Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 22:07, курсовая работа
Предметом исследования является обучение детей дошкольников сравнению формы предметов с геометрическими фигурами.
Задачи исследования :
- психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами ;
- методика формирования сравнения формы предметов ;
- условия протекания эксперимента. Характеристики методов.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты обучения детей среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами 6
1.1Психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами 6
1.2 Психологические особенности восприятия геометрических фигур 8
1.3 Методика формирования сравнения формы предметов 11
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристики методов 14
2.2 Обучение детей сравнению формы предметов посредством использования специальных приемов 17
2.3 Рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и ДОУ в обучении детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами
Заключение 23
Литература 29
Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.
Таким образом удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко - выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка — круглые; платок, лист бумаги, коробка — квадратные и т. п.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и т. п. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4—5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и т. д.). Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие на квадрат и куб и т. п. Позднее им предлагают найти предметы указанной формы в групповой комнате. При этом дается лишь название формы предметов: «Посмотрите, есть ли на полке предметы, похожие на круг» и т. п. Хорошо провести игры «Путешествие по групповой комнате», «Найдите, что спрятано».
При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Можно проверить знания детьми особенностей геометрических фигур, задать с этой целью такие вопросы: «Почему вы думаете, что тарелка круглая, а платок квадратный?», «Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр?» (игра «Магазин») и т. п. Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции — классификации предметов.
На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.
Упражнения на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы разных предметов можно проводить вне занятий как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры «Домино», «Геометрическое лото» и др.
Следующая задача — научить детей составлять плоские геомет--рические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников — прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Эти
задания целесообразно
Можно и дальше усложнять задание, разделив по-разному на две и четыре части квадрат и прямоугольник, например квадрат — на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника и четыре треугольника (по диагонали), а прямоугольник — на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника, а из них два маленьких прямоугольника — на четыре треугольника. Количество частей увеличивается, и это усложняет задание.
Очень
важно упражнять детей в
Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:
1) сложить два квадрата из семи палочек;
2) сложить три треугольника из семи палочек;
3)
сложить прямоугольник из
4) из пяти палочек сложить два разных треугольника;
5) из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
6) из десяти палочек составить три равных квадрата;
7)
можно ли из одной палочки
на столе построить
8) можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти
упражнения способствуют развитию сообразительности,
памяти, мышления детей. Наиболее сложные
задания могут быть использованы
в работе с детьми подготовительной
группы.
Список литературы
1.
Актуальные проблемы методики
обучения математике в
2.
Аргинская И.И.Математика, математические
игры.- Самара: Федоров, 2005
3.
Альтхауз Д. , Дум Э. “Цвет, форма, количество”.
– М.: Просвещение. 1984
4.
Бондаренко А.К.Дидактические
5.
Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н.,
Новикова В. П. Математика для
дошкольников. М. Просвещение ,1992.
6.
3вонкин А. “Малыш и математика, непохожая
на математику”. Знание и сила, 1985.
7.
Метлина Л.С., “Математика в детском
саду”, пособие для
8.
Пилюгина Э.Г., “Занятия по сенсорному
воспитанию с детьми раннего
возраста”, пособие для воспитателя
детского сада, М., 1983.
9. Программа «Пралеска».