Контрольная работа по курсу: «Педагогические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1
Напишите реферат на тему:
«Жестокое обращение и насилие в отношении детей как социально-педагогическая проблема ».
Задание 2
Напишите педагогическое эссе на тему:
«Социальный педагог: Личность и специалист»

Файлы: 1 файл

Контрольная педагогика для инета.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Вариант № 12

 

Задание 1

 

Напишите реферат на тему:

«Жестокое обращение и  насилие в отношении детей  как социально-педагогическая проблема ».

 

Задание 2

 

Напишите педагогическое эссе на тему:

«Социальный педагог: Личность и специалист»

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу: « Педагогические  основы социальной работы»

на  тему: «Жестокое обращение и насилие в отношении детей как социально-педагогическая проблема»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          5

  1. Понятие жестокого обращения с детьми     6
  2. Формы и виды домашнего насилия над детьми    6
  3. Последствия жестокого обращения с детьми    7
  4. Основные причины жестокого обращения с детьми в семье  8
  5. Профилактика домашней жестокости и насилия    9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         12

Список используемой литературы       13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Насилие это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую  озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.

Жестокое и пренебрежительное  обращение с детьми - это типичное проявление насилия по отношению  к детям, которое может поставить  под угрозу выживаемость ребенка  и оказать вредное воздействие  на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное  развитие, что приводит к печальным  последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки  зрения благополучия будущего поколения, в частности.

Насилие над детьми, жестокое обращение, запущенность и пренебрежение  нуждами ребенка) – широкий спектр наносящих вред ребёнку действий со стороны людей, которые опекают  ребёнка и заботятся о нём. Эти действия создают серьёзную  угрозу здоровью и безопасности ребенка, нарушая право ребёнка на защиту, поддержку и заботу со стороны  взрослых. Эти действия включают в себя мучение, жестокое обращение, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, которые могут повлечь за собой физические травмы и заболевания, создающие реальную угрозу психическому здоровью ребенка, его развитию или жизни.

 

  1. Понятие жестокого обращения с детьми

 

Жестокое и пренебрежительное  обращение с детьми - это типичное проявление насилия по отношению  к детям, которое может поставить  под угрозу выживаемость ребенка  и оказать вредное воздействие  на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное  развитие, что приводит к печальным  последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки  зрения благополучия будущего поколения, в частности.

Жестокое обращение с  детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны  взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком –  это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны  другого человека (ребенка или  взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его  физическому или психологическому здоровью и целостности.

 

  1. Формы и виды домашнего насилия над детьми

 

Различают четыре основные формы жестокого обращения с  детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная  жестокость (пренебрежение основными  физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

2.1.Физическое насилие.

Физическое насилие –  это преднамеренное нанесение детям  физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения  физического, психического здоровья или  отставание в развитии.

Физическое насилие можно  распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру  имеющихся травм.

Внешний вид (особенности  физических травм при насилии):

- множественные физические  повреждения, имеющие специфический  характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже  сигаретные ожоги и различную  степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического  развития (отставание в весе и  росте), обезвоживание (у грудных  детей);

- признаки плохого ухода:  гигиеническая запущенность, неопрятный  внешний вид, краснота, сыпь, язвы  на коже и слизистых оболочках  тела (что особенно характерно  для не получающих должного  ухода детей младенческого и  раннего возраста).

2.2. Сексуальное насилие  и развращение.

Сексуальное насилие и  развращение – это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле – до 16 лет, в широком смысле – до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий.

2.3 Психическое насилие.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и  других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся:

-открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;

-оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического  насилия;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;

-предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;

-ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;

-грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.

2.4.Моральная жестокость

Моральная жестокость –  это отсутствие со стороны родителей  или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние  и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами  неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:

-отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

-нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но все виды жестокости по отношению к детям объединяет одно – ущерб для физического и психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни). Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо внутреннего органа, развитие определённого заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия

 

  1. Последствия жестокого обращения с детьми

 

К ближайшим последствиям относятся физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т.п.). Эти реакции могут проявляться  в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов  ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий  жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического  и психического развития ребёнка, различные  физиологические и психосоматические  заболевания, личностные, в особенности  – эмоциональные нарушения, отсроченные  негативные социально-психологические  последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т.п.).

3.1.Различные заболевания как следствие насилия.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при  физическом насилии имеются повреждения  частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, имеют место даже переломы костей конечностей и черепа, что приводит к разнообразным гематомам, опухолям, артрозам и т.п. При сексуальном насилии у детей могут быть заболевания, передающиеся половым путем. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим расстройствам, например, ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, детские болезни сердца, детская астма и пр. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии – т.н. психические боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез, энкопрез и пр.

3.2.Психические и психологические особенности детей, пострадавших от насилия.

Пострадавшие от насилия, испытавшие на себе аффекты взрослых, дети сами испытывают гнев, который  чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто агрессивность таких детей  проявляется в игре. Некоторые  их них наоборот чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих  случаях нарушается контакт со сверстниками.

Дети, пережившие сексуальное  насилие или развращение, приобретают  не свойственные их возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх.

Наиболее универсальной  и тяжёлой по своим долговременным последствиям для развития личности психологической реакцией детей  на любого рода насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических  нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого  ребёнку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение его со сверстниками и взрослыми сильно затруднено.

Среди этих детей и подростков отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах  беспокойства, безотчетной тоски, чувстве  одиночества, в нарушениях сна и  аппетита.

Чувствуя себя несчастными, обделёнными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти  выход из сложившегося положения, они  и сами могут стать вымогателями, хулиганами или насильниками.

В более старшем возрасте, у подростков и юношей, наблюдаются попытки покончить с собой или завершённые самоубийства.

3.3.Социальные последствия насилия для детей.

Можно выделить два проявляющихся  одновременно аспекта социальных последствий  насилия для детей: вред для жертвы и вред для общества.

Вред для социально-психологического развития личности.

Дети, пережившие любой вид  насилия, испытывают существенные трудности  социализации: у них нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в криминальной среде, а часто это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков  может нарушиться половая ориентация.

Информация о работе Контрольная работа по курсу: «Педагогические основы социальной работы»