История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.
Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Оглавление

Введение 3
Исторический очерк развития социальной помощи
в России 5
Деятельность церковных приходов и православных братств 8
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

Наконец, в XIX веке в Минске и некоторых других городах ученые откопали эти братства как археологическую  редкость, как какой-то раритет. Когда  об этом сообщили всему православному  миру, это вызвало большой интерес, и количество братств стало расти. Во второй половине XIX века братства стали появляться сотнями, самое маленькое из них насчитывало 64 человека -- по современным масштабам это довольно солидно. В самом большом братстве было более 10 тыс. человек. Некоторые братства имели десятки филиалов в разных городах.

Особенностью братств  в XIX веке стало то, что братствами в строгом смысле называть их было уже нельзя. Скорее они напоминали благотворительные общества. Постоянно  и серьезно работали только советы братств, огромное же количество членов братств платили членские взносы, и дай Бог, если они один раз в году собирались на общее собрание. Их положение, конечно, сильно отличается от того, что было в предыдущей истории братств.

В начале XX века появились  братства с яркими социальными программами, но распространения не получили. Произошли  события, всем вам известные —  события 1917 г. Братства после этих событий  не пропали, но существовали как бы в двух планах: одни братства были у  нас в России, другие за рубежом, в эмиграции. Деятельность братств в России явно диктовалась внешними условиями — нельзя было говорить о проповеди, о широкой помощи бедным, нельзя было говорить об устройстве школ, типографий и т.п. Братства и братчики существовали, поддерживая своих священников и друг друга на воле или в тюрьме, просто помогая выжить и сохранить православие.

Если взглянуть на братства, существовавшие за рубежом, то можно  заметить, что они поставили себе очень интересную цель: с одной  стороны, братства для них — это, как выразился один из людей, «конурка духовная», как бы «постелька, где  можно согреться». Если в России ощущалось страшное антицерковное давление, гонение, то за рубежом ощущался холод, безразличие: все можно, но ничего никому не нужно. И братство было действительно неким собранием вокруг очага, где тепло, собранием людей небезразличных, прежде всего, конечно, братьев и сестер во Христе. И с другой стороны, целью этих братств помимо сохранения веры, братотворения и взаимопомощи стало объединение нескольких братств в общину, т.е. опять-таки выход на церковный уровень, на котором братство существует уже не просто как часть прихода и не как благотворительное общество (за рубежом и без братств было достаточно подобных обществ), а как попытка рождения в церкви того, что превзойдет приходы. И с горечью они отмечали, что все получилось, а вот не получилось общины, не происходило объединения братств. Они жили в общем-то сами по себе.

Приходы

1. Приходом является община  православных христиан, состоящая  из клира и мирян, объединенных при храме.

Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального  архиерея и под руководством поставленного  им священника-настоятеля.

2. Приход образуется по  добровольному согласию верующих  граждан православного вероисповедания,  достигших совершеннолетия, с  благословения епархиального архиерея.

Для получения статуса  юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода.

Границы приходов устанавливаются Епархиальным советом.

3. Приход приступает к  своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приход в своей гражданско-правовой  деятельности обязан соблюдать  канонические правила, внутренние  установления Русской Православной  Церкви и законодательство страны нахождения.

5. Приход в обязательном  порядке отчисляет через епархию  средства на общецерковные нужды  в размере, установленном Священным  Синодом, и на епархиальные  нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

6. Приход в своей религиозной,  административно-финансовой и хозяйственной  деятельности подчинен и подотчетен  епархиальному архиерею. Приход  исполняет решения Епархиального  собрания и Епархиального совета  и распоряжения епархиального архиерея.

7. В случае выделения  какой-либо части или выхода  всех членов Приходского собрания  из состава прихода они не  могут заявлять никаких прав  на приходское имущество и средства.

8. В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

9. Приходские храмы, молитвенные  дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

10. Органами приходского  управления являются настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия.

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Определениями Священного Синода, Указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими Уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.

14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

16. В случае выделения  какой-либо части или выхода  всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.

17. В случае принятия Общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одна из основных задач  социальной защиты населения на перспективу - усиление внимания к нуждам ветеранов  и детей, организация социального  обслуживания этих групп населения. Главное здесь - внедрение наиболее эффективных и экономичных форм и методов предоставления социальных услуг, приведение в соответствие с  современными требованиями нормативов штатов административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и медицинского персонала. Кроме  того, необходимо создать нормативную  базу для определения расходов на питание обслуживаемых, оплату труда  обслуживающего персонала, обеспечение инвентарем и т. п.

 Дальнейшее развитие  системы социального обслуживания  связано с разработкой и утверждением  государственных социальных стандартов, устанавливающих основные требования  к объемам и качеству социальных  услуг, порядку и условиям их  оказания разным категориям населения.  Применение указанных стандартов  обеспечит защиту интересов граждан  с точки зрения объема и  качества предоставляемых социальных  услуг, создаст условия для  развития социального обслуживания  на базе новейших достижений  науки и практики, позволит реализовать  принципы равнодоступности, добровольности, гуманности и приоритетности. В  то же время использование  государственных стандартов социального  обслуживания будет способствовать  экономии трудовых и материальных  ресурсов и тем самым улучшению  экономических показателей в  системе социального обслуживания  населения. Введение государственных  стандартов позволит повысить  эффективность лицензирования деятельности  в сфере социального обслуживания  населения (обязательность соблюдения  требований государственных стандартов  для соискателей лицензии независимо от формы собственности).

 В 2001-2005 гг. продолжится  реализация федеральных целевых  программ "Дети России" и "Социальная  поддержка инвалидов". Приоритетной  задачей остается завершение  работ по федеральной программе  "Старшее поколение" и разработка  проекта аналогичной программы на 2002-2004 гг.

 В мае 2000 г. Россия  подписала Европейскую социальную  хартию. В настоящее время готовится  ее ратификация, что предполагает  анализ сопоставимости ее норм  с российским законодательством  и правоприменительной практикой  в социальной сфере, сближение  отечественных законодательных  норм с европейскими стандартами,  улучшение социальной защиты  населения. Важно наладить более  тесное взаимодействие органов  социальной защиты всех уровней,  межведомственные контакты. В перспективе  необходимо осуществить структурную  трансформацию и интеграцию протезно-ортопедических  предприятий в реабилитационные центры, что позволит комплексно решать вопросы реабилитации и адаптации инвалидов. В условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты. В этой связи требует корректировки реализация принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых нетрудоспособным по линии социальной помощи, в том числе содержание в домах-интернатах инвалидов и престарелых, некоторые виды протезирования и пр.

 Потребность населения  в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные  учреждения зачастую не имеют  возможности предоставлять их  в необходимом объеме, своевременно  и качественно. Как правило,  выгодным становится размещение  госзаказов на оказание социальных  услуг в негосударственном секторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987.

 Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986

Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995.

 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995.

 

 


Информация о работе История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств