Контрольная работа по курсу: «Педагогические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1
Напишите реферат на тему:
«Жестокое обращение и насилие в отношении детей как социально-педагогическая проблема ».
Задание 2
Напишите педагогическое эссе на тему:
«Социальный педагог: Личность и специалист»

Файлы: 1 файл

Контрольная педагогика для инета.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

 

  1. Основные причины жестокого обращения с детьми в семье

 

Среди социально-экономических  и социально-психологических причин жестокого обращения с детьми можно выделить следующие: безработица  или низкая материальная обеспеченность, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, одиночество или распавшийся брак, разочарование в жизни; серьёзные жилищные трудности; озлобленность родителей; физическое или психическое переутомление взрослых; незрелость родителей; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие личностной привязанности к ребёнку; чрезмерная требовательность и т.д.

Причины жестокого обращения  с детьми можно рассматривать  в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения  между поколениями и полами, ролями родителей и детей. Другая причина  – распространенные в культуре представления  о методах воспитания. До сих пор  физическое наказание рассматривается  как хорошее средство педагогического  воздействия на непослушного  ребенка.

Причины жестокого обращения с детьми должны рассматриваться именно в социальном семейном контексте, который включает в себя специфическую структуру отношений в семье и их негативную динамику, а также обезличенность семейных отношений. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребёнок перенимает модель отрицательную решения проблем и усваивает негативные образцы поведения в трудной ситуации. Помимо этого, данные дети затем воспроизводят такую контрпродуктивную модель отношений в своих семьях.

Содержательным контекстом является кризисный психосоциальный контекст, который проявляется в дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных  ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с  детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих  факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

 

  1. Профилактика домашней жестокости и насилия

 

Комплексность подхода к  проблеме насилия в семье имеет  очень определяющее значение. Очень  важна профилактическая работа, как  с семьями, так и с подростками, а в особенности – с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.

Можно выделить три уровня профилактических мероприятий. Первичная профилактика направлена на предупреждение насилия в семье. Вторичная профилактика подразумевает прекращение развития насилия в конкретных семьях различными способами и методами. Третий уровень профилактики представляет комплекс реабилитационных мер для пострадавших от семейного насилия. Для осуществления комплексности в профилактике насилия в семье, необходима работа по всем трём уровням.

Задачей первого уровня профилактики насилия для них является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, второй уровень профилактики направлен на прекращение насильственных действий в отношении конкретных детей и подростков. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три параметра:

- выявление детей, испытывающих жестокое обращение. Индикаторами жестокого обращения являются: агрессивность или подавленность, безнадзорность и беспризорность, ухудшение успеваемости, ухудшение здоровья, физические травмы, информация из социальных источников (одноклассники, их родители, учителя и др.).

- работа с родителями через информирующие лекции, индивидуальные беседы, проведение классных собраний с родителями. Основными исполнителями здесь выступают классные руководители, педагоги, преподаватели, инспектора по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, социальные работники, социальные педагоги и др.

- работа с детьми – привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться классные руководители, школьные психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспектора по делам несовершеннолетних. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных психологических последствий насилия для ребенка.

Третий уровень профилактики требует выведения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Помимо этого, целевой  группой являются профессиональные сообщества специалистов, работающих со случаями семейного насилия. Все  программы профилактики должны быть направлены и на получение ими  специальной подготовки. Главной  задачей работы с этой группой  является создание условий для возможности  использования специалистами полученных в процессе реализации программы  знаний и навыков на своём рабочем  месте.

Первая типовая форма  работы со специалистами предусматривает  информирование о проблеме насилия  в семье с целью её осознания  и последующего распространения  этих знаний среди населения.

Вторую типовую форму  работы со специалистами условно  можно разделить на две части:

Обучение приёмам выявления  случаев семейного насилия, вмешательства  в ситуацию в рамках своей профессиональной компетенции.

Подготовка социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних для курирования семей с целью  недопущения рецидивов семейного  насилия.

Третья форма работы различна для разных групп профессионалов. Для специалистов, непосредственно  предполагающих вести работу с пострадавшими  от семейного насилия необходимы дополнительные углублённые знания, умения и навыки по особенностям последствий  семейного насилия для разных возрастных групп. Это значимо для  социальных работников, социальных педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, которые предполагают курировать конкретные семьи и пострадавших от семейного  насилия детей, прошедших курс реабилитации.

Социальным измерением (приложением) программ профилактики семейного насилия  является работа с общественностью. Наиболее значимыми аспектами в  решении проблемы насилия в семье  является информированность населения.

Здесь предусматриваются  все виды информации о явлении семейного насилия: понятие, виды, последствия, а также о его альтернативе – гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности. Это могут быть публикации, передачи, репортажи в разнообразных СМИ (СМК), включая Интернет, публичные выступления разных специалистов, общественных, государственных деятелей, лекции для различных аудиторий.

Здесь необходимо информирование об имеющихся в обществе ресурсах по оказанию помощи и содействию в  выходе из сложившейся трудной ситуации, а так же распространение информационных материалов, позволяющих произвести самовыявление дисгармоничных семейных отношений и насилия в семье.

Такие просветительские проекты  могут формироваться через систему  социального заказа, когда органы исполнительной власти поручают какому-либо научному, образовательному учреждению и/или общественной организации, разрабатывающим проблематику семейного насилия, формирование пакета подобных информационных материалов и их распространение.

Наряду с этим данный вопрос предусматривает информирование населения  о специализированных учреждениях, где может быть оказана реабилитационная помощь. Необходимо также доводить до сведения граждан процессуальные аспекты получения необходимой помощи.

Таким образом, пренебрежение  родительским долгом и жестокое обращение  с детьми – одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и  жестокости. Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения  родительским долгом и жестокого  обращения с детьми, а также  всесторонняя помощь детям – жертвам  насилия – обязанность всего  общества. Система народного образования  должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого  обращения с детьми, что является неотъемлемым компонентом психологической  безопасности образовательной среды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любой вид жестокого обращения  с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое  здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом  когда-то в детстве. Поэтому при  оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень  внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических  особенностей, социальных условий и  обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному  вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать  действенную помощь. Знание психолог – педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, чтобы обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. На страже стоят государственные законы. И каждый гражданин нашей страны должен понимать ответственность за наших детей, за наше будущее, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к тем детям, которые находятся в опасном положении.

 

Список используемой литературы

 

  1. Козлова Г.Л. Что говорят подростки о насилии //Сацыяльна-педагагічная работа. –2001, - № 3.
  2. Наумчик В.Н., Наумчик Р.П. Ненасилие в семейном воспитании // Сацыяльна - педагагічная работа. –2001, - № 1.
  3. Сенько Т.В. Семья и психологическое насилие над детьми // Адукацыя і выхаванне. – 2000, - № 1.
  4. Сенько В.Г. истоки насилия в семье и пути их преодоления // Сацыяльна-педагагічная работа. –2005, - № 2
  5. Чечет В.В. пути предупреждения насилия над детьми в семье// Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010, -№ 4
  6. Никитко Е.А. Насилие в семье: истоки и последствия // Сацыяльна-педагагічная работа. –2010. - № 5.

 

Задание 2

 

Педагогическое эссе на тему:

 

«Социальный педагог: Личность и специалист»

 

Социальный педагог-психолог это человек, личность нашедший свое призвание в помощи людям которым  эта помощь нужна. Его главная  задача по моему мнению состоит в том, что он обеспечивает интеграцию ребенка в развивающееся общество. Социальный педагог-психолог это связующие звено между педагогическим коллективом и родителями в процессе решения определенной задачи, проблемы т.к. именно он является специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы  в социальной жизни (а именно взаимодействие с социумом). При этом он выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных  ролях, он может быть : посредником между ребенком и службами помощи; наставником в качестве защитника прав ребенка (так как знает нормативную базу социальный педагог-психолог не знают другие специалисты работающие с ребенком ежедневно); в качестве организатора совместной деятельности  взрослого и ребенка; он также может быть наставником, осуществляя посильную помощь и поддержку детям и их родителям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах и еще одна из важных его функций это исследовательская - исследование проблем социального развития детей.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности/ ребенка, сфера человеческих отношений). При этом приоритетным направлением  (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье  и ее ближайшем окружении, по месту  жительства. Т.е. деятельность педагога-психолога  есть - деятельность, имеющая оригинальный предмет, субъект и объект деятельности, обладающая собственной целью, нормами  и средствами.

Предметом деятельности социального  педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой  является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых  социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы.

Таким образом, успешная реализация социальным педагогом-психологом ведущих  функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых  усиливается способность ребенка  отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам  жизни и самому оказывать посильную  помощь тем, кто в ней нуждается.

 


Информация о работе Контрольная работа по курсу: «Педагогические основы социальной работы»