К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой об учителе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:37, реферат

Краткое описание

В данной работе мы познакомимся с такими великими личностями, как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой и их трудами, посвященными прекрасной и необходимой профессии педагога.
Труды эти были написаны уже очень давно, когда мир был совсем другим, когда ученики вели себя иначе и по-другому относились к образованию. Однако, они актуальны и на сегодняшний день, а может быть, даже, во многом более необходимы в преподавательской деятельности, чем во времена жизни Ушинского и Толстого. Ведь в настоящее время наблюдается мощный спад заинтересованности детей и молодых людей в собственной образованности, грамотности, самосовершенствовании.
Работы Ушинского и Толстого во многом отвечают на вопросы о привлечении учеников к продуктивной образовательной деятельности, о разжигании в них желания учиться, познавать мир самостоятельно и под наблюдением опытного учителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….3
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского………..….4
К.Д. Ушинский об учителе………………………………………….....7
Л.Н. Толстой…………………………………………………………..10
Л.Н. Толстой об учителе……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………............15
Список использованных источников…………………………….….16

Файлы: 1 файл

Ушинский, Толстой об учителе.docx

— 31.89 Кб (Скачать)

     Стремление  согласовать образ мысли и  жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны. Заболев в пути, он умер на станции Астапово. Был похоронен в Ясной Поляне. 
 
 
 
 
 
 

     Л.Н. Толстой об учителе

     Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как  учитель, талантливый воспитатель. С артистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уроки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование.

     «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Для того, чтобы не говорить того, чего ученик не может понять, избегайте всяких определений, подразделений и общих правил. Все учебники состоят только из определений, подразделений и правил, а их-то именно и нельзя сообщать ученику».

     Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. Его работа «Общие замечания для учителя» представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя  Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.

     «Если учитель имеет только любовь к  делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет  лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель  соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный  учитель».

     Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель – это творец исследователь. «Всякий учитель, –  говорил Толстой, -  должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше».

     Льву  Николаевичу было очень важно, чтобы  ученик до мельчайших деталей понимал  все, что ему преподается. Разумеется, легче всего понять о чем идет речь, когда речь эта не содержит в себе непонятных и тем более иностранных слов. Толстой писал об этом следующее: « Избегайте непонятных русских слов, не соответствующих понятию или имеющих два значения, и особенно иностранных. Старайтесь заменять их словами, хотя и длиннейшими, хотя даже и не столь точными, но такими, которые в уме ученика возбуждали бы соответствующие понятия».

     Еще одним важным аспектом, с которым  необходимо считаться, Толстой выделял  духовное состояние ученика. Он выделял  несколько условий богатства  душевных сил ученика:

  1. Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится.
  2. Чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей.
  3. (Очень важное). Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т. е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.
  4. Чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, - невозможно ни для какого возраста. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления; как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение. Лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен. Тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого.
  5. Чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не слишком труден. Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.

     Развитие  педагогических идей Л. Н. Толстого в  современном мире ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией  или тем, что связано с историческими  условиями того времени. Мы осмысливаем  и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Труды Ушинского и Толстого о педагогической деятельности оказались крайне интересными  и познавательными. Безусловно, они  не сделают из человека великого педагога, а лишь могут направить на путь, который придется преодолевать долгими  годами, набираясь учительского опыта.

      На  мой взгляд, данных учений стоит  придерживаться каждому современному педагогу. Разумеется, у каждого педагога свой стиль обучения. Каждый педагог должен внести поправки и дополнения в эти труды, опираясь на собственный опыт и современные реалии. Но все же костяк правил должны составлять именно работы Ушинского и Толстого. Тогда, возможно, в России что-то изменится в образовательной отрасли к лучшему и уровень образования в стране повысится, а молодые люди смогут получить необходимые знания и навыки, а главное – у них появится желание самосовершенствоваться и развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. К.Д. Ушинский, Собрание сочинений, М., 1974.
  2. Л.Н. Толстой, Азбука гр. Л. Н. Толстого, Спб. 1872 г. Кн. I.
  3. http://www.levtolstoy.org.ru/
  4. http://hrono.ru/
  5. http://www.biografia.ru/

Информация о работе К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой об учителе