К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой об учителе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:37, реферат

Краткое описание

В данной работе мы познакомимся с такими великими личностями, как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой и их трудами, посвященными прекрасной и необходимой профессии педагога.
Труды эти были написаны уже очень давно, когда мир был совсем другим, когда ученики вели себя иначе и по-другому относились к образованию. Однако, они актуальны и на сегодняшний день, а может быть, даже, во многом более необходимы в преподавательской деятельности, чем во времена жизни Ушинского и Толстого. Ведь в настоящее время наблюдается мощный спад заинтересованности детей и молодых людей в собственной образованности, грамотности, самосовершенствовании.
Работы Ушинского и Толстого во многом отвечают на вопросы о привлечении учеников к продуктивной образовательной деятельности, о разжигании в них желания учиться, познавать мир самостоятельно и под наблюдением опытного учителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….3
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского………..….4
К.Д. Ушинский об учителе………………………………………….....7
Л.Н. Толстой…………………………………………………………..10
Л.Н. Толстой об учителе……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………............15
Список использованных источников…………………………….….16

Файлы: 1 файл

Ушинский, Толстой об учителе.docx

— 31.89 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Поволжская  государственная социально-гуманитарная академия 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     на  тему: «К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой об учителе» 
 
 

     выполнила: студентка ФХО муз. от. I курса

     Курясева Н.И.

     проверила: Сабина С. В. 
 
 
 
 

     Самара 2011

     Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..….3
  2. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского………..….4
  3. К.Д. Ушинский об учителе………………………………………….....7
  4. Л.Н. Толстой…………………………………………………………..10
  5. Л.Н. Толстой об учителе……………………………………………..12
  6. Заключение……………………………………………………............15
  7. Список использованных источников…………………………….….16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В данной работе мы познакомимся с такими великими личностями, как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой и их трудами, посвященными прекрасной и необходимой профессии педагога.

      Труды эти были написаны уже очень давно, когда мир был совсем другим, когда  ученики вели себя иначе и по-другому  относились к образованию. Однако, они  актуальны и на сегодняшний день, а может быть, даже, во многом более  необходимы в преподавательской  деятельности, чем во времена жизни  Ушинского и Толстого. Ведь в настоящее  время наблюдается мощный спад заинтересованности детей и молодых людей в  собственной образованности, грамотности, самосовершенствовании.

      Работы  Ушинского и Толстого во многом отвечают на вопросы о привлечении учеников к продуктивной образовательной  деятельности, о разжигании в них  желания учиться, познавать мир  самостоятельно и под наблюдением  опытного учителя. 
 
 
 
 
 
 
 

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

     Константин  Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

     Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет  на юридический факультет, который  блестяще закончил в 1844 году, и через  два года, в возрасте 22 лет, был  назначен исполняющим обязанности  профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового  права, государственного права) в Ярославском  юридическом лицее.

     Однако  уже через два года блестяще начатая  профессорская деятельность Ушинского  была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был  уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.

     Ушинский  вынужден был после этого служить  мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла  его. В своих дневниках он отзывался  о службе с отвращением. Некоторое  удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник»  и «Библиотека для чтения», где  он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

     В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем  инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил  постановку обучения и воспитания.

     Под влиянием начавшегося общественно-педагогического  движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько  статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.

     В 1859 году Ушинский был назначен инспектором  классов Смольного института  благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским  двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим  окружением царицы, ее фаворитами. Девушек  воспитывали в духе христианской морали и превратного представления  об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

     Ушинский, невзирая на противодействия реакционных  педагогов, смело провел реформу  института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе — В.И. Водовозов, по географии — Д.Д. Семенов, по истории — М.И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

     Ушинский  редактировал в 1860—1861 годах «Журнал  министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган  в научно-педагогический журнал.

     В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

     Воспользовавшись  обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и  уволенные Ушинским учителя усилили  травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного  института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило  его в длительную командировку за границу для изучения женского образования  за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную  ссылку.

     К.Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.

     Тяжело  больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать  как можно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». 
 

     К.Д. Ушинский об учителе

     Ушинский  высоко оценивал роль учителя. Он справедливо  считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой  организацией учебных заведений, что  «личность воспитателя значит все  в деле воспитания».

     Ушинский  указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается  в постоянном воодушевлении: она  внешне однообразна, ее результаты сказываются  не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и  то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал  учителей от этой опасности, звал их к  постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда. Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.

     Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с  чувством большой ответственности  к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством  и педагогическим тактом.

     В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных  школ. По этому проекту учительские  семинарии следует открывать  не в крупных центрах, а в небольших  городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

     Воспитанниками  учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для  того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние  со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к  простой, суровой и деятельной жизни.

     Ушинский  наметил широкий круг наук, изучаемых  будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

     По  проекту Ушинского большое место  в курсе учительской семинарии  занимали науки педагогического  цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при  каждой учительской семинарии. Кроме  того, к семинарии прикреплялся ряд  ближайших школ, в которых семинаристы  также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение  года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с  учителями — бывшими ее воспитанниками.

     Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовывались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т.п.

     По  проекту Ушинского были открыты  лучшие учительские семинарии (например, была организована соратником Ушинского Д.Д. Семеновым Закавказская учительская семинария в Гори и некоторые земские учительские школы).

     Ушинский  высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели  педагогики и учителя средней  школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Л.Н. Толстой

     Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский  писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук.

     Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

     В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека.

     Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну  1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия.

       В романе "Анна Каренина" (1873-1877) - о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" - Д. С. Мережковский).

     С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей  нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889-1899), повесть "Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884-1886, "Отец Сергий", 1890-1898, опубликованы в 1912, "Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82), "В чем моя вера?" (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием.

Информация о работе К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой об учителе