История женского образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 01:13, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрена история развития женского образования в России.
С изменением государственной идеологии кардинально менялось и положение женщины в обществе. Постепенно в обществе вызревала идея необходимости регулярного женского образования – в отличие от существовавшего до этого домашнего.

Файлы: 1 файл

педагогика. реферат.docx

— 52.93 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение

В данной работе рассмотрена история развития женского образования в России.

С изменением государственной идеологии кардинально менялось и положение женщины в обществе. Постепенно в обществе вызревала идея необходимости регулярного женского образования – в отличие от существовавшего до этого домашнего. Женские институты обеспечивали общее образование, религиозно-нравственное и светское воспитание. Девочек в них готовили к семейной жизни, к педагогической деятельности в институтах, гимназиях, а также для работы гувернантками, домашними учительницами.

Женские институты создавались как строго сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения, преимущественно для сирот и девочек из малообеспеченных семей.

В данной работе можно выделить такие основные задачи, как:

    • Узнать об истоках формирования женского образования;
    • Познакомиться с историей развития женского образования;
    • Поподробнее узнать о некоторых высших женских учебных заведениях.

 

1.О истоках формирования женского образования

Идеал женщины как верной жены, матери, воспитательницы детей оставался неизменным вплоть до середины XIX века, когда семейный принцип уступил место принципу равноправия женщин. «Женский вопрос» стал предметом обсуждения во всех сферах общества [3;57]. 

Прогрессивный в свое время критик Виссарион Белинский считал, что, хотя женщина должна быть образованной и следить за литературой и наукой, но не  должна писать, а свое образование обязана отдавать на пользу семьи.

Первые сведения об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) организовала девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».

В Суздале в XII веке тоже было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок.

В результате, в XI-XIII веках при церквях и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам". Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Но в литературных источниках можно найти такие сведения, как:

В Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…».

Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».

Также известно, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Данная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, содержит гуманные педагогические идеи.

 

2. История женского образования в России

При изменении идеологии в государстве и менялось отношение к женщине в обществе. Если в XIII – XIV веках, когда кодексом взаимоотношений супругов был «Домострой», ценилась в первую очередь физически крепкая, работящая, здоровая и умелая хозяйка, то, например, в XVIII веке культура уже требовала от женщины знаний в области танцев, музыки, пения, художеств, владения иностранными языками. Таким образом, начала назревать идея необходимости женского образования – в отличие от существовавшего в тот период домашнего образования.

Реформатором женского образования была императрица Екатерина II. В основу учебной программы была положена «святая нравственность». Для ее соблюдения создавались закрытые воспитательные учебные заведения – пансионы благородных девиц, куда девочки поступали с шестилетнего возраста и оставались в течение 12 лет.

Началом общественного женского образования принято считать 1764 год, когда в Петербурге было основано Воспитательное общество благородных девиц. Оно было организовано в Смольном монастыре, и по существу, являлось первым закрытым учебным заведением в России.

В 1765 году было создано отделение для девиц мещанского звания – Александровский институт. По окончанию данного курса школьное начальство брало на себя ответственность по их замужеству.

В 1853 году был открыт Донской (Мариинский) институт благородных девиц, который стал первым средним учебным заведением для девочек дворянского происхождения.

Женские институты создавались строго по сословному критерию – дворянские и мещанские.

С 1864 года были узаконены проведение летних каникул и праздников для воспитанниц, а позднее и воскресных дней в кругу семьи. В некоторых губернских городах дворянство, хотело сохранить патриархальные традиции, просило о поддержании неразрывной связи воспитанниц местных женских учебных заведений с семьей.

Женские институты обеспечивали общее образование, религиозно-нравственное и светское воспитание. Девочек готовили к семейной жизни, к педагогической деятельности в институтах, гимназиях, а также для работы гувернантками, домашними учительницами.

До 1917-го подобные институты претерпели много изменений в соответствии с эволюцией взглядов на женское образование. Большую роль в совершенствовании женского образования и его учебных программ сыграл великий педагог Константин Ушинский.

Процессы становления и развития женского образования, происходившие в столицах, оказывали влияние на провинциальные города, приобретая там свою специфику. Например, Донской (Мариинский) институт благородных девиц учреждался и содержался с помощью казачьего Войска Донского.

Основную помощь в открытии женских учебных заведений оказывали городские общества и частные лица путем внесения ежегодных взносов и отчислений, а также единичных пожертвований.

Реформирование сферы женского образования проходило достаточно медленно. Первым недолгим опытом явилось слушание десятью женщинами платных лекций по химии в Петербурге в 1823 году.

В период общественного подъема 1859 – 1861 годов женщины могли посещать в качестве вольнослушательниц Петербургский университет, а в 1862 – 1864 годах – Медико-хирургическую академию.

В 1863 году Министерство народного просвещения подготовило запрос о допуске женщин в университеты. За предоставление им права на получение высшего образования высказалось большинство университетов, кроме Московского и Дерптского. Но по университетскому Уставу 1863 года доступ женщинам в университеты не был разрешён.

Многие женщины уезжали учиться за границу — в Цюрих, Париж и другие города. Причём стремились получить образование не только по гуманитарным дисциплинам.

