Как управлять вниманием?

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:01, реферат

Краткое описание

Одним из самых сложных условий, влияющих на эффективность в учебно – воспитательной работе является - внимание. Сложным потому что несформированное сознание ребенка не осознает всей важности и полезности материала, излагаемого педагогом, поэтому учитель должен организовать свою деятельность так, чтобы сконцентрировать и заинтересовать на своей работе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………
3
§ 1 ВНИМАНИЕ ………………………..……………………..
4
§ 2 СВОИСТВА ВНИМАНИЯ…………………..……………..
4
§ 3 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ ………..……………..
7
§ 4 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ………………..……………..
9
§ 5 УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ…………………….………
10
Список использованной литературы ………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

     Развитие устойчивости  детского внимания определяя  максимальную длительность детских  игр в различные возрасты дает  таблица 1(см.приложение)

    

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет, и относительно высокий уровень к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие к готовности обучения.

     Рост концентрации внимания определяется по количеству отвлечений, что дает таблица 2.

     Отвлеченность 2 – 4 летнего ребенка в 2 – 3 раза больше 4 – 6 летнего. Вторая половина дошкольного возраста – годы, начало школьного обучения, дает значительный рост и концентрации внимания.

     Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

     

                                 § 5 УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

   

    Управление вниманием - это один из основных принципов контроля мотивации индивидов. Фактически, контролируя внимание индивида, можно направлять и моделировать все его действия и потребности в повседневности и таким образом полностью контролировать всю его жизнь.

     Умение управлять вниманием необходимо развивать и тренировать. В управление внимания для учащихся входит умение распределять внимание, концентрировать и поддержание внимания. Для педагогов чтобы управлять вниманием нужно уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного.

      Проблемы управления вниманием с которыми сталкиваются студенты в возрасте 18 – 22 лет, имеют объективные причины. Так исследования психологов показывают что в студенческом возрасте память и мышление несколько опережают развитие внимания, а недостаточность высокой усидчивости внимания начинает восполнятся лишь с 22 лет. Поэтому важно знать и учитывать особенности и свойства внимания в процессе учебной деятельности, а так же владеть приемами поддержания и развития внимания на лекциях, и разбираться в причинах невнимательности.

     Для управления  собственным вниманием необходимо  знать условия, которые способствуют  возникновению внимания, позволяют  его поддерживать и усиливать, а так же условия при которых  внимания ослабляется.

     Что способствует  возникновению внимания. Внимание  возникает при нескольких условиях:

● относительная интенсивность раздражителей;

● новизна и неожиданность их появления;

● контраст между раздражителями;

● наличие положительных или отрицательных эмоций.

    Для длительного  поддержания внимания необходимы  следующие условия:

- посильность выполняемой  деятельности;

- разнообразие сообщаемого  материала;

- последовательность раскрытия  и изложения учебного материала;

- наличие соответствующих  знаний, умений, навыков;

- значимость и важность самой деятельности и ее результатов, ее

   эмоциональная насыщенность;

- деятельность должна  совпадать с направлением интересов  человека либо 

   становиться для него интересной в ходе самого процесса;

- стремление к успешному  выполнению задания.

     В процессе  любых видов учебной работы  внимание усиливается, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • сознательно поставлена значима цель деятельности и составлен соответствующий план по ее реализации;
  • происходит соотнесение промежуточных задач, которые ставятся при выполнении задания, с этой главной целью;
  • углубляется понимание изучаемого материала;
  • возрастает уверенность в своих силах;
  • происходит активизация мыслительной деятельности, сопровождаемая соответствующей практической деятельностью, например при чтении текста полезно делать записи;
  • появляются разнообразные впечатления, новые идеи и способы решения, оригинальные предложения;
  • в процессе выполнения задания постоянно идет проверка его хода и результатов, желательно, чтобы этот контроль выполнялся по заранее составленному плану.

     К ослаблению  внимания приводят следующие  факторы:

- задание является очень  сложным или непосильным для  студента;

- выполняемая работа является  слишком легкой и простой;

- процесс учебной работы  сводится к однообразным и утомительным

  операциям;

- учебная работа идет  в чрезмерно быстром или медленном  темпе;

- у студента появляются  сомнения в том, что он может  справиться с данным

   заданием, теряется  уверенность в своих силах;

- исчезает интерес к  выполняемому заданию;

- колебания внимания;

- утомленному человеку  труднее управлять своим вниманием;

- внешние посторонние  раздражители;

- эмоциональное возбуждение мешает сосредоточиться.

      Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

     Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.

     Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке. 3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании.

     Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Вудт В. (Хрестоматия по вниманию)
  2. Выготский Л.С. (Овладение вниманием).
  3. Гоноболин Ф.Н. М. 1972г. (Понятие внимания 5-11., Виды внимания  16-27 ., Свойства внимания 27-43., Развитие внимания 78-108.)
  4. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Межкова Т.А. Внимание школьника 1987 г. (Виды внимания 30-37, 69-80).
  5. Левина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М-1980г.(Проблема управления внимания 7-19)
  6. Рубинштеин Психология М 1990г. (Развитие внимания 12-13)
  7. http://nashaucheba.ru/v19471/реферат_по_психологии_-_внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Возраст

    Наибольшая длительность игр

0,6 – 1,0

1,0 – 2,0

2,0 – 3,0

3,0 – 4,0

4,0 – 5,0

5,0 – 6,0

14,5

21,1

27,0

50,0

83,3

96,0

   

 

 

 

Приложение 2

 

Возраст

Число отвлечений

2,0 – 3,0

3,0 – 4,0

4,0 – 5,0

5,0 – 6,0

3,7

2,06

1,6

1,1


 

 

 

1 Флюктуировать – тоже что флуктуировать – допускать случайные отклонения

 

 

 

2 Монтессори: О внимании у маленьких детей. 1992

 

 


Информация о работе Как управлять вниманием?