знания. Также могут оказывать определенное влияние социальные факторы. Например, привилегированная часть общества всегда стремится присвоить себе господство над знаниями. Остальная часть общества получает только необходимые для повседневной жизни и практической деятельности знания.

Содержание образования  является одним из основополагающих условий формирования и развития личности.

В педагогической науке  существуют различные подходы к  пониманию содержания образования. Для традиционной педагогики определяющим являются знания, поэтому под содержанием образования понимается сочетание знаний, умений и навыков и определенная степень развития познания. При таком подходе за основу принимаются знания, отражающие духовное богатство общества, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он заслоняет собой самого человека.

Поэтому в последнее время все более становится значимым личностно-ориентированный подход к определению сути содержания образования. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности. Итак, в данном случае ценностью являются не оторванные от человека знания, а сам человек.

Что же необходимо молодому человеку для того, чтобы комфортно  чувствовать себя в новых условиях жизни? Какая роль может быть отведена школе, какой должна быть школа в XXI в.?

В любом обществе система  образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так  как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к практической и эффективной деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт.

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Разумеется, этого достаточно трудно достигнуть, гораздо проще научить человека чтению, письму, счету. Учитывая, что человек по своей природе любознателен, настоящий педагог старается выявить это стремление к знаниям и показать, как можно получать удовольствие от самого процесса обучения.

Образование является «лицом»  общества. Известные педагоги указывают на значение образования как эффективной реорганизующей силы общества. Указывается также, что, чтобы избежать кризиса, необходимы основательные изменения в сознании и поведении людей.

Функция современного образования  состоит в том, чтобы изменить внутренний мир личности, постоянно  формировать морально-нравственные качества, повысить культурный и профессиональный уровень человека. Общественная роль образования состоит в том, чтобы влиять на постепенное развитие различного рода течений в социуме, чтобы подготовить молодых людей к решению возможных задач современности.

В России в XVIII в. высшее образование  зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства, и их имущество принадлежало государству, поэтому они являлись государственными учреждениями.

Отвечая основным целям  государства в то время, эти учебные  заведения имели цель – усиление военной и экономической мощи России. При Петре I обучение в вузах определялось как государева служба: студент получал определенные денежные средства, а за невыполнение своих учебных обязанностей подвергался взысканиям. Значение образования в это время состояло в том, чтобы научить обучающихся только профессиональным навыкам; науки изучались тогда, когда усвоение профессиональных навыков требовало конкретных знаний.

Поэтому российская государственная  власть очень сдержанно относилась к развитию высшего образования, считающегося источником западноевропейского свободомыслия и демократии. А в демократии авторитарное российское государство не нуждалось.

Именно по этой причине  в первом российском университете, созданном при Петербургской академии наук в 1724 г. указом Петра I, до 1753 г. состоялся лишь один выпуск. А в 1766 г. университет был закрыт.

Московский университет, открытый на основании указа Елизаветы  в 1755 г., явился положительным примером и удачной попыткой организации  культурного и научного центра. Основой программы университета, которую составил М. В. Ломоносов, являлся трехлетний общеобразовательный курс для студентов всех факультетов, который состоял из таких наук, как математика, физика, философия, экономические, исторические, словесные науки. По окончании такого подготовительного курса существовало еще четырехлетнее обучение по профилирующим дисциплинам на каждом факультете. В российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие, что существенно отличало российское высшее образование от западноевропейских университетов, основателем которых являлась церковь.

Но непопулярность в  российском обществе высшего образования  предопределяла университету достаточно непростое положение. Екатерина II, которая пыталась разобраться в этой проблеме, направила запрос в профессуру университета в 1765 г. В своем ответе профессора университета определили причины трудной ситуации и назвали следующие: дефицит денежных средств и зависимость от государства. Профессора, в свою очередь, предлагали меры, которые должны были помочь устранить причины упадка, а именно: ввести выборы деканов, ректора, предоставить власть в университете выборному совету, а также улучшить материальное положение профессоров. В отношении студентов было внесено условие не отрывать до окончания обучения студентов и не призывать на военную службу.

В XIX в. университетское  образование приобретает социальный статус как важнейший этап подготовки чиновничества. Тогда был введен государственный экзамен на чин.

Независимо от государственного устройства любое общество вместе с  задачами производства и воспроизводства  решает и задачу образования своих членов. Именно с этой целью государство формирует систему образования, представляющую собой систему образовательных учреждений различного уровня: системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Иначе говоря, под образовательной системой понимается комплекс институтов образования. Одним из основных таких институтов образования считаются образовательные учреждения, которые обеспечивают функции и решают задачи воспитания и обучения. По принадлежности к организационно-правовым формам собственности все образовательные учреждения делятся на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные). В России считаются образовательными учреждениями следующие типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Одним из главных элементов  формирования и развития личности является содержание образования. Содержанием образования считают сочетание знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных навыков и практической деятельности, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социальнозначимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений», (Закон РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5). Поэтому можно выделить три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный в государственном стандарте общего среднего образования. Федеральный компонент – это нормативы, необходимые для обеспечения единства педагогического пространства России.

Национально-региональный компонент – это нормативы, определенные конкретными регионами и учреждениями образования в области родного  языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д.

Школьный компонент  содержания образования – это нормативы отдельного образовательного учреждения.

2.   Прокомментируйте высказывание В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова. (Вопросы общественного воспитания.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание.

 

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством  знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей  решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить  этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд соответствует задачам педагогической науки. Но в обществе существуют различные социальные институты, которые реализуют задачи педагоги в различных возрастных группах населения. Один из таких социальных институтов – институт образования.

Мы согласны с В.М. Бехтеревым, о том, что образование дает нам эрудированную личность. Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако, это не одно и то же. Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis), то есть «сгладили» всю его первоначальную сырую, необученную невежливость. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Латинское слово «educare» означает «выводить из незнания»; следовательно, образованный человек умеет делать критические выводы, используя дедуктивную логику.

Эрудиция — это глубокое познание в какой-либо области знаний или во многих областях. Различают эрудированность в ряде наук или областей культуры и эрудированность в одной науке или области культуры. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии личности, развитости ее духовных сил, памяти, мышления. Эрудиция является результатом кропотливой и настойчивой работы, систематической учебы, научного поиска, собственных раздумий над проблемами. Глубокая эрудиция — атрибутивная черта подлинного ученого .

Человек-эрудит имеет  дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

Человек-эрудит обязательно  образован, но образованный человек  — не обязательно эрудит. Критическое  различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.

Возвращаясь к высказыванию В.М. Бехтерева, отметим, что мы также  согласны с его точкой зрения о  воспитании интеллигентного человека. Что такое интеллигентный человек? Свой вариант ответа на этот вопрос наверняка есть у каждого. По-разному, сообразуясь со своим мировоззрением и жизненным опытом, отвечали на него мыслители, ученые, литераторы - то есть сами интеллигенты.

Советский энциклопедический  словарь дает такое определение: "интеллигентный (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественній слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры . Термин "интеллегентный" введен писателем Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешел в другие языки. Далее статья повествует о том, как видоизменяется этот "слой" сообразно отечественно-политическим переменам, найдя, наконец свое высшее предназначение в единении с пролетариатом. Не стоило бы цитировать словарь советских, доперестроечных даже времен (издание 1980 года), если бы данное понятие об интеллигенции не вошло так глубоко в наше отечественное сознание.

В России считают, что  интеллигентность - нечто русское, уникальное, противоположное зарубежной бездуховности  и являющееся, по существу, одним из синонимов самого понятия "духовность". В обиходном представлении интеллигентный человек - тот, кто культурен и образован. Так ли это? Понимаем ли мы досконально, что значат культура и образованность? И чем в таком случае отличается русский интеллигент, например, от английского джентльмена?..

Информация о работе Контрольная работа по "Общей и профессиональной педагогике"