В 1870 году в Петербурге по частной инициативе и на частные деньги были открыты Аларчинские высшие женские курсы. Они были открыты при 5-й Петербургской мужской гимназии у Аларчина моста. На курсах преподавались почти все общеобразовательные предметы и педагогика. Эти курсы можно рассматривать как первый шаг на пути к созданию стабильного высшего женского учебного заведения [6;98].

В 1867 году деятельница русского женского движения Евгения Конради подала прошение о разрешении женщинам посещать университеты. На Первом съезде естествоиспытателей её прошение одобрили.

Правительственные круги России были обеспокоены отъездом русских девушек в европейские страны, и в 1873 годубыло опубликовано сообщение о том, что продолжающие слушать лекции в Цюрихе по возвращении на родину не будут допущены к занятиям, а также к экзаменам.

Высшие женские курсы начали своё существование в 1869 году. Они представляли собой частные женские высшие учебные заведения по программе мужских классических гимназий.

В 1872 году при поддержке графа Дмитрия Милютина начали работу Высшие женские курсы в Медико-хирургической академии в Петербурге (для образования «учёных акушерок»). Программа на курсах постепенно была расширена за счёт специальных предметов.

Также в 1872 году в Москве открылись Высшие женские курсы историка Владимира Герье. В 1878 году в Петербурге возникли курсы, возглавляемые профессором Андреем Бекетовым и ставшие известными как Бестужевские.

Несмотря на высокий уровень обучения, выпускницы курсов имели право на преподавание только в средних учебных заведениях в качестве учительниц, им не присваивалось никакого звания и учёной степени.

Постепенно высшие женские курсы стали открываться и в регионах. В 1879 году подобные курсы появились в Киеве и Казани. Они были с двухгодичным обучение на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. Но участие курсисток в революционном студенческом движении привело к закрытию большинства таких заведений.

В 1897 году в Петербурге на собранные частные средства был открыт Женский медицинский институт. Как и курсы, он не обеспечивался государством, и чтобы его содержать, плата необходима была достаточно большая, поэтому  здесь могли учиться только женщины, окончившие гимназию с медалью или с отличием. Данный институт не имел высокого статуса в обществе, поэтому выпускницы могли занимать врачебные должности только в женских отделениях больниц, а также не имели права самостоятельно  проводить судебно-медицинскую экспертизу, не допускались к соисканию степени доктора медицины, вследствие чего получение профессорского звания им было недоступно.

В 1903 году был открыт Женский педагогический институт, созданный на базе высших курсов.

С 1900 года стали вновь открываться высшие курсы: в Москве, в Одессе – педагогические (1903), в Петербурге – естественнонаучные (1903).

В 1908 году разрешение о допуске женщин в университеты вновь отменили. Но волнения и студенческие сходки сделали свое дело – профессурой и обществом этот вопрос вновь был поднят.

Кроме того, после 1905 года общественные организации открыли ряд высших курсов в Казани, Киеве, Харькове, Томске, Варшаве, Тбилиси, Новочеркасске. На курсах создавались новые факультеты: юридические, экономические, физической культуры, и специальные курсы – технические, сельскохозяйственные. 

Женщины добились права по окончании многих курсов держать государственные экзамены и получать ученые степени [3;58].

 

3. Характеристика женских учебных заведений

Становление женского начального образования шло в общем русле развития начальной народной школы.

В дореформенной России обучение девочек в начальной школе, по признанию известного представителя официальной педагогики С. И. Миропольского, «совершенно почти не существовало» [8;7]. В 1856 г. в России насчитывалось всего 8227 начальных народных школ, в которых числилось 450 002 учащихся, девочек среди них было 36 900, т. е. 8,2%.

Создание начальной народной школы было центральной задачей общественно-педагогического движения середины 50-х — начала 60-х гг.

Общественная деятельность по созданию начальных народных школ развернулась уже в конце 50-х гг., задолго до проведения официальных правительственных акций в области начального народного образования. Первым и наиболее ярким проявлением этой деятельности было открытие бесплатных воскресных школ, в организации которых передовая русская интеллигенция видела не только средство распространения грамотности и образования в стране, но и один из путей сближения с народом. В числе самых первых из этих школ была женская воскресная школа, открытая в Петербурге в марте 1859 года М. С Шпилевской (впоследствии писательницей и видной общественной деятельницей).

Основная часть девочек училась в начальных школах самых низших ступеней. Повышенная начальная школа была доступа только для относительно обеспеченных слоев населения, преимущественно городского. Почти все многоклассные начальные училища — 93,7% находились в городах (девочек в числе учащихся здесь было 34,4%). Две трети двухклассных школ располагалось в сельской местности, но и среди учениц школ этой ступени горожанок также было большинство — 61%. Сельское женское население довольствовалось главным образом одноклассными училищами (где учащиеся-девочки составляли 24% общего контингента учеников), а также примитивными школами грамоты.

Обучение девочек даже в этих низших ступенях начальных школ представляло для беднейшей части населения огромные трудности. Основной причиной, препятствующей нормальному посещению этих школ, являлась бедность «во всех ее видах и степенях» [8;10-11].

Информация о работе История женского образования в России