Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:59, реферат
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между членами трудового коллектива, которые вытекают из их профессиональной деятельности, но неразрывно связанные с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки, который: 1) определяет особенности педагогической морали, специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда; 2) изучает характер нравственной деятельности учителя (воспитателя) и нравственных отношений в профессиональной среде; 3) разрабатывает основы педагогического этикета: правил общения, манер поведения и т.п.
1. Общие положения 3
2. Предмет и задачи педагогической этики 3
3. Категории педагогической этики 4
4. Социально-психологический и морально-психологический климат в педагогическом коллективе 6
5. Деловой этикет в образовательном учреждении 12
6. Нормативные правила по соблюдению трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, педагогической этики и благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе ОУ. 12
Российский государственный
педагогический университет им. А.И.Герцена
Кодекс педагогической этики
Работу выполнила:
студентка 1 курса ИПДО,факультета управления Никандрова А.Е.
Работу проверил:
Профессор Громова Лариса Алексеевна
Санкт-Петербург
2010 г.
Оглавление
1. Общие положения 3
2. Предмет
и задачи педагогической этики
3. Категории педагогической этики 4
4. Социально-психологический
и морально-психологический
5. Деловой
этикет в образовательном
6. Нормативные
правила по соблюдению
«Кодекс педагогической этики»
(Приложение к коллективному договору)
1.2. Настоящий акт принимается в соответствии с настоящим кодексом (ТК РФ), Законом «Об образовании», иными нормативными актами (Уставом ОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и др.) и соглашениями (ст. 8 ТК РФ).
1.3 Работодатель
принимает настоящий локальный
акт с учетом мнения
1.4 Действие
пунктов данного локального
2.1 Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между членами трудового коллектива, которые вытекают из их профессиональной деятельности, но неразрывно связанные с общей теорией морали.
2.2 Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки, который: 1) определяет особенности педагогической морали, специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда; 2) изучает характер нравственной деятельности учителя (воспитателя) и нравственных отношений в профессиональной среде; 3) разрабатывает основы педагогического этикета: правил общения, манер поведения и т.п.
2.3 Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач: 1) процесс формирования нравственных потребностей учителя; 2) разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда; 3) выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога; 4) изучение состояния нравственного сознания, этической эрудиции, ценностных ориентаций, нравственной воспитанности педагога; 5) определение характера коллективных взаимоотношений.
2.4 Одной из основных задач педагогической этики – поднять уровень морально – педагогической подготовки учителя (воспитателя, членов администрации, других категорий работников ОУ) и вооружать его знаниями, пользуясь которыми противоречия в учебно-воспитательном процессе, в трудовых отношениях могут быть решены более эффективно.
3.1 Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей: система представлений о добре и зле, справедливости, чести, которые выступают оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
3.2 Категории педагогической этики – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
3.3 Справедливость характеризует соответствия между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями как учителя (воспитателя), так и членов администрации; педагогическая справедливость- мерило объективности учителя, руководителя ОУ, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учѐбе, общественно полезной деятельности. Справедливость – это нравственное качество учителя (воспитателя) и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.
3.4 Профессиональный педагогический долг- одна из важных категорий педагогической этики. Это совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей, к управлению образовательным учреждением: 1) осуществлять определѐнные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные (педагог), организационно-управленческие (администрация), вспомогательные (МПО и др.) 2) правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; 3) глубоко осознавать своѐ отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом; 4) понимать необходимость творческого отношения к своему труду, особой требовательности к себе, стремления к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость умения разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни как педагогу, так и членам администрации.
3.5 Профессиональная честь- это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств, в том числе и в пределах трудового коллектива.
3.6 Педагогический авторитет учителя (воспитателя)- это его моральный статус в коллективе коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от психолого-педагогической подготовки учителя (воспитателя, администратора), от глубины его знаний, эрудиции, мастерства, отношения к работе, к коллегам, от сложившейся морально-этической и психологической обстановки в коллективе.
3.7 Педагогическая мораль- система общих и частных норм, правил, обычаев и традиций в коллективе и обществе, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы регулировать поведение педагога, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
3.8 Педагогический такт – уважительное отношение к личности, высокая требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
4.1 Благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе не только продуктивно влияет на результаты его деятельности, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные; позволяет повысить уровень психологической включенности работника в деятельность, повысить эффективность этой деятельности, уровня психологического потенциала личности и резервов коллектива.
4.2. Кадры являются основой любого педагогического коллектива, которые формируют личность учащихся в ходе образовательного и воспитательного процесса, создают культуру организации и еѐ внутренний климат.
4.3. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организацией, умением четко определять собственные ожидания ( ожидания организации и ожидания работников.
4.4 Работник ожидает от организации:
· Содержание, смысла и значимости работы - педагогического труда;
· Оригинальности и творческого характера работы;
· Увлекательности и интенсивности работы;
· Степени независимости, прав и участия в управлении образовательным учреждением;
· Степени ответственности, риска, поиска и экспериментальной работы;
· Престижной и статусной работы;
· Гарантий роста и развития, повышения квалификации и карьерного роста;
· Достойной заработной платы, компенсаций за дополнительную работу, материальное стимулирование за результативность, эффективность и напряженность труда;
· Защищенности трудовых прав согласно законодательства;
· Степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
· Безопасности и комфортности условий на работе;
· Социальной защищенности и других дополнительных социальных благ, предоставляемых учреждением;
· Дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе, благоприятного морально- психологического климата;
· Признания и морального поощрения хорошей работы;
· Уважительного отношения к личности.
5. Организация ожидает от работника, что он проявит себя как:
· Специалист в педагогической области (в определенной области, обладающий определенными способностями, необходимой квалификации и знаниями;
· член трудового коллектива, способствующий успешному функционированию, развитию и статусу образовательного учреждения;
· работник, четко выполняющих должностные обязанности, с необходимой отдачей и на качественном уровне;
· педагог, обладающий определенными личностными и моральными качествами (перечислены в разделе III);
· работник, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
· член организации, разделяющий её ценности (традиции);
· работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
· человек, преданный организации и готовый отстаивать её интересы;
· член организации, способный занять определенное место внутри коллектива и готовый взять на себя определенные обязательства и ответственность;
· сотрудник, следующий принятым в образовательном учреждении нормам поведения, распорядку и распоряжениям администрации.
6.Основная задача администрации образовательного учреждения - обладать искусством управления высокого класса, свести воедино (состыковать) ожидания работника и ожидания учреждения.
7.Морально- психологический климат- это преобладающий в группе или трудовом коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к учащимся, к труду, к окружающим событиям и к учреждению в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и коллективных традиций.
8. Социально- психологический климат- специфическое явление, которое складывается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на два слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние: 1) на самочувствие членов коллектива; 2) на выработку, принятие и осуществление совместных решений; 3) на достижение эффективности совместной деятельности.
9. В зависимости от характера социально - психологического климата его воздействия на личность будут различным- стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Он может ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
10. Признаки благоприятного социально-психологического и морально-психологического климата:
· доверие и высокая требовательность друг к другу;
· доброжелательная и деловая критика;
· достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
· свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
· удовлетворенность принадлежностью к своему образовательному учреждению;
· терпимость (толерантность) к чужому мнению;
· высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
· принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым еѐ членом;
· активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления;
· высокая продуктивность коллективной работы;
· развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе;
· сохранение традиций и установка коллектива на нововведения.
11. Факторы, оказывающие влияние на формирование определѐнного социально - психологического климата в трудовом коллективе: - совместимость его членов, понимая как благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого; совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимопреемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг к другу; - стиль поведения руководителя, менеджера, работодателя, администратора (директивный и, одновременно, демократичный); - успешный или неуспешный ход производственного процесса; - применяемая шкала поощрений или наказаний; - условия труда; - обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени. 12. Меры формирования благоприятного социально-психологического и морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива.