Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:30, контрольная работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Введение…………………………………………………………………3
1. Диагностика обучения……………………..…………………………4
2. Понятие оценки...………………………………………….…………10
3. Функции и виды оценок..………………….…………………………13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………..….17
Отметка - это цифровое выражение
знаний учащихся, фиксирующее уровень
их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Отметка (балл) является результатом процесса
оценивания, деятельности или действия
оценивания, их условно-формальным отражением.
Отождествление оценки и отметки с психологической
точки зрения будет равносильно отождествлению
процесса решения задачи его результату.
На основе оценки может появиться отметка
как ее формально-логический результат.
Но, кроме того, отметка является педагогическим
стимулом, сочетающим в себе свойства
поощрения и наказания: хорошая отметка
является поощрением, а плохая - наказанием.
В отличие от других способов
оценивания, отметки учащихся фиксируются
в школьной документации - классных
журналах, протоколах экзаменов, ведомостях,
а также в личной документации
учащихся - дневниках, свидетельствах,
аттестатах, специально выдаваемых справках.
Исторический анализ показал, что зачастую
под отметкой в российском образовании
понималась оценка и наоборот. Шкала отметок
и жестка и формальна. Её главная задача
– установить уровень (степень) усвоения
школьником единообразной государственной
программы образовательного стандарта.
Она проста в использовании, понятна всем
субъектам образовательного процесса.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Оценка должна удовлетворять следующим требованиям:
объективность - оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет;
точность - оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого;
доступность - оценка должна быть понятной ученику.
3. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ОЦЕНОК
В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парциальных (частичных, оценивающих часть) оценок и оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще.
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. Парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального - в виде балла - характера отметки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем "свернутой" оценке - отметке.
Содержательная оценка - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении и б) определения и принятия задач для дальнейшего продвижения. Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, т.к. усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик. Оценочно-контролирующие операции осуществляются на основе эталона. Эталон – это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней и результата. Заданные и формируемые сначала извне, эталоны в дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений, становятся тем самым основой внутренней оценки. Эталон должен обладать ясностью, реальностью, точностью и полнотой.
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.
1. Обучающая:
дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
способствует прибавлению, расширению фонда знаний.
2. Воспитательная:
обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
способствует формированию
навыков систематического и добросовестного
отношения к учебным
3. Ориентирующая:
воздействует на умственную работу с целью осознания « процесса этой работы и понимания собственных знаний;
формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке.
4. Стимулирующая:
оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;
под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы.
5. Диагностическая:
фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности;
предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения;
позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы педагогически целесообразно и методически правильно осуществлять диагностику знаний и умений учащихся, необходимо не только отчетливо представлять назначение каждой из ее составляющей, но и хорошо знать и учитывать их функции. Проверка выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков, усвоенных на каждом этапе обучения, а также сравнить эффективность применяемых методов и средств рационализации учебного процесса.
Обучающая функция – подразумевает деятельность обучающихся по приобретению новых знаний и умений и их совершенствование под влиянием испытательных заданий. Совершенствование знаний при проверке происходит путем дополнений, уточнений и исправлений. Обучающая функция позволяет как преподавателям, так и учащимся судить о том, насколько знания носят систематический характер и практически применимы. Кроме того, она показывает не только уровень успехов, но и пути корректирования знаний и умений.
Воспитательная функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности, настойчивости, систематическому труду. Эта функция устойчиво реализуется при систематическом контроле и определенной направленности заданий.
Развивающая функция заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, она требует от студента организационной и психологической мобилизации: ответственности, обострение внимания, тренировки памяти, воспитание воли, характера. Реализация этой функции существенно зависит от направленности заданий и их взаимной связи. Всякое обучение является развивающим, но его темпы зависят от того насколько новые элементы заданий сочетаются с уже известными, а также их комбинациями.
Обобщающая функция – в процессе различных проверок учащиеся обобщают и переосмысливают пройденный материал, объединяют отдельные части в целостный предмет познания, устанавливают межпредметные связи.
Кроме перечисленных
функций проверки и оценки знаний
учащихся можно выделитькорректирующую и
Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективнее становится и сам учебный процесс.
Таким образом, контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших и неотъемлемых компонентов процесса обучения, от содержания, организации, направленности, форм и методов которого зависит успешность обучения обучаемых. Роль контроля в учебном процессе многозначна: во-первых, он способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний учащихся, во-вторых, развивает познавательные интересы учащихся, в-третьих, является эффективным средством для изучения преподавателем учебных возможностей учащихся. Но следует отметить, что контроль за учебной деятельностью учащихся, проверка знаний и умений не самоцель, а путь достижения определенных положительных результатов в обучении, путь организации эффективной работы учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997.
2. Богословский В. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1989.
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.
4. Психология и педагогика /Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.
5. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Сост. В. М Николаенко.,
6. Г.М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2007. -520 с.
8. Учеб.пособие для студентов вузов по спец."Педагогика"/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с.