Кодекс педагогической этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между членами трудового коллектива, которые вытекают из их профессиональной деятельности, но неразрывно связанные с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки, который: 1) определяет особенности педагогической морали, специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда; 2) изучает характер нравственной деятельности учителя (воспитателя) и нравственных отношений в профессиональной среде; 3) разрабатывает основы педагогического этикета: правил общения, манер поведения и т.п.

Оглавление

1. Общие положения 3
2. Предмет и задачи педагогической этики 3
3. Категории педагогической этики 4
4. Социально-психологический и морально-психологический климат в педагогическом коллективе 6
5. Деловой этикет в образовательном учреждении 12
6. Нормативные правила по соблюдению трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, педагогической этики и благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе ОУ. 12

Файлы: 1 файл

Кодекс педагогической этики готов.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

1. Положительное  управленческое решение, положительное  коллективное действие улучшает  морально-психологический климат.

2. Основой  положительного благоприятного  морально-психологического климата  являются общественно-значимые мотивы отношения к труду. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.

3. Важным  механизмом сплочения коллектива  является психологическая совместимость его членов. Психологическая совместимость – это социально-психологическая характеристика группы, коллектива, проявляющаяся в особенности ее членов согласовывать (делать непротиворечивым) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.

4. Сработанность – показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой результативностью совместной работы, основа сработанности – успешность.

5. Сработанность  и слаженность коллектива определяется  степенью единства формальных и неформальных структур коллектива. Чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив.

6. В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования работников. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание следует рассматривать как крайнюю меру воспитательного воздействия, и его нужно уметь очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или иное неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутину и перестраховку. Чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.

7. Похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива, у работника появляется чувство самоуважения. В результате работник стремиться стать лучше, добиться высоких результатов.

8. Доброжелательное  отношение к новым членам трудового  коллектива, стремление помочь им  адаптироваться, для молодых педагогов  организовать помощь наставников  по принципу «вселить уверенность в нового работника, и он хорошо справиться с работой».

9. Большое  психологическое значение для  взаимоотношений в коллективе  имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действия коллег в  зависимости от отдельных ситуаций  и условий. Все это составляет  дополнительный источник информации.

10. Приветствие  – важный источник информации, проявление педагогического такта.  Именно приветствие в трудных  психологических ситуациях может  снять безболезненно напряженность  в отношениях, поднять настроение, уверенность, вдохновить коллег  на эффективную работу.

5. Деловой  этикет в образовательном учреждении

1. Приветствие – необходимая норма в образовательном учреждении для всех работников независимо от должностного положения.

2. Для культуры речевого общения не менее важны манера и тон поведения. Самые сложные темы, требующие деликатности и корректности, - это проблемы веры, национальности, семьи и личной жизни.

3. Культура  речевого общения, кроме искусства  ведения разговора, предполагает и умение внимательно слушать собеседника.

4. Правила  хорошего тона категорически запрещают перебивать говорящего, не дав ему высказать свою мысль.

5. Воспитанный  человек не критикует точку  зрения оппонента, а объективно  и обоснованно отстаивает свою.

6. В образовательном  учреждении необходимо соблюдать деловой стиль в одежде, для которого характерны строгость, аккуратность, опрятность.

6. Нормативные  правила по соблюдению трудового  законодательства, правил внутреннего  трудового распорядка, педагогической  этики и благоприятного социально-психологического  климата в трудовом коллективе  ОУ.

1. Все члены  трудового коллектива, независимо  от должностного положения, обязаны  проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдать служебную  дисциплину и профессиональную  этику. 

2. Администрация и члены коллектива ОУ проводят все организационные мероприятия (педагогические советы, производственные совещания, семинары, заседания методических советов, административные совещания, собрания трудового коллектива, профсоюзные собрания, заседания комиссий, советов и другие мероприятия) согласно плана работы, с которым работники своевременно ознакомлены, с учетом утвержденного регламента и норм педагогической этики, перечисленными в данном локальном акте.

3. В случае  нарушения норм педагогической  этики во время проведения  организационных мероприятий протокольное  фиксирование данных фактов (или комиссионное актирование) и принятия соответствующего решения администрацией (председателем собрания) является обязательным.

4. В случае  нарушения норм педагогической  этики, морального давления на  работника во время индивидуального  разговора с руководителем, членом  администрации по вопросам трудовых  правоотношений, работник имеет  право потребовать протоколирование  беседы, составление акта о нарушении  его прав, ведения официального  разговора комиссионно или в  присутствии членов представительного  органа (профсоюзного комитета). Данным  правом пользуется также руководитель, член администрации в случае  нарушения норм педагогической  этики, правил внутреннего трудового  распорядка со стороны работника. 

5. Расследование  фактов о нарушении норм педагогической этики (пунктов данного локального акта), принятие решения о применении мер дисциплинарного взыскания является обязанностью руководителя ОУ. В случае, если появляется необходимость расследования комиссионно проступков, нарушений, приказом по ОУ создается административная комиссия.

6. При нарушении  прав работников со стороны  руководителя ОУ, работник имеет  право проконсультироваться в  профсоюзном комитете о защите  своих прав (на представительство  своих интересов членами профкома  в административных комиссиях,  переговорах с администрацией) и  обратиться в вышестоящие органы.

7. Руководитель  ОУ на основании своих должностных  обязанностей (п.3.10) поощряет и стимулирует  творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический  климат в коллективе; соблюдает  этические нормы поведения в  ОУ, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному  положению педагога (п.3.48).

8. Работодатель  имеет право расторгнуть трудовой  договор с педагогическим работником  за применение, в том числе  однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п.2 ст.336 ТК РФ, ст.56 ФЗ «Об образовании»)

9. Работники  образовательного учреждения имеют  право на участие в управлении  образовательным учреждением, на  защиту своей профессиональной  чести и достоинства. Работодатель, представители работодателя не  имеют права препятствовать работникам  в осуществлении ими трудовых  прав (ст.52, 53, 380, 381 ТК РФ, ст. 55 ФЗ «Об  образовании»).

10. При исполнении  профессиональных обязанностей  педагогические работники имеют  право на свободу выбора и  использования методик обучения  и воспитания, учебных пособий  и материалов, учебников, методов  оценки знаний обучающихся и  воспитанников (ст. 55 ФЗ «Об образовании»)

11. Запрещается:

· Отвлекать педагогических работников в учебное время от их непосредственной работы для выполнения разного рода мероприятий (в том числе совещаний, заседаний и т.п.) и поручений;

· Входит в класс (группу) после начала урока (занятий); таким правом в исключительных случаях пользуются только руководитель ОУ и его заместители; посещение уроков осуществляется согласно графика внутришкольного контроля, с которым работники предварительно ознакомлены (в случаях жалобы- с предварительным ознакомлением с жалобой и принятым решением администрацией о посещении уроков или занятий);

· Делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии обучающихся (воспитанников) и их родителей;

· При обсуждении педагогической деятельности, трудовой деятельности коллектива (ознакомлении с приказами, планами, программами и т.п.) обращаться к членам коллектива со словами «Не нравиться, увольняйтесь!», что котируется как моральное давление на членов трудового коллектива, нарушение норм данного локального акта;

12.За нарушение  трудовой дисциплины, совершение  дисциплинарного проступка, т.е.  неисполнение или ненадлежащее  исполнение по вине 

работника возложенных на него трудовых обязанностей, нормативно- правовых актов ОУ (в т.ч. данного локального акта) работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 ТК РФ);

13.При наложении  дисциплинарного взыскания должны  учитываться тяжесть совершенного  проступка и обстоятельства, при  которых он был совершен ( ст.192 ТК РФ);

14.До применения  дисциплинарного взыскания работодатель  должен затребовать от работника  письменное объяснение. Если по  истечении двух дней (данное время  правомочно дается работнику  для предварительных юридических  и других консультаций, морально - психологического настроя) указанное  объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий  акт. Непредставление работником  объяснения не является препятствием  для применения дисциплинарного  наказания (ст. 193 ТК РФ); 15.Обяснительная  составляется работником в произвольной  форме. Для того,  чтобы объяснения были стройными и логичными рекомендуется в объяснительной отразить следующие пункты (вопросы):

· Каковы причины (мотивы) совершения дисциплинарного проступка;

· Кратко описать сам факт со своей точки зрения;

· Считает ли работник себя виновным в совершении проступка;

· Если нет, то кто, по мнению работника, должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

16.Причины  неисполнение своих должностных  обязанностей, перечисленные в объяснительной  записке, должны анализироваться  вместе с непосредственным руководителем  подразделения ОУ. Кроме того, потребуется  изучение условий трудового договора, описывающего трудовую функцию  и трудовые обязанности работника,  положений должностной инструкции и иных документов, касающихся трудовой функции работника. 17. Если у работодателя есть сомнения в правдивости сведений, полученных от работника в результате его объяснений, то руководитель (возможно комиссионно) проводит проверку.

18. Работодатель  самостоятельно определяет форму  и содержание приказа о дисциплинарном  взыскании. При этом в таком  приказе следует отразить:

· Существо дисциплинарного проступка;

· Время совершения и время обнаружения дисциплинарного проступка;

· Вид применяемого взыскания;

· Документы, подтверждающие совершение дисциплинарного проступка;

· Документы, содержащие объяснения работника.

19.Ход дисциплинарного  расследования и принятые по  его результатам решения могут  быть преданны гласности только  с согласия заинтересованного  учреждения, за исключением случаев,  ведущих к запрещению заниматься  педагогической деятельностью, или  при необходимости защиты интересов  обучающихся, воспитанников (ст.55 ФЗ «Об образовании»). 20.Работодатель  до истечения года со дня  применения дисциплинарного взыскания  имеет право снять его с  работника: 

· По собственной инициативе;

· По просьбе самого работника;

· По ходатайству непосредственного руководителя работника (руководителя подразделения);

· По ходатайству профсоюзного комитета.

21.Профсоюзный комитет  имеет право обратиться в вышестоящую  организацию к работодателю о  привлечении к дисциплинарной  ответственности руководителя организации,  руководителя структурного подразделении,  их заместителей о нарушении  трудового законодательства и  иных актов, содержащих нормы  трудового договора (в т.ч. данного локального акта), условий коллективного договора, соглашения. При подтверждении фактов выносится дисциплинарное взыскание согласно ст. 195 ТК РФ.

Информация о работе Кодекс педагогической этики