Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:30, контрольная работа

Краткое описание

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

1. Диагностика обучения……………………..…………………………4

2. Понятие оценки...………………………………………….…………10

3. Функции и виды оценок..………………….…………………………13

Заключение……………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………..….17

Файлы: 1 файл

контрольная педагогика.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки. 
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.

В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются  в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. 
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.

Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка –  подчеркнуто формализована.

Оценка должна удовлетворять  следующим требованиям:

объективность - оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет;

точность - оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого;

доступность - оценка должна быть понятной ученику.

 

3. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ОЦЕНОК

 

В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парциальных (частичных, оценивающих часть) оценок и оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще.

Парциальные оценки выступают  в форме отдельных оценочных  обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. Парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального - в виде балла - характера отметки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем "свернутой" оценке - отметке.

Содержательная оценка - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении и б) определения и принятия задач для дальнейшего продвижения. Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, т.к. усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик. Оценочно-контролирующие операции осуществляются на основе эталона. Эталон – это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней и результата. Заданные и формируемые сначала извне, эталоны в дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений, становятся тем самым основой внутренней оценки. Эталон должен обладать ясностью, реальностью, точностью и полнотой.

В силу того, что воздействие  оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.

1. Обучающая:

дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный  материал, сформирован практический навык;

способствует прибавлению, расширению фонда знаний.

2. Воспитательная:

обеспечивает взаимопонимание  и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;

способствует формированию навыков систематического и добросовестного  отношения к учебным обязанностям.

3. Ориентирующая:

воздействует на умственную работу с целью осознания «  процесса этой работы и понимания собственных знаний;

формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего  происходящего с ним на уроке.

4. Стимулирующая:

оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом; 

под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются  темпы умственной работы.

5. Диагностическая:

фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности;

предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения;

позволяет выявить причины  отклонения от заданных целей и задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того чтобы педагогически целесообразно и методически правильно осуществлять диагностику знаний и умений учащихся, необходимо не только отчетливо представлять назначение каждой из ее составляющей, но и хорошо знать и учитывать их функции. Проверка выполняет следующие функции:

Контролирующая  функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков, усвоенных на каждом этапе обучения, а также сравнить эффективность применяемых методов и средств рационализации учебного процесса.

Обучающая функция  – подразумевает деятельность обучающихся по приобретению новых знаний и умений и их совершенствование под влиянием испытательных заданий. Совершенствование знаний при проверке происходит путем дополнений, уточнений и исправлений. Обучающая функция позволяет как преподавателям, так и учащимся судить о том, насколько знания носят систематический характер и практически применимы. Кроме того, она показывает не только уровень успехов, но и пути корректирования знаний и умений.

Воспитательная  функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности, настойчивости, систематическому труду. Эта функция устойчиво реализуется при систематическом контроле и определенной направленности заданий.

Развивающая функция заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, она требует от студента организационной и психологической мобилизации: ответственности, обострение внимания, тренировки памяти, воспитание воли, характера. Реализация этой функции существенно зависит от направленности заданий и их взаимной связи. Всякое обучение является развивающим, но его темпы зависят от того насколько новые элементы заданий сочетаются с уже известными, а также их комбинациями.

Обобщающая  функция – в процессе различных проверок учащиеся обобщают и переосмысливают пройденный материал, объединяют отдельные части в целостный предмет познания, устанавливают межпредметные связи.

Кроме перечисленных  функций проверки и оценки знаний учащихся можно выделитькорректирующую и информационную функции.

Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективнее становится и сам учебный процесс.

Таким образом, контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших и неотъемлемых компонентов процесса обучения, от содержания, организации, направленности, форм и методов которого зависит успешность обучения обучаемых. Роль контроля в учебном процессе многозначна: во-первых, он способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний учащихся, во-вторых, развивает познавательные интересы учащихся, в-третьих, является эффективным средством для изучения преподавателем учебных возможностей учащихся. Но следует отметить, что контроль за учебной деятельностью учащихся, проверка знаний и умений не самоцель, а путь достижения определенных положительных результатов в обучении, путь организации эффективной работы учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997.

2. Богословский В. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1989.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Психология и педагогика /Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

5. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Сост. В. М Николаенко.,

6. Г.М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2007. -520 с.

8. Учеб.пособие для студентов вузов по спец."Педагогика"/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с.


Информация о работе Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений