Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:31, статья
Начало нового тысячелетия ознаменовалось в Европе новой волной реформ профессионально-педагогической подготовки учителя во всех странах.
Достижение цели педагогического образования в странах-членах Европейского союза будет соответствовать требованиям о подготовки инициативного специалиста, профессионально-педагогически подготовленного для ориентации в информационном обществе, способного выполнить его заказ, а не «гармонизацию» педагогического образования в принудительном порядке.
- Особо можно подчеркнуть высокое качество подготовки будущих учителей, которое проявляется через формальные квалификации, доклады по национальным и международным педагогическим исследованиям (прежде всего в области предметных дидактик и общей дидактики).
- Целеполагания и методы педагогического образования, постоянно находящиеся в зоне интересов общин и их школ, потребности обучения и развития учащихся и национальные типовые цели системы образования находятся в постоянном развивающемся диалоге.
- Внесение хорошо разработанной эволюционной и развивающей культуры в направления педагогической подготовки, школ и в область стратегического управления системы образования не может быть недооцениваться как «успешный момент». Систематичная внутренняя эволюция университетов, готовящих учителей, узнаёт через собственные и международные средства информации обо всех изменениях, постоянно дополняясь и перспективно расширяясь. Открытие и открытость вместо национальной или региональной замкнутости как двигатель перманентного развития и реформ.
- «Только лучшие хотят быть в Финляндии учителями начальной школы»,- такое объяснение успехам своих учащихся дал финский представитель в Европейском Союзе Е. Ликанен. Высокая привлекательность как раз профессии учителя начальной школы и определённый уровень подготовки обеспечивают высокие успехи и кокурентноспособную систему педагогического образования.
С середины 80-х годов педагогическое образование (по собственному определению - учительский тренинг) в Англии становится равным образом предметом как устоявшимся, так и переживающим бурный перелом. Этот перелом относится в первую очередь к двум моментам:
- Механизмы управления в смысле изменяющегося стандарта реализуемой (выравнивающей) модели подготовки учителя;
- Формы точного контроля результатов подготовки учителя.(K. Jacques, 2002)
Основой английской модели подготовки учителя являются сорок два изменяющихся стандарта, которые определяют, что и как должен усвоить студент, чтобы стать квалифицированным учителем. При этом стандарты тесно связаны с национальным содержанием обучения школьной системы образования и подразделяются на три взаимосвязанные области:
- профессиональные ценности и навыки,
- предметные знания (знания и понимания) и
- преподавание (умение планировать, мониторинг и «assessment», обучение и классное руководство).
Требования для проходящих подготовку учителя касаются четырёх моментов:
- Вступительные предпосылки по подготовке описываются и претенденты, желающие участвовать в обучении, принимая решение о поступлении, берут на себя ответственность за успех тренинга.
- При требовании точного исполнения 42 «стандартов», сами типичные государственные задания для содержательного оформления подготовки очень подвижны, т. е. претенденты решают сами, с какими предложениями и условиями обучения они обеспечат собственное достижение реализации стандартов. Среди прочего требуется партнерство со школами или же размер периода практики должен быть значителен.
- Такая партнерская «аgreements» должна соответствовать действительности.
- “Explizit” закрепляется также, чтобы претенденты находились как под внутренним, так и под внешним контролем качества.
Управлением подготовкой учителя в содержательном отношении через избранную модель стандартов в высокой мере ограничивается поле деятельности претендентов, но зато они получают в организационно – структурном плане большое право выбора. Претенденты могут, по сути, выбирать между 4 организационными моделями:
1. Модель, предлагающая различные стандарты во временной параллели.
2. Последовательные организационные модели предусматривают пока «предметное образование», которым следует основная школьнопрактическая подготовка.
3. «Гибкая поствузовская подготовка» и
4. «Employment based» представляет дальнейшие опции к организации.
Через Агентство подготовки учителей (ТТА) (так сказать не государственную организацию) может рассматриваться подготовка учителей в Англии и в Уэльсе как частное предприятие. Достойно внимания то, что подбор средств подготовки учителей для различных претендентов со стороны ТТА зависит от её успешности и компетентности, а значит от контроля.
Пятый элемент можно обозначить словами - культура контроля. Центры подготовки и их успехи контролируются через уже упоминаемые изменяющиеся критерии 42 стандартов, а претенденты на педагогическую подготовку - согласно установкам Отдела стандартов в образовании, центрального Агентства по надзору требований стандартов для подготовки учителей.
Основная подготовка учителя и профессиональное постоянное развитие связаны кроме прочего через так называемую систему карьерного роста профессии, через которую особенно подкрепляются выпускники профессионально, получая требования к обучению, на которых и строится потом переподготовка и непрерывное образование. Продолжение обучения носит в основном тренировочный характер.
Представленная модель, где педагогическое образование направляется изменяющимися стандартами, определяет с помощью 42 стандартов отношение учителей к так называемому «ядерному содержанию образования» через учащихся и учреждения обучения учителей, доказываемые требования, включая контроль качества для достижения стандартов. «Профессиональная практика», традиционные «дисциплины» педагогического образования, следовательно, больше не авторитетны и поэтому также больше не являются предметом содержания образования педагогической подготовки.
- В английской модели изменяющихся стандартов выполняемая подготовка учителя определяется государственными стандартами, которые формулируются напрямую из школьного содержания обучения, производного от «национального содержания образования».
- Учреждения подготовки учителей обязаны предоставить такие образовательные предложения, чтобы за предусмотренное время тренинг учителя действительно мог достичь этих стандартов.
- Реализация по достижению стандартов и квалификации может быть осуществлена через предлагаемые четыре структурные модели.
- Достижение цели контролируется внешними агентствами.
- Финансирование подготовки учителей осуществляется независимо от достижения цели.
Последний раз 42 стандарта по подготовке учителей в Англии были опубликованы в 2002 году секретариатом государственных стандартов.
Список литературы.
1. Bellenberg, G., Thierack. A. Die LehrerInnenausbildung in Deutschland. Bestandsaufnahme und Reformbestrebungen. Essen. - 2001.
2. Buchberger, F., Buchberger, I. Lehrerbildung in Finnland – Forschungsgestuetzte Problemloesekapazitaet eines Lehrerbildungssystems als Bedingung fuer hoechste Bildungsleistungen? In: Die Deutsche Schule. – Mai, 2003.
3. Europaesche Kommission. Lehren und Lehrnen: Auf dem Weg zur kognitiven Gesellschaft. – Luxemburg, 1995.
4. Haensel, D., Huber, L. (Hrsg.) Lehrerbildung neu denken und gestalten. – Weinheim: Beltz., 1995.
5. Hascher, T., Altrichter, H. Standards in der Lehrerinnen-und Lehrerbildung. // In: journal fuer lehrerInnenbildung., 1/2002, s. 4-7.
6. Keuffer, J., Oelkers, J. Reform der Lehrerbildung in Hamburg. – Weinheim: Beltz, 2001.
7. OECD. Lernen fuer das Leben. Erste Ergebnisse von PISA 2000. – Paris, 2001.
8. Oelkers, J. Probleme der Lehrerbildung. Welche Innovationen sind moeglich? // In: Cloer, E. (Hrsg.) Welche Lehrer braucht das Land? - Muenchen: Juventa, 2000, s. 126-141.
9. Rat der Europaeschen Union. Detailliertes Arbeitsprogramm zur Umsetzung der Ziele der Systeme der allgemeinen und beruflichen Bildung in Europa. – 11762/02 EDUC 102 – KOM (2001) 501 endg.
10. Terhart, E. (Hg.) Perspektiven der Lehrerbildung in Deutschland. – Weinheim: Beltz., 2000.
11. Terhart, E. Standards fuer die Lehrerbildung. – Expertise fuer die KMK., Bonn, 2002.
Информация о работе К реформе педагогического образования в Европе