Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:40, реферат
Проблема: Каковы причины и особенности проявления капризов и упрямства дошкольном возрасте.
Цель: Изучение причин возникновения и путей преодоления капризов и упрямства в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………3-
Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников
1.1. Понятия «капризы», «упрямство»…………………………………….
1.2. Причины возникновения капризов и упрямства…………………….
1.3. Пути преодоления капризов и упрямства дошкольников……………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
общеинститутская кафедра психологии образования
Славянская Анна Романовна
Капризы и упрямство дошкольников: их причины и
пути преодоления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Направление: «Психолого-педагогическое образование»;
профиль: «Психология образования»
(3 курс, очная форма обучения)
Научный
руководитель:
ст. преподаватель
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников
1.1. Понятия «капризы», «упрямство»…………………………………….
1.2. Причины возникновения
1.3. Пути преодоления капризов и упрямства дошкольников……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в научных трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность должна быть сформулирована на 0,5 страницы, включать в себя фамилии отечественных и зарубежных авторов, изучающих данную проблему.
Правильно сформулировать актуальность поможет вдумчивое изучение научной литературы по проблеме данного исследования, поэтому Актуальность сформулируешь после изучения теоретической литературы, а не наоборот
Дальше оставляешь всё в таком порядке и в том виде, как я написала
Проблема: Каковы причины и особенности проявления капризов и упрямства дошкольном возрасте.
Цель: Изучение причин возникновения и путей преодоления капризов и упрямства в дошкольном возрасте.
Объект: капризы и упрямство в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: Причины возникновения и пути преодоления капризов и упрямства в дошкольном возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что……(далее продолжишь на основании изученной литературы)
В соответствии со смысловым значением объекта, предмета, цели и гипотезы нашего исследования, нами были поставлены следующие задачи:
Методологической основой исследования являются труды отечественных (…..) и зарубежных (…) учёных: (перечисляешь фамилии учёных, на чьи концепции ты опираешься в данной работе)
Методы исследования:
Глава 1. Анализ проблемы капризов и упрямства дошкольников
Изучаемая нами проблема нашла отражение в работах отечественных (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, Л.С. Выготский, ) и зарубежных (…) исследователей.
Первыми исследователями, которые занимались изучением проблемы упрямства, являются Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Кряжева Н. Л. и многие другие.
Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с волевым развитием в этом возрасте. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет.
Упрямство детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Кризис трех лет был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении [13]. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Также кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей работе «Психология». Для того, чтобы разобраться, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.
«Все поведение ребенка приобр
Кряжева Н. Л. определяет упрямство, как отрицательную реакцию ребенка на требования, действия взрослых. У самых маленьких детей это может выражаться в нежелательной настойчивости.
Кряжева Н. Л. пишет: «Следует предостеречь воспитателей от распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно требует поддержки .»
А меньшей степенью проявления упрямства Кряжева Н. Л. считает капризы. Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Внешние капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла.
В психолого-педагогической литературе существует достаточно много подходов к определению понятия «капризы» и «упрямство». Так, в словаре под редакцией Ефремовой, капризы рассматриваются как « необоснованное желание, неожиданная прихоть, причуда», а упрямство рассматривается как «неуступчивость, несговорчивость, упорство, настойчивость».
Несколько иное определение представлено в российской педагогической энциклопедии:
Капризы - особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей, капризы сопровождаются обычно внешними проявлениями недовольства и раздражённости: плачем, двигательным перевозбуждением. Капризы могут носить характер случайных, эпизодичных проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребёнка.
Упрямство - поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов - самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков - появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Островская Л. В. считает, что разобраться в причинах упрямства - значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности. Главное в работе с упрямыми детьми - это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой - всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства вырастают как из детских штанишек. Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, осложняя отношения с детьми, то полезно дать несколько советов. [18, 43]
Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье или накормить, или уложить его спать, - это еще не есть капризы. Однако, если родители не умеют предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают, предпосылки для зарождения капризов.
Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).
Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но говорить про это не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.
Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.
У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатления. Например, если перед тихим часом ребенок баловался или играл в подвижную игру, то когда начинаешь его укладывать спать, он долго не засыпает, хнычет.
Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.[15,13- 15]
Захаров А.И. выявил несколько причин возникновения упрямства. У большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне, левополушарно ориентированные люди - математики, программисты и лингвисты. Есть и правополушарно ориентированные - музыканты, художники и артисты. Это бывает не всегда; исключений, как мы знаем хватает.
Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.
По мнению Захарова, у новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к 3-м годам - возрасту появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе.
Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, взрослые которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, - другими словами, перегружают еще неокрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже - игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостности восприятия.
И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить, но в меру. Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного давления, бесконечных запретов и моралей, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольство, обиды, раздражения), - все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретет свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственным ускоренным образом.
Информация о работе Капризы и упрямство дошкольников: их причины и пути преодоления