Развитие устойчивости
детского внимания определяя
максимальную длительность детских
игр в различные возрасты дает
таблица 1(см.приложение)
В этой таблице особенно показателен
быстрый рост устойчивости внимания после
3-х лет, и относительно высокий уровень
к 6 годам на грани школьного возраста.
Это существенное условие к готовности
обучения.
Рост концентрации
внимания определяется по количеству
отвлечений, что дает таблица 2.
Отвлеченность
2 – 4 летнего ребенка в 2 – 3 раза больше
4 – 6 летнего. Вторая половина дошкольного
возраста – годы, начало школьного обучения,
дает значительный рост и концентрации
внимания.
Развитие внимания
у детей совершается в процессе обучения
и воспитания. Решающее значение для его
развития имеет формирование интересов
и приучение к систематическому, дисциплинированному
труду.
§ 5 УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
Управление вниманием
- это один из основных принципов контроля
мотивации индивидов. Фактически, контролируя
внимание индивида, можно направлять и
моделировать все его действия и потребности
в повседневности и таким образом полностью
контролировать всю его жизнь.
Умение управлять
вниманием необходимо развивать и тренировать.
В управление внимания для учащихся входит
умение распределять внимание, концентрировать
и поддержание внимания. Для педагогов
чтобы управлять вниманием нужно уметь
использовать непроизвольное внимание
и содействовать развитию произвольного.
Проблемы управления
вниманием с которыми сталкиваются студенты
в возрасте 18 – 22 лет, имеют объективные
причины. Так исследования психологов
показывают что в студенческом возрасте
память и мышление несколько опережают
развитие внимания, а недостаточность
высокой усидчивости внимания начинает
восполнятся лишь с 22 лет. Поэтому важно
знать и учитывать особенности и свойства
внимания в процессе учебной деятельности,
а так же владеть приемами поддержания
и развития внимания на лекциях, и разбираться
в причинах невнимательности.
Для управления
собственным вниманием необходимо
знать условия, которые способствуют
возникновению внимания, позволяют
его поддерживать и усиливать,
а так же условия при которых
внимания ослабляется.
Что способствует
возникновению внимания. Внимание
возникает при нескольких условиях:
● относительная интенсивность
раздражителей;
● новизна и неожиданность
их появления;
● контраст между раздражителями;
● наличие положительных или
отрицательных эмоций.
Для длительного
поддержания внимания необходимы
следующие условия:
- посильность выполняемой
деятельности;
- разнообразие сообщаемого
материала;
- последовательность раскрытия
и изложения учебного материала;
- наличие соответствующих
знаний, умений, навыков;
- значимость и важность самой
деятельности и ее результатов, ее
эмоциональная насыщенность;
- деятельность должна
совпадать с направлением интересов
человека либо
становиться для него
интересной в ходе самого процесса;
- стремление к успешному
выполнению задания.
В процессе
любых видов учебной работы
внимание усиливается, если выполняется
хотя бы одно из следующих условий:
- сознательно поставлена значима цель деятельности и составлен соответствующий план по ее реализации;
- происходит соотнесение промежуточных задач, которые ставятся при выполнении задания, с этой главной целью;
- углубляется понимание изучаемого
материала;
- возрастает уверенность в своих
силах;
- происходит активизация мыслительной
деятельности, сопровождаемая соответствующей
практической деятельностью, например при чтении текста полезно делать записи;
- появляются разнообразные впечатления, новые идеи и способы решения, оригинальные предложения;
- в процессе выполнения задания
постоянно идет проверка его хода и результатов,
желательно, чтобы этот контроль выполнялся
по заранее составленному плану.
К ослаблению
внимания приводят следующие
факторы:
- задание является очень
сложным или непосильным для
студента;
- выполняемая работа является
слишком легкой и простой;
- процесс учебной работы
сводится к однообразным и утомительным
операциям;
- учебная работа идет
в чрезмерно быстром или медленном
темпе;
- у студента появляются
сомнения в том, что он может
справиться с данным
заданием, теряется
уверенность в своих силах;
- исчезает интерес к
выполняемому заданию;
- колебания внимания;
- утомленному человеку
труднее управлять своим вниманием;
- внешние посторонние
раздражители;
- эмоциональное возбуждение
мешает сосредоточиться.
Внимание играет
большую роль в нашем развитии и практической
деятельности. Поэтому укрепление нашей
власти над вниманием, управление им, осуществляемое
через воспитание произвольного внимания,
никогда не теряет своей актуальности.
Здесь нам хотелось
бы сказать несколько слов о взаимосвязи
и взаимообусловленности овладения управлением
внимания других людей с управлением собственным
вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое
время выдвинул и обосновал положение,
что управление собой более сложно, чем
управление другими людьми. Поэтому переход
от управления другим к управлению самим
собой, от подчинения к самоуправлению,
представляет собой более высокую ступень
личностного развития.
Внимание относится к числу
параметров психической деятельности,
которые труднее всего поддаются тренировке.
3 месяца — это минимальный срок, в течение
которого, выполняя упражнения по тренировке
внимания, можно заметить некоторые сдвиги
в своем внимании.
Вместе с тем вы
должны помнить, что, совершенствуя свое
внимание, обучаясь управлять им, вы решаете
комплексную задачу повышения производительности
многих форм умственной и физической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Вудт В. (Хрестоматия по вниманию)
- Выготский Л.С. (Овладение вниманием).
- Гоноболин Ф.Н. М. 1972г. (Понятие внимания 5-11., Виды внимания 16-27 ., Свойства внимания 27-43., Развитие внимания 78-108.)
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Межкова Т.А. Внимание школьника 1987 г. (Виды
внимания 30-37, 69-80).
- Левина С.С. Можно ли управлять вниманием
школьника? М-1980г.(Проблема управления внимания
7-19)
- Рубинштеин Психология М 1990г. (Развитие
внимания 12-13)
- http://nashaucheba.ru/v19471/реферат_по_психологии_-_внимание
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Возраст |
Наибольшая длительность игр |
0,6 – 1,0
1,0 –
2,0
2,0 –
3,0
3,0 –
4,0
4,0 –
5,0
5,0 –
6,0 |
14,5
21,1
27,0
50,0
83,3
96,0 |
|
|
Приложение 2
Возраст |
Число отвлечений |
2,0 – 3,0
3,0 –
4,0
4,0 –
5,0
5,0 –
6,0 |
3,7
2,06
1,6
1,1 |
1
Флюктуировать – тоже что флуктуировать
– допускать случайные отклонения
2
Монтессори: О внимании у маленьких детей.
1992