Кодекс педагогической этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между членами трудового коллектива, которые вытекают из их профессиональной деятельности, но неразрывно связанные с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки, который: 1) определяет особенности педагогической морали, специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда; 2) изучает характер нравственной деятельности учителя (воспитателя) и нравственных отношений в профессиональной среде; 3) разрабатывает основы педагогического этикета: правил общения, манер поведения и т.п.

Оглавление

1. Общие положения 3
2. Предмет и задачи педагогической этики 3
3. Категории педагогической этики 4
4. Социально-психологический и морально-психологический климат в педагогическом коллективе 6
5. Деловой этикет в образовательном учреждении 12
6. Нормативные правила по соблюдению трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, педагогической этики и благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе ОУ. 12

Файлы: 1 файл

Кодекс педагогической этики готов.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

 

Российский  государственный 

педагогический  университет им. А.И.Герцена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодекс  педагогической этики

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса ИПДО,факультета управления Никандрова А.Е.

Работу проверил:

Профессор Громова Лариса Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010 г.

Оглавление

1.  Общие  положения 3

2.  Предмет  и задачи педагогической этики 3

3.  Категории  педагогической этики 4

4.  Социально-психологический  и морально-психологический климат  в педагогическом коллективе 6

5. Деловой  этикет в образовательном учреждении 12

6. Нормативные  правила по соблюдению трудового  законодательства, правил внутреннего  трудового распорядка, педагогической  этики и благоприятного социально-психологического  климата в трудовом коллективе  ОУ. 12

 

 

«Кодекс педагогической этики»

(Приложение к коллективному  договору)

 1.  Общие положения

1.2. Настоящий акт принимается в соответствии с настоящим кодексом (ТК РФ), Законом «Об образовании», иными нормативными актами (Уставом ОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и др.) и соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

1.3 Работодатель  принимает настоящий локальный  акт с учетом мнения профсоюзного  комитета в порядке, установленным  законодательством (ст. 372 ТК РФ).

1.4 Действие  пунктов данного локального акта  распространяется на всех членов  трудового коллектива образовательного  учреждения (администрацию и работников).

2.  Предмет  и задачи педагогической этики

 2.1 Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между членами трудового коллектива, которые вытекают из их профессиональной деятельности, но неразрывно связанные с общей теорией морали.

2.2 Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки, который: 1) определяет особенности педагогической морали, специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда; 2) изучает характер нравственной деятельности учителя (воспитателя) и нравственных отношений в профессиональной среде; 3) разрабатывает основы педагогического этикета: правил общения, манер поведения и т.п.

2.3 Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач: 1) процесс формирования нравственных потребностей учителя; 2) разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда; 3) выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога; 4) изучение состояния нравственного сознания, этической эрудиции, ценностных ориентаций, нравственной воспитанности педагога; 5) определение характера коллективных взаимоотношений.

2.4 Одной из основных задач педагогической этики – поднять уровень морально – педагогической подготовки учителя (воспитателя, членов администрации, других категорий работников ОУ) и вооружать его знаниями, пользуясь которыми противоречия в учебно-воспитательном процессе, в трудовых отношениях могут быть решены более эффективно.

3.  Категории  педагогической этики

 3.1 Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей: система представлений о добре и зле, справедливости, чести, которые выступают оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

3.2 Категории педагогической этики – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

3.3 Справедливость характеризует соответствия между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями как учителя (воспитателя), так и членов администрации; педагогическая справедливость- мерило объективности учителя, руководителя ОУ, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учѐбе, общественно полезной деятельности. Справедливость – это нравственное качество учителя (воспитателя) и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

3.4 Профессиональный педагогический долг- одна из важных категорий педагогической этики. Это совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей, к управлению образовательным учреждением: 1) осуществлять определѐнные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные (педагог), организационно-управленческие (администрация), вспомогательные (МПО и др.) 2) правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; 3) глубоко осознавать своѐ отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом; 4) понимать необходимость творческого отношения к своему труду, особой требовательности к себе, стремления к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость умения разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни как педагогу, так и членам администрации.

3.5 Профессиональная честь- это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств, в том числе и в пределах трудового коллектива.

3.6 Педагогический авторитет учителя (воспитателя)- это его моральный статус в коллективе коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от психолого-педагогической подготовки учителя (воспитателя, администратора), от глубины его знаний, эрудиции, мастерства, отношения к работе, к коллегам, от сложившейся морально-этической и психологической обстановки в коллективе.

3.7 Педагогическая мораль- система общих и частных норм, правил, обычаев и традиций в коллективе и обществе, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы регулировать поведение педагога, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

3.8 Педагогический такт – уважительное отношение к личности, высокая требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

 4.  Социально-психологический и морально-психологический климат в педагогическом коллективе

4.1 Благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе не только продуктивно влияет на результаты его деятельности, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные; позволяет повысить уровень психологической включенности работника в деятельность, повысить эффективность этой деятельности, уровня психологического потенциала личности и резервов коллектива.

4.2. Кадры являются основой любого педагогического коллектива, которые формируют личность учащихся в ходе образовательного и воспитательного процесса, создают культуру организации и еѐ внутренний климат.

4.3. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организацией, умением четко определять собственные ожидания ( ожидания организации и ожидания работников.

4.4 Работник ожидает от организации:

· Содержание, смысла и значимости работы - педагогического труда;

· Оригинальности и творческого характера работы;

· Увлекательности и интенсивности работы;

· Степени независимости, прав и участия в управлении образовательным учреждением;

· Степени ответственности, риска, поиска и экспериментальной работы;

· Престижной и статусной работы;

· Гарантий роста и развития, повышения квалификации и карьерного роста;

· Достойной заработной платы, компенсаций за дополнительную работу, материальное стимулирование за результативность, эффективность и напряженность труда;

· Защищенности трудовых прав согласно законодательства;

· Степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;

· Безопасности и комфортности условий на работе;

· Социальной защищенности и других дополнительных социальных благ, предоставляемых учреждением;

· Дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе, благоприятного морально- психологического климата;

· Признания и морального поощрения хорошей работы;

· Уважительного отношения к личности.

 

5. Организация ожидает от работника, что он проявит себя как:

· Специалист в педагогической области (в определенной области, обладающий определенными способностями, необходимой квалификации и знаниями;

· член трудового коллектива, способствующий успешному функционированию, развитию и статусу образовательного учреждения;

· работник, четко выполняющих должностные обязанности, с необходимой отдачей и на качественном уровне;

· педагог, обладающий определенными личностными и моральными качествами (перечислены в разделе III);

· работник, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;

· член организации, разделяющий её ценности (традиции);

· работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

· человек, преданный организации и готовый отстаивать её интересы;

· член организации, способный занять определенное место внутри коллектива и готовый взять на себя определенные обязательства и ответственность;

· сотрудник, следующий принятым в образовательном учреждении нормам поведения, распорядку и распоряжениям администрации.

6.Основная задача администрации образовательного учреждения - обладать искусством управления высокого класса, свести воедино (состыковать) ожидания работника и ожидания учреждения.

7.Морально- психологический климат- это преобладающий в группе или трудовом коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к учащимся, к труду, к окружающим событиям и к учреждению в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и коллективных традиций.

8. Социально- психологический климат- специфическое явление, которое складывается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на два слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние: 1) на самочувствие членов коллектива; 2) на выработку, принятие и осуществление совместных решений; 3) на достижение эффективности совместной деятельности.

9. В зависимости  от характера социально - психологического  климата его воздействия на  личность будут различным- стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Он может ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

10. Признаки благоприятного социально-психологического и морально-психологического климата:

· доверие и высокая требовательность друг к другу;

· доброжелательная и деловая критика;

· достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

· свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

· удовлетворенность принадлежностью к своему образовательному учреждению;

· терпимость (толерантность) к чужому мнению;

· высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;

· принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым еѐ членом;

· активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления;

· высокая продуктивность коллективной работы;

· развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе;

· сохранение традиций и установка коллектива на нововведения.

 

11. Факторы, оказывающие влияние на формирование определѐнного социально - психологического климата в трудовом коллективе: - совместимость его членов, понимая как благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого; совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимопреемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг к другу; - стиль поведения руководителя, менеджера, работодателя, администратора (директивный и, одновременно, демократичный); - успешный или неуспешный ход производственного процесса; - применяемая шкала поощрений или наказаний; - условия труда; - обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени. 12. Меры формирования благоприятного социально-психологического и морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива.

Информация о работе Кодекс педагогической этики