Как управлять вниманием?

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:01, реферат

Краткое описание

Одним из самых сложных условий, влияющих на эффективность в учебно – воспитательной работе является - внимание. Сложным потому что несформированное сознание ребенка не осознает всей важности и полезности материала, излагаемого педагогом, поэтому учитель должен организовать свою деятельность так, чтобы сконцентрировать и заинтересовать на своей работе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………
3
§ 1 ВНИМАНИЕ ………………………..……………………..
4
§ 2 СВОИСТВА ВНИМАНИЯ…………………..……………..
4
§ 3 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ ………..……………..
7
§ 4 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ………………..……………..
9
§ 5 УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ…………………….………
10
Список использованной литературы ………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный психологисеский университет»

Институт социального образования

Кафедра психологии и социальной подготовки

 

 

 

 

 

 

Как управлять вниманием?

Реферат

 

 

 

                                           Исполнитель:

                                           Сазонова Мария

                                           студент БУ-341zмф группы

                                           заочного отделения

                                           01.03.2014. ___________________

   дата                  подпись

 

                                           Научный руководитель:

                                          Жижин Е.В., ст. преподаватель

                                           кафедры истории и психогии

                                           оценка: ________________________

 

                                            ___________    ___________

                                              дата                        подпись


 

 

                                               Екатеринбург 2014г.

 

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………

3

§  1 ВНИМАНИЕ        ………………………..……………………..

4

§  2 СВОИСТВА ВНИМАНИЯ…………………..……………..         

4

§  3 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ ………..……………..     

7

§  4 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ………………..……………..

9

§ 5 УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ…………………….………

10

Список использованной литературы ……………………………

14

Приложения ……………………………………………………..……

15


 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых сложных условий, влияющих на эффективность в учебно – воспитательной  работе является - внимание. Сложным потому что несформированное сознание ребенка не осознает всей важности и полезности материала, излагаемого педагогом, поэтому учитель должен организовать свою деятельность так, чтобы сконцентрировать и заинтересовать на своей работе. Такую работу можно осуществить с помощью управления  вниманием учащихся. Во многих источниках можно найти массу указаний и советов по этому поводу, давайте разберемся с некоторыми из них в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                § 1 ВНИМАНИЕ

     Что такое внимание? Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенных объектах (предмете, событии, образе, рассуждении, отношении, действии и т.д.).

     За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании. Внимание характеризует также сознание, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах, успешность  выполнения (например, скорость и точность решения задачи). На человека воздействуют  одновременно огромное число раздражителей, но до сознания доходят лишь те, которые являются для него наиболее важными и существенными. Все остальное становиться фоном, на котором разворачивается психическая деятельность человека. Так же вниманием называют процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорируя другой.

     Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание же не имеет своего особого содержания; оно проявляется внутри восприятия и мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

 

                                  §2 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

     Внимание человека обладает шестью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, избирательностью, распределением и объёмом.

     Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться различными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбудимость, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью  для личности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Например люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него и напротив наличие интереса сохраняется внимание в повышенном состоянии в течении длительного периода времени. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становиться недостаточно устойчивым, В жизни характеристика общей устойчивости чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

     Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеяность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким – либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове. Сосредоточенность внимания еще называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.    

     Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит свое внимание на что – то такое, что его случайно заинтересовало, например раздавшийся громкий хлопок. А во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она не редко способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

     Избирательность связана с возможностью успешной настройки(при наличии помех)на восприятие информации относящейся к сознательной цели. Можно к этому прибавить, что избирательность внимания выражает не только как бы объем сознания, но и его уровень – в смысле степени интенсивности, яркости.

     Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Заметим, что когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда  означает, что они в буквальном смысле выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Но что бы успешно выполнять одновременно две работы нужно хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек мог время от времени ее сознательно контролировать.

     Объем внимания – это такая характеристика , которая определяет количество информации ,одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания. Средний объем внимания у людей колеблется 2-3 объекта у ребенка, 5-7 объектов у взрослого. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и способности взаимосвязи с ними.

     Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно различать разные типы внимания а именно:

   - Широкое и узкое внимание - в зависимости от объема.

    - Хорошо и плохо распределяемое

    - Быстро и медленно переключаемое.

    - Концентрированное  и флюктуирующее1.

    - Устойчивое и  неустойчивое.

 

                          §3 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

     Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации  в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется  точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности т.е. качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

     Рассмотрим основные виды  внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

     Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

     Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связанно с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

     Непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта который интересен потребностям человека.

     Опосредствованное внимание регулируется  с помощью специальных средств например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

     Непроизвольное внимание не  связано с участием воли,  не требует усилий для того что бы удерживать и сосредоточивать на чем – то внимание.

     Произвольное внимание на против обязательно включает в себя волевую регуляцию, требует усилий для удержания. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один интерес и направляет свое внимание на другой.

     Чувственное внимание по преимуществу связанно с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находиться какое – либо чувственное впечатление.

     Интеллектуальное внимание – связано с сосредоточенностью и направлению мысли, объектом интереса является мысль.

 

                              §4 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

     В развитии  внимания у ребенка можно отметить прежде всего неустойчивый характер. Отметим факт, что ребенок увидев новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчеркивается некоторыми педагогами2: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка или скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом – 20, 40 раз и больше. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но тем не менее, конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.

     В развитии  внимания у ребенка существенным  является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Информация о работе Как управлять вниманием?