Капризы и упрямство дошкольников: их причины и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Проблема: Каковы причины и особенности проявления капризов и упрямства дошкольном возрасте.
Цель: Изучение причин возникновения и путей преодоления капризов и упрямства в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-
Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников
1.1. Понятия «капризы», «упрямство»…………………………………….
1.2. Причины возникновения капризов и упрямства…………………….
1.3. Пути преодоления капризов и упрямства дошкольников……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Славянская Анна макет.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

общеинститутская кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

 

 

Славянская Анна Романовна

 

Капризы и упрямство дошкольников: их причины и

 пути  преодоления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Направление: «Психолого-педагогическое образование»;

профиль: «Психология образования»

(3 курс, очная форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                                                  Голубушина

ст. преподаватель                                                  Клавдия Константиновна

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

Введение………………………………………………………………………3-

 

Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников

 

1.1. Понятия «капризы», «упрямство»…………………………………….

1.2. Причины возникновения капризов  и упрямства…………………….

1.3. Пути преодоления капризов и упрямства дошкольников……………

 

Заключение…………………………………………………………………..

 

Список используемой литературы………………………………………

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в научных трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность должна быть сформулирована на 0,5 страницы, включать в себя фамилии отечественных и зарубежных авторов, изучающих данную проблему.

Правильно сформулировать актуальность поможет вдумчивое изучение научной литературы по проблеме данного исследования, поэтому Актуальность сформулируешь после изучения теоретической литературы, а не наоборот

Дальше оставляешь всё в таком порядке и в том виде, как я написала

Проблема: Каковы причины и особенности проявления капризов и упрямства дошкольном возрасте.

Цель: Изучение причин возникновения и путей преодоления капризов и упрямства  в дошкольном возрасте.

Объект: капризы и упрямство в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: Причины возникновения и пути преодоления капризов и упрямства в дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что……(далее продолжишь на основании изученной литературы)

В соответствии со смысловым значением объекта, предмета, цели и гипотезы нашего исследования, нами были поставлены следующие  задачи:

  1. Уточнить ключевые понятия «капризы», «упрямство».
  2. Выявить причины возникновения капризов и упрямства.
  3. Сформулировать пути преодоления капризов и упрямства дошкольников.

Методологической основой исследования являются труды отечественных (…..) и зарубежных (…) учёных: (перечисляешь фамилии учёных, на чьи концепции ты опираешься в данной работе)

Методы исследования:

  1. Библиографический метод.

Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников

 

    1. Понятия «капризы», «упрямство»

 

Изучаемая нами проблема нашла отражение в работах отечественных (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, Л.С. Выготский, ) и зарубежных (…) исследователей.

Первыми исследователями, которые занимались изучением проблемы упрямства, являются Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Кряжева Н. Л. и многие другие.

Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.

Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с волевым развитием в этом возрасте. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет.

Упрямство детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Кризис трех лет был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении [13]. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Также кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей работе «Психология». Для того, чтобы разобраться, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.

 «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, » - писал Выготский Л. С. Он утверждал, что во время упрямства, ребенок ведёт себя как трудновоспитуемый. Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых [15]. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Выготский Л.С. считает, что этот кризис, способствует появлению новых положительных качеств у ребенка, способствует его развитию.

Кряжева Н. Л. определяет упрямство, как отрицательную реакцию ребенка на требования, действия взрослых. У самых маленьких детей это может выражаться в нежелательной настойчивости.

Кряжева Н. Л. пишет: «Следует предостеречь воспитателей от распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно требует поддержки .»

А меньшей степенью проявления упрямства Кряжева Н. Л. считает капризы. Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Внешние капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла.

В психолого-педагогической литературе существует достаточно много подходов к определению понятия «капризы» и «упрямство». Так, в словаре под редакцией Ефремовой, капризы рассматриваются как « необоснованное желание, неожиданная прихоть, причуда», а  упрямство рассматривается как «неуступчивость, несговорчивость, упорство, настойчивость».

Несколько иное определение представлено в российской педагогической энциклопедии:

Капризы - особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей, капризы сопровождаются обычно внешними проявлениями недовольства и раздражённости: плачем, двигательным перевозбуждением. Капризы могут носить характер случайных, эпизодичных проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребёнка.

Упрямство -  поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов - самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков - появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  • Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  • Своеволием
  • Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

 

    1. Причины возникновения капризов и упрямства

Островская Л. В. считает, что разобраться в причинах упрямства - значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности. Главное в работе с упрямыми детьми - это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой - всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства вырастают как из детских штанишек. Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, осложняя отношения с детьми, то полезно дать несколько советов. [18, 43]

Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье или накормить, или уложить его спать, - это еще не есть капризы. Однако, если родители не умеют предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают, предпосылки для зарождения капризов.

Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но говорить про это не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатления. Например, если перед тихим часом ребенок баловался или играл в подвижную игру, то когда начинаешь его укладывать спать, он долго не засыпает, хнычет.

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.[15,13- 15]

Захаров А.И. выявил несколько причин возникновения упрямства. У большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне, левополушарно ориентированные люди - математики, программисты и лингвисты. Есть и правополушарно ориентированные - музыканты, художники и артисты. Это бывает не всегда; исключений, как мы знаем хватает.

Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.

По мнению Захарова, у новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к 3-м годам - возрасту появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе.

Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, взрослые которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, - другими словами, перегружают еще неокрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже - игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостности восприятия.

И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить, но в меру. Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного давления, бесконечных запретов и моралей, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольство, обиды, раздражения), - все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретет свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственным ускоренным образом.

Информация о работе Капризы и упрямство дошкольников: их причины и пути преодоления