Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 01:13, реферат
Краткое описание
В данной работе рассмотрена история развития женского образования в России. С изменением государственной идеологии кардинально менялось и положение женщины в обществе. Постепенно в обществе вызревала идея необходимости регулярного женского образования – в отличие от существовавшего до этого домашнего.
Средние женские учебные заведения
— область образования, также практически
заново созданная в 60—90-х гг. XIX в.,— являлись
ключевым звеном системы женского образования
в пореформенной России. Именно они создали
необходимые предпосылки для организации
высших женских учебных заведений. Они
же явились важнейшим фактором развития
начальной народной школы, подготовив
для этой школы значительную часть учительских
кадров.
Уже в 1880 г. среди учителей сельских
начальных народных училищ Европейской
России женщины составляли 20%—4878 человек.
Из них выпускниц средних женских учебных
заведений было 3059 человек. Возраст трех
четвертей всех учительниц не превышал
25 лет, т. е. средняя женская школа была
их самым недавним прошлым.
История средней женской школы
в пореформенной России — это история
противоборства правительства и общественных
сил, которое на разных этапах освободительного
движения имело разную степень накала
и, соответственно, различный исход. Женская
средняя школа стала первым объектом школьных
реформ 60-х гг., и ей же принадлежит первенство
в ряду школьных контрреформ следующего
десятилетия. Реакция 80-х гг. также не обошла
женские учебные заведения. Вслед за утверждением
нового университетского устава (1884) —
центральной акции школьных контрреформ
80-х гг, — были предприняты попытки пресечь
дальнейший рост средних женских учебных
заведений и вернуть им сословный характер.
Тогда же былизакрыты все созданные в
России высшие женские курсы.
До середины XIX столетия среднее
женское образование в России было представлено
незначительным числом институтов благородных
девиц — закрытых женских учебных заведений,
имевших сугубо сословный характер.
Цель женского воспитания,—указывалось
в «Положении» об институтах благородных
девиц,— состоит в образовании добрых
жен и полезных матерей семейств. Этой
«цели» соответствовал и уровень (крайне
низкий) и характер образования в институтах,
которое К. Д. Ушинский саркастически подразделял
на два типа «немецко-хозяйственный» и
«французско-галантерейный»[8;14].
Институты благородных девиц
подчинялись так называемому Мариинскому
ведомству — IV управлению собственной
его императорского величества канцелярии,
ведавшему женскими и сиротскими учебно-воспитательными
заведениями. В министерственародного
просвещения женские средние школы фактическиотсутствовали.
На это обстоятельство вынужден был в
1856 году обратить внимание министр народного
просвещения А. С. Норов, признавший, что
потребности страны побуждают принять
неотложные меры к расширению среднего
женского образования, в частности к созданию
«открытых школ для девиц в губернских
и уездных городах и даже больших селениях».
Женские училища были объявлены
всесословными только в новом проекте
«Положения», опубликованном в «Журнале
Министерства народного просвещения»
в 1865 году.
Среднее женское образование
к концу XIX века было представлено не только
заведениями министерства народного просвещения.
Большая часть средних женских школ находилась
в столичных и губернских городах: 74% гимназий,
93% институтов благородных девиц и 84% епархиальных
училищ. Остальные были в уездных и так
называемых заштатных городах.
Вот характеристика некоторых
высших женских учебных заведений.
3.1. Смольный институт
В 1764 году в Петербурге было
основано Воспитательное общество благородных
девиц по инициативе И.И.Бецкого. В Смольном
монастыре обучались более 200 человек.
Девочки были разделены на четыре возрастные
группы.
В Смольный институт принимали
дочерей лиц чинов не ниже полковника
и действительного статского советника
на казённый счёт и дочерей потомственных
дворян.
Первоначально воспитанницы
начинали учиться в возрасте 6 лет и заканчивали
в возрасте 18 лет, и готовили их для придворной
и светской жизни. Им преподавались русский
и несколько иностранных языков, Закон
Божий, арифметика, история, география,
литература, архитектура, домоводство,
рисование, танцы и рукоделие. Затем срок
обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего
возраста).
Учебный курс института приравнивался
к курсу женских гимназий.
Воспитанницы института были
обязаны носить особые форменные платья
определённого цвета: в младшем возрасте
— кофейного, во втором — темно-синего,
в третьем — голубого и в старшем возрасте
— зеленого. Коричневый цвет символизировал
близость к земле и был практичен, особенно
для младших детей. Более светлые цвета
символизировали возрастающую образованность
и аккуратность.
Выпускницы сдавали экзамены
по всем предметам. Настоящими испытаниями,
на которых распределялись награды, были
инспекторские. На публичных, на которых
присутствовал император и члены его семьи
считались простой формальностью: лучшие
ученицы рассказывали заранее заученные
билеты.
По результатам обучения выдавались
награды и шифры. Шифр - это металлический
вензель царствующей императрицы, он носился
на левом плече на банте из белой в цветную
полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного
заведения. В случае если институтка, имевшая
шифр, жаловалась во фрейлины, которым
шифр был присвоен как знак придворного
звания, то бант был двойным, из институтской
ленты и голубой фрейлинской. (Такое часто
случалось на Николаевской половине Смольного,
в других институтах - почти никогда). Еще
вручались золотые и серебряные медали
разной величины (или порядка).
Ответственность за воспитанниц
возлагалась на начальницу и классных
дам, которых в каждом классе предусматривалось
по две, они дежурили попеременно. Успехи
воспитанниц проверялись на полугодовых
и годовых экзаменах [3;56].
В 1859—1862 годах инспектором
классов института был К. Д. Ушинский, который
провёл в нём ряд прогрессивных преобразований
(новый семилетний учебный план с большим
числом часов, отведённых на русский язык,
географию, историю, естествознание и
др.). После вынужденного ухода Ушинского
из института все его основные преобразования
были ликвидированы.
В 1848 году в институте открылся
двухгодичный педагогический класс для
подготовки учительниц, а мещанское отделение
было преобразовано в Санкт-Петербургское
Александровское училище, которое с 1891
года стало Александровским институтом.
Смольный институт благородных
девиц стал одним из самых долговечных
начинаний Екатерины II: он просуществовал
до 1917 года.
3.2. Бестужевские курсы
В 1878 году в Петербурге открываются
высшие женские Бестужевские курсы, учрежденные
кружком передовых интеллигентов во главе
с профессором А. Н. Бекетовым, получившие
название «бестужевских» по имени
первого председателя педагогического
совета курсов профессора истории К. Н.
Бестужева-Рюмина. Он заведовал курсами
в 1878 – 1882 годы.
Также в 1878 году возникло общество
для доставления средств высшим женским
курсам, которое нашло для них помещение
на Сергиевской улице столицы, а затем
построило на собственные деньги здание
на 10-й линии Васильевского острова.
В 1886 году Бестужевские курсы
были закрыты и вновь восстановлены только
в 1890 году.
В год учреждения на Бестужевских
курсах обучалось 254 слушательницы, а в
1885 году их стало 785, а еще позже, в 1909 году
— свыше 5 тысяч человек. За 34 года своего
существования Бестужевские курсы закончили
почти 4 тысячи человек; 2/3 из них стали
педагогами [6;99].
Выпускницы высших женских
курсов в 1904 году получили право преподавать
в старших классах женских средних учебных
заведений предметы словесно-исторического
и физико-математического циклов.
В 1906 году Министерство народного
просвещения предоставило бестужевкам
право преподавать в отдельных классах
мужских учебных заведений.
В 1910 году Государственный совет
официально признал Бестужевские курсы
высшим учебным заведением, равным университету.
На Бестужевских курсах работали
лучшие профессора и преподаватели Петербургского
университета и других вузов столицы.
Уровень знаний бестужевок был, как правило,
достаточно высоким, приближаясь к уровню
университетского образования.
И. М. Сеченов называл Бестужевские
курсы «женским университетом в настоящем
смысле этого слова». Он писал: «Да, это
была заря высшего женского образования
в России,и студентки учились прямо-таки
с увлечением, я не раз был свидетелем,
как они занимались в стенах своего университета...
Да и могло ли быть иначе: немногие шли
туда от скуки или из моды, а большинство
стремилось сознательно и бескорыстно
к образованию как к высшему благу, — говорю
«бескорыстно» потому, что оно не давало
тогда курсисткам никаких прав, а впоследствии
даже лишало их таковых»[6;100].
Петербургские Бестужевские
высшие женские курсы просуществовали
до Великой Октябрьской социалистической
революции.
3.3. Мариинский институт
В 1797 году 22 декабря было открыто
учебное заведение как училище для беднейших
сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800
года по Высочайшему повелению учебное
заведение Императрицы Марии Федоровны
получило официальное наименование: «Мариинский
институт».
Первый выпуск состоялся в 1802
году. Мария Фёдоровна лично следила за
устройством дальнейшей жизни каждой
институтки.
В 1828 году скончалась Мария
Фёдоровна и закончился первый период
в становлении Мариинского института.
После её смерти покровителем института
был Николай I, такой чести не удостаивалось
ни одно учебное заведение России. Затем
покровительство перешло Великой княжне
Елене Павловне, супруге Михаила Павловича.
В институт принимались девочки
от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников,
купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских
служителей, то есть дети среднего сословия.
Предпочтение при поступлении отдавалось
девочкам-сиротам.
Учебное заведение ставило
цель - «сделать из девочек честных и добродетельных
женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных
нянек или надзирательниц за детьми, а
в случае нужды, надежных и исправных прислужниц,
искусных во всяких рукоделиях». Институт
готовил, прежде всего, воспитательниц
и учительниц, которых в то время крайне
не хватало. Ряд учебных предметов преподавались
на иностранных языках.
Императрица лично знала всех
воспитанниц, десятерых из которых она
всегда назначала своими пансионерками,
то есть сама платила за их обучение. Она
уделяла большое внимание здоровью «мариинок»,
некоторых во время каникул вывозили в
Гатчину или Павловск на отдых.
В институте был свой Устав,
разработанный Г.И. Вилламовым. Как и в
других закрытых учреждениях, распорядок
дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке»
в 6 утра, после молитвы шли завтракать.
Потом два часа уроков и рукоделие, а в
12 часов - обед, после которого до 2-х часов
длился отдых. Затем возобновлялись занятия
и продолжались до 5 часов. В 8 вечера - ужин,
в 10 часов институтки отправлялись спать.
Платья «мариинок» были кофейного
цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные
наказания считались нежелательными,
но иногда допускались, хотя классные
дамы старались воспитывать учениц, прежде
всего словом и внушением.
3.4. Александровский
институт
Учреждение Мещанского училища
"для дочерей средних сословий и среднего
состояния, наименее обеспеченных в материальном
отношении" преследовало две основные
цели: расширить круг лиц, имеющих образование
вообще, и лиц, воспитанных в заведениях
императрицы Марии Фёдоровны. Последние
были наиболее доступными учебными заведениями
для низших слоёв населения.
Свою основную задачу училище
видело в стремлении дать учащимся образование,
«которое пригодилось бы им на их будущем
жизненном пути и могло бы служить не только
средством для их пропитания, но и подспорьем
для их родителей и было бы на пользу воспитавшему
их Правительству и тому обществу и тем
семьям, в которые суждено будет воспитанницам
передать то, что милостью Правительства
они приобрели в институте».
Днём рождения Московского
Александровского института можно считать
20 января 1805 года, когда последовал рескрипт
императрицы Марии Фёдоровны: «Император,
любезный сын Мой, утвердить изволил учреждение
в разных городах Российской Империи пяти
училищ для девиц, трёх для благородных
и двух для мещанок».
Торжественное открытие училища
состоялось 30 августа 1805 года. В декабре
1807 года вышло новое распоряжение, согласно
которому «училищу для дочерей обер-офицеров,
мещан и прочих девиц, с 12 числа сего месяца,
яко дня рождения Его Императорского Величества,
именоваться впредь Александровским училищем».
При Александре III, в 1892 году, оно получило
статус института.
Административный и педагогический
штат Александровского института состоял
из инспектрисы, позднее начальницы, её
помощницы, классных дам, инспектора классов,
преподавателей и преподавательниц младших
классов, значительного обслуживающего
персонала (при церкви, канцелярии, лазарете,
“экономии” и полиции). Все назначения
производились Высочайшими рескриптами.
Заключение
Женское образование за свою
историю претерпело очень много изменений.
Большую роль в совершенствовании женского
образования и его учебных программ сыграл
великий педагог Константин Ушинский.
Долгое время все же высшее
образование было доступно далеко не
всем, а оставалось привилегией «первенствующего
сословия». Зато в средней женской школе
«высшее» сословие заметно уступило свои
позиции представителям в прошлом «низших»
слоев общества.
Высочайшие покровительницы
заботились о том, чтобы ученицы получили
всестороннее образование, которое бы
соответствовало самым высоким требованиям.
Женщины добились права по окончании многих
курсов держать государственные экзамены
и получать ученые степени.
Становление и развитие женского
педагогического образования оказало
плодотворное влияние на систему просвещения
и на формирование передовой части интеллигенции
России.
Список литературы
1. Днепров, Э.Д. Женское образование
в России/Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. – М.:
Дрофа, 2010. – 288 с.
2. Зинченко, Н.Е. Женское образование
в России. Исторический очерк/Н.Е. Зинченко.
– М.: Книга по Требованию, 2012. – 54 с.
3. Зотова, Л. Женское образование
/Л. Зотова // Берегиня дома твоего. – 2006.
– №1. – С.56-